Естественно-правовая теория
Шц
Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Однако собственно политические партии появились в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).
В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., политические партии есть общественные объединения, целью кото-
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 4. Государство и политические партии
рых является «участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководство государственными делами.
Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов
больших социальных групп;
Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея
тельностью;
• разработка партийной идеологии, создание и реализация по
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;
• политическое воспитание общества в целом или его части;
,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
Политические партии призваны выражать интересы различных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям:
1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо
кратические, коммунистические, классовые, националистичес
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио
тические и т.п.;
2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);
3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше
нию общественной жизни без принципиальных структурных из
менений);
4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре
мистские;
5) в зависимости от представительства в высших органах госу
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.
В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.
Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология, которая может проводиться по следующим основаниям:
*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;
Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или
Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается
J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-
** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых
\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-
N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-
lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и
Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не
т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-
\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-
t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких
партий);
3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалиционные;
У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.
^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий и партийных систем. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция их более детальной юридической регламентации.
Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в
политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления и т.д.
Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного права» («права партий»).
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.
Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что:
• социальная база движений более широкая, аморфная, пе
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на
циональных, конфессиональных и других групп);
• общественно-политические движения, как правило, придер
живаются только одной политической концепции и добива
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг
нув этой цели, движение прекращает свое существование);
• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;
• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес
кое движение трансформируется в политическую партию);
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 6. Государство и группы давления
• центром политической активности в общественно-полити
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;
• в общественно-политическом движении отсутствуют фор
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).
Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:
1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;
2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра
тические и общедемократические;
3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли
тарные;
4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;
5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;
6) в зависимости от социального состава — на профессиональ
ные, возрастные и др.;
7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;
8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа
ции, объединения и т.п.;
9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.
§ 6. Государствои группы давления
Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.
Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).
В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.
Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются:
• выдвижение своих членов в состав представительных и ис
полнительных органов власти, а также в качестве функцио
неров управленческого аппарата;
• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
• поддержание личных контактов с членами парламента, пра
вительства, прочими чиновниками и т.д.
Эффективность деятельности групп давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.).
В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.
Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).
Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.
Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма
решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реальной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.
Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).
В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).
В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.
В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-
ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.
§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма
Слово «плюрализм» означает «множественность», «разномыслие».
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.
Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.
Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.
Политический плюрализм означает:
• многообразие политических идей и организационных форм;
• отрицание моноцентризма;
7-549
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
Рекомендуемая литература
• свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;
• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;
• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;
• ограничение центральной власти, разделение властей;
• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак
терные черты политического плюрализма:
• идеологическое многообразие;
• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го
сударственной или обязательной;
• светский характер государства (в связи с чем никакая рели
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);
• признание политического многообразия и многопартий
ности;
• равенство всех общественных объединений перед законом.
Политическим плюрализмом называется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокупность взглядов на общество, государство, их соотношение и перспективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собственности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по поводу собственности, труда и власти; политического режима как реальной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Утверждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы развиваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологических установок (С.А. Авакьян).
Любое государство официальную идеологию воплощает в конституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?
2. Назовите функции политической системы общества.
3. Каково место государства в политической системе общества?
4. Какова роль права в политической системе общества?
5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити
ческих партий?
6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви
жения?
7. Что такое политический плюрализм?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.
Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.
Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.
Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.
Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.
Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.
Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.
Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.
Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
ГЛАВА 7
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.
Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).
Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);
О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);
^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);
If • связь с государством (означает, что право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,
древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в центре Вавилона);
fa • системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-
пекта:
1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная
сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа
тельная сторона).
Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.
Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).
Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 4. Основные теории правопонимания
§ 2. Право в объективном и субъективном смысле
В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право (или собственно право) ■— это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •
Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.
Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.
2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;
,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;
,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно -обязывающим содержанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).
Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)
Чьи интересы
преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)
Интересы определенной религии (религиозный подход) |
Интересы определенной расы (расовый подход) |
Интересы господствующего класса (классовый подход)
Интересы определенной нации (националистический подход) |
Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)
§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством. Это выражается в том, что:
1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;
§ 4. Основные теории правопонимания
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми госу-
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 4. Основные теории правопонимания
дарством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей
данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, опре
деляют собой правотворческий и правоприменительный про
цессы);
3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в
самой «человеческой природе», они приобретаются от рождения
либо от бога.
...J... Достоинства:
. это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
.« в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, что они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
• она провозглашает источником прав человека природу либо
бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола
чиновников и государственных структур.
—- Слабые стороны:
> такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
* подобное толкование связано не столько с правом, сколько с
правосознанием, которое действительно может быть разным у раз
личных людей.
Историческая школа права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв.
Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.
Основные идеи:
1) право — историческое явление, которое, как и язык, не уста
навливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а
возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически
сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические
последствия). Законы же производны от права обычного, которое
произрастает из недр «национального духа», глубин «народного
сознания» и т.д.;
3) отрицание прав человека.
Достоинства:
впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;
подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны:
данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория права
I Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.
Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является
представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом
верху находится «основная (суверенная) норма», принятая зако
нодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в
норме более значительной юридической силы;
2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а
не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы
норм долженствования и его сила зависит от логичности и строй
ности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 4. Основные теории правопонимания
считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. „J- Достоинства:
верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как : нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
признаются широкие возможности государства влиять на об
щественное развитие, ибо именно государство устанавливает и
обеспечивает основную норму.
.._ Слабые стороны:
осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами (т.е. представители данной теории излишне «очищали» от них право);
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивал роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.
Материалистическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX в.
Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном
счете определяется характером материальных производственных
отношений, носителями которых выступают классы собственни
ков основных средств производства, держащие в своих руках госу
дарственную власть;
3) право представляет собой социальное явление, в котором
классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняют
ся государством.
! Достоинства:
в связи с пониманием права как закона (т.е. как формально определенного нормативного акта) выделены четкие критерии правомерного и противоправного;
показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. -~- Слабые стороны:
преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества;
слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
Психологическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму полу-' Чила в XX в.
1 Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. ' Основные идеи:
1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
! 2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-ат-i рибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чув-,' ства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязан-i ности сделать что-то (императивная норма);
' 3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 4. Основные теории правопонимания
подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д. /Достоинства:
обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
повышена роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.
Слабые стороны:
слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых так же зависит природа права:
в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
I' ■, Социологическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.
Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др. Основные идеи:
1) разделение права и закона. Право воплощается не в естест
венных правах и не в законах, а в реализаций законов. Если закон
находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
2) под правом, следовательно, понимаются юридические дейст
вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов
и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотноше
ний — физических и юридических лиц. Отсюда другое название
данной доктрины — теория «живого» права;
3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в про
цессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы
правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом слу
чае субъектами правотворчества.
-■]■ Достоинства:
такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. „.Слабые стороны:
если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
Основные теории правопонимания
Естественно-правовая: право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.)
Историческая: право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.)
Нормативистская: право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.)
Материалистическая: право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Психологическая: право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.)
Социологическая: право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 6. Принципы права: понятие и виды
§ 5. Соотношение экономики, политики и права
Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства в конкретном обществе.
Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом, с другой.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
1) среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.
Первичными факторами развития и функционирования общест
венных отношений (в том числе производственных, политических,
правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях
интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем
претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно
говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху
буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались
законы, а потом на их базе формировались новые экономические
отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями;
2) экономика определяет политику и право. Последние являют
ся надстроечными категориями и зависят от базиса (способа про
изводства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в
конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику,
могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо
сдерживая развитие производственных отношений (данное обрат
ное влияние политики и права на экономику было сильно преуве
личено в теории и практике социалистического строительства. Это
было обусловлено тем, что главным собственником в социалисти
ческом обществе было государство, которое планы своей экономи
ческой деятельности объявляло законом (юридическими норма
ми), а необходимость достижения тех или иных результатов в эко
номике формулировало как политико-правовые требования).
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:
когда определяющим выступает политика;
когда определяющим фактором выступает право.
§ 6. Принципы права: понятие и виды
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым относят такие принципы, как: , I' "справедливость (означает соответствие между ролью лица в ' обществе и его социально-правовом положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказа-1 нием и т.п.);
'.г" • юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного по
ложения, места жительства, отношения к религии, убежде
ний, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ог
раничения прав граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации»);
• г^мщщзм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоин-
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве
ство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ! «1. Достоинство личности охраняется государством. НичтсГ не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»); демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть "закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы);
• единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может
быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);
• федерализм (он присущ только для тех правовых систем, ко
торые существуют в федеративных государствах и означает,
что в данном обществе действуют две системы законодатель
ства); '
• законность (означает систему требований общества и госу
дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и
повсеместно);
• сочетание убеждения и принуждения и др.
Особое значение для права имеет принцип справедливости. Далеко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокореннными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедливом». «Право, — писал Г. Гроций, — не что иное, как то, что справедливо». Во введении к Законам Хаммурапи (законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 1782—1750 гг. до н.э.) сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять » справедливости в стране».
Названные принципы действуют во всех без исключения отрас- i лях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты ] нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношени-
ях; в уголовном процессе — презумпция невиновности, в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
I Виды принципов права
Межотраслевые |
Отраслевые |
Общеправовые [—
в гражданском праве: всеобщность защиты гражданских прав |
в граждански и уголовно-процессуальном праве:гласность и состязательность судопроизводства |
справедливость
гуманизм
демократизм
в уголовном процессе: презумпция невиновности |
юридическое равенство граждан перед законом и судом |
в уголовном,
гражданском,
административном
праве:
неотвратимость
ответственности
единство прав и обязанностей |
в трудовом праве: свобода труда
федерализм |
в гражданском и семейном праве: равенство сторон
законность
сочетание убеждения и принуждения
,и § 7. Соотношение убеждения и принуждения в праве
> Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.
Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как
8-549
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 8. Функции права: понятие и классификация
субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество прежде всего должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании, как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления пользования правами, наказания и т.д. Принуждение — это более жесткий метод воздействия права на субъектов. Особенности принуждения заключаются в том, что оно:
v • является второстепенным, применяемым после убеждения
методом;
* • осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
• выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном.
§ 8. Функции права: понятие иклассификация
Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных от-
ношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
В функциях всегда отражается сущность, природа права, необходимость самого существования права как социального регулятора. Именно в функциях проявляется его социальная ценность, заключающаяся в установлении с помощью права определенного порядка, устойчивости, согласованности, организованности, меры свободы и т.п.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридических) или в более широких (общесоциальных). Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.