Политическая система общества: понятие и структура

О.

Ф

1 1  
п  
о  
о ф
а. V
с о
s  
ш  
га ш
ьны
си с;
с ш

ш

 

     
    ф        
           
papxt*   X л §   ктов рацж
Поие   феде   орган I о Феде

 

       
л          
§     Ф     ф 3
СО           X
      X     о
О     с;      
X     п      
зако ные   I исп ф X   о

 

    С»
X п О. ■я
  т о X
  л 1_ л
  с о с;
О 0) СО О. ф 1-

 

6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3
ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол­
номочий между органами государственной власти Российской Фе­
дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест­
вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово­
рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно
же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде­
рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации);

7) принцип профессионализма, который создает благоприят­
ные условия для использования наиболее квалифицированных ра­
ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует
высокий уровень решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны.

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото­
рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро­
кратических начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра­
лизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффек­тивность государственного управления обществом, ведет к его де­мократизации и совершенству.

§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления

Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, не­обходимо рассмотреть его соотношение с органами местного само­управления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.


6 - 549



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


Рекомендуемые законодательство и литература



 


Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою от­ветственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономнос­ти, самостоятельности населения в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государ­ственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуп­равления могут наделяться законом некоторыми государственны­ми полномочиями с передачей необходимых для их осуществле­ния материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конститу­ции РФ).

Население реализует право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующи­ми чертами:

• их структура и компетенция определяется населением само­
стоятельно;

• они обладают полномочиями на решение вопросов местного
значения;

• в пределах своей компетенции издают правовые акты;

• являются юридическими лицами;

• не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправле­ния Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.

К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании, количество которых определяется уставом му­ниципального образования.

В компетенцию представительного органа местного самоуправ­ления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его ис­полнении, принятие планов и программ развития муниципально­го образования, установления местных налогов и сборов, установ­ление порядка управления и распоряжения муниципальной собст­венностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-


дательном (представительном) органе субъекта Российской Феде­рации.

В структуре органов местного самоуправления уставом муни­ципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и предста­вительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципаль­ного образования.

Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граж­дан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответ­ствии с уставом муниципального образования и законами субъек­тов Российской Федерации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое механизм государства?

2. Какова структура механизма государства?

3. Назовите признаки органа государства.

4. Является ли президент органом государства?

5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в
совершенствовании его деятельности?

6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст­
венного аппарата, как демократизм и гласность?

7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп­
равления?

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федераль­ного Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.

1999. 1 и 3 июля.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 де­кабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.

Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.


       
 
   
 


Глава 5. Механизм (аппарат) государства

Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведе­ние. 1996. № 3.

Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной эконо­мике. М., 1992.

Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.

Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правя­щий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.

Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и прак­тика. Ярославль, 1996.


ГЛАВА 6

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

В социальном управлении принимают участие различные субъ­екты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».

Политическая система общества — это упорядоченная на осно­ве права и иных социальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит полити­ческая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулиру­ются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации по­литической деятельности.

Политическая система представляет собой конкретно-истори­ческую форму взаимодействия субъектов политики, которая орга­низует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование и жизнедеятельность общества как единого политического организма, пронизанного политичес­кой властью.

Политическая система имеет ряд особенностей:

1) именно в рамках и с помощью ее осуществляется политичес­
кая власть;

2) зависит от характера общественной среды, социально-эконо­
мической структуры общества;

3) обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, пред­ставляет собой упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.




Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 2. Функции политической системы общества



 


Категория «политическая система» позволяет проникнуть в поли­тические интересы классов, социальных групп, наций, разобрать­ся во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интере­сы политических явлений.

Политическая система в конечном счете ретулирует производ­ство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют такие компоненты политической системы, как:

1) политическая организация общества, включающая в себя
государство, политические партии и движения, общественные ор­
ганизации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические
и идеологические стороны политической власти и политической
системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие
политическую жизнь общества и процесс осуществления полити­
ческой власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элемен­
тами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической дея­
тельности и совокупного политического опыта

Системообразующей категорией, интегрирующей данные эле­менты в единую политическую систему, является категория «по­литическая власть».

Каждая организация, входящая в политическую систему, за­нимает в ней соответствующее место, имеет свое специфическое назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвуют в решении общих задач общества.

В зависимости от их природы выделяют следующие виды поли­тических систем: демократические, командно-административ­ные, теократические, переходные и т.п.

§ 2. Функции политической системы общества

Сущность политической системы общества наиболее ярко про­является в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы: • обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-


 


ческой системой устанавливаются и осуществляются кон­кретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильствен­ные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляю­щей включает постановку целей, задач, выбор пути развития общества, разработку конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достиже­ния этих целей и решения задач (без огромной организатор­ской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и не могут быть достигнуты); выявление и представительство интересов различных субъ­ектов политических отношений (без селекции, четкого опре­деления и выражения на политическом уровне данных инте­ресов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политичес­ких отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеа­лами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объ­единяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в об­ществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством которой формиру­ется политическое сознание индивида и он «включается» в «работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); ■ легитимация политической власти (достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).



Глава 6. Государство и право вполитической системе общества