Политическая система общества: понятие и структура
О.
Ф
1 1 | |
п | |
о | |
о | ф |
а. | V |
с | о |
s | |
ш | |
га | ш |
ьны | |
си | с; |
с | ш |
ш
ф | ||||||
papxt* | X л § | ктов | рацж | |||
Поие | феде | орган | I о | Феде |
л | .а | |||||
§ | Ф | ф 3 | ||||
СО | X | |||||
X | о | |||||
О | с; | |||||
X | п | |||||
зако | ные | I исп | ф X | о |
С» | |||
X | п | О. | ■я |
т | о | X | |
л | 1_ | л | |
с | о | с; | |
О | 0) | СО О. | ф 1- |
6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3
ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол
номочий между органами государственной власти Российской Фе
дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест
вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово
рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно
же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде
рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации);
7) принцип профессионализма, который создает благоприят
ные условия для использования наиболее квалифицированных ра
ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует
высокий уровень решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны.
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото
рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро
кратических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра
лизации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.
6 - 549
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Рекомендуемые законодательство и литература
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом некоторыми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население реализует право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
• их структура и компетенция определяется населением само
стоятельно;
• они обладают полномочиями на решение вопросов местного
значения;
• в пределах своей компетенции издают правовые акты;
• являются юридическими лицами;
• не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования.
В компетенцию представительного органа местного самоуправления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-
дательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования.
Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое механизм государства?
2. Какова структура механизма государства?
3. Назовите признаки органа государства.
4. Является ли президент органом государства?
5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в
совершенствовании его деятельности?
6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст
венного аппарата, как демократизм и гласность?
7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп
равления?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.
1999. 1 и 3 июля.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.
Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.
Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система представляет собой конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование и жизнедеятельность общества как единого политического организма, пронизанного политической властью.
Политическая система имеет ряд особенностей:
1) именно в рамках и с помощью ее осуществляется политичес
кая власть;
2) зависит от характера общественной среды, социально-эконо
мической структуры общества;
3) обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 2. Функции политической системы общества
Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете ретулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Выделяют такие компоненты политической системы, как:
1) политическая организация общества, включающая в себя
государство, политические партии и движения, общественные ор
ганизации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические
и идеологические стороны политической власти и политической
системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие
политическую жизнь общества и процесс осуществления полити
ческой власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элемен
тами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической дея
тельности и совокупного политического опыта
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней соответствующее место, имеет свое специфическое назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвуют в решении общих задач общества.
В зависимости от их природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
§ 2. Функции политической системы общества
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы: • обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-
ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, выбор пути развития общества, разработку конкретных программ деятельности политических институтов);
мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и решения задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и не могут быть достигнуты); выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в «работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); ■ легитимация политической власти (достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Глава 6. Государство и право вполитической системе общества