Механизм государства: понятие, основные черты, структура

Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про­водит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «го­
сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы,
хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен­
ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­
нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для
этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­
ства» включаются также «материальные придатки» государствен­
ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру­
довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный
аппарат осуществляет свою деятельность.
"■.' Характерные черты механизма государства: 4 , ^..-,

J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi

ность государственных органов;

of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные ор­ганы;

^ • он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^.внутреннее"строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций.

n*h
/.

 



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


§ 2. Понятие и признаки органов государства



 


Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2) государственные организации— это такие подразделения
механизма государства (его «материальные придатки»), которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­
сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция,
налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения— это такие подразделения ме­
ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­
ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­
средственную практическую деятельность по выполнению функ­
ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­
вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,
почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа,
театр и т.д.);

4) государственные предприятия— это такие подразделения
механизма государства, которые тоже властными полномочиями
(за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют-
хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­
цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­
боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­
требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­
зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих(чиновников), специально зани­
мающихся управлением. Государственные служащие различают­
ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­
висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­
венным исполнением полномочий государственного органа (депу­
таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица,
занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­
номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты,
советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения и обеспечения полно­
мочий этих органов (референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­
щие распорядительными полномочиями (врачи в государствен-


ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства,а также принуди­тельную силу, необходимых для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей, включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

§ 2. Понятие и признаки органов государства

Анализ государства с позиций его механизма позволяет вы­явить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархи­ческие связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт'ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволя­ет полнее выявить его природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «зда­ния» механизма государства выступает государственный орган.



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


i 3. Классификация государственных органов



 


w Орган государства — это звено государственного аппарата, уча­ствующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го­
сударства, выступая неотъемлемой частью единого государствен­
ного организма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку­
ментов (Конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­
пользуя для этого соответствующие формы и методы;

5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом
прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в
случае необходимости мер принуждения;

6) состоит из государственных служащих и соответствующих
подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.),
скреплённых единством целей, ради достижения которых образо­
ваны;

7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс­
порт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в
банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для
осуществления его компетенции* Компетенция (круг ведения) —
это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав
и обязанностей), предоставленных конкретному органу или долж­
ностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенно­
го круга государственных или общественно-значимых задач и осу­
ществления соответствующих функций;

8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:

 

• путем принятия нормативных актов (предписаний общего
характера);

• путем принятия правоприменительных актов (предписаний
индивидуального характера);

• путем конкретно-организационной деятельности;

9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка­
честве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязатель­
ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре­
тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

10) осуществляет свою деятельность на определенной террито­
рии (имеет территориальный масштаб деятельности).


§ 3. Классификация государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразде­ляться в зависимости от следующих критериев:

• по порядку образования органы государства классифициру­
ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре­
зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор­
ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други­
ми государственными органами (Правительство РФ, Консти­
туционный Суд РФ и пр.);

• по форме реализации государственной деятельности — наза-
конодательные (представительные), исполнительно-распо­
рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За­
конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов­
ская областная дума, Пензенское представительное собрание
и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю
и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие
«представительные органы» и «законодательныеорганы» не
совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся­
кий законодательный орган является одновременно предста­
вительным, но не всякий представительный орган может вы­
ступать в качестве законодательного, например, созванное
конституционное совещание может быть признано предста­
вительным органом, но не законодательным); исполнитель­
но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер­
ства, ведомства, государственные комитеты, администрации
краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию
принятых законов и подзаконных актов; судебные органы
(конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар­
битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас­
сматривать имущественные споры физических и юридичес­
ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж­
данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга­
ны горного и промышленного надзора, органы надзора по
ядерной и радиационной безопасности);

• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе­
деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной
Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­
конодательные структуры), исполнительные (Правительст­
во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты
РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и
судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитраж-


Глава 5. Механизм (аппарат) государства

ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татар­стана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутрен­них дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и ор­ганы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчине­ния (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достиже­ния краткосрочных целей (временная администрация в усло­виях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государ­ственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губерна­тор и т.п.);

по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правопримени­тельные (Министерство образования РФ, управление юсти­ции Пензенской области) и правоохранительные (органы на­логовой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетен­ции, которые в пределах своих полномочий принимают ре­шения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере обще­ственной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.

§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятель­ности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.


§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
который предполагает соответствующие обязанности государст­
венных служащих признавать, соблюдать и защищать их (это вы­
текает из ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положение, со­
гласно которому «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью»);

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего,
в широком участии fpa^flaH в формировании и организации дея­
тельности государственных органов, в учете в политике государст­
ва разнообразных интересов большинства населения (этот прин­
цип нашел свое воплощение в ст. 3 Конституции РФ «1. Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осу­
ществляет свою власть непосредственно, а также через органы го­
сударственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выс­
шим непосредственным выражением власти народа являются ре­
ферендум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение
властных полномочий преследуется по федеральному закону»);

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­
тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую­
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц
(согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Рос­
сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­
нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­
ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»);

4) принцип законности, который означает обязательность со­
блюдения всеми органами государства и государственными служа­
щими Конституции, законов и подзаконных актов (согласно ч. 2
ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и долж­
ностные лица, равно как и органы местного самоуправления,
граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституция и
законы России);

5) принцип гласности, который обеспечивает информирован­
ность общественности о практической деятельности конкретных
государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса
функционирования чиновников (этот принцип нашел свое вопло­
щение в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где установлено, что «каждый
имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом. Пере­
чень сведений, составляющих государственную тайну, определя­
ется федеральным законом»);



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления



 


                   
   
 
 
     
 
   
 
 
   


 

 

 

 

 

  i i i
По правовым формам деятельности   правотвор­ческие   правопри-| менительные   правоохра­нительные
i   i      
По характеру компетенции общей компетенции   специальной 1 компетенции
i   i i
По порядку осуществления компетенции коллегиальные   единоначаль-ные

ф

Iси