Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «го
сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы,
хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен
ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за
нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для
этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ
ства» включаются также «материальные придатки» государствен
ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру
довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный
аппарат осуществляет свою деятельность.
"■.' Характерные черты механизма государства: 4 , ^..-,
J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi
ность государственных органов;
of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные органы;
^ • он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^.внутреннее"строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
n*h |
/. |
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации— это такие подразделения
механизма государства (его «материальные придатки»), которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного го
сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция,
налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения— это такие подразделения ме
ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис
ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо
средственную практическую деятельность по выполнению функ
ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо
вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,
почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа,
театр и т.д.);
4) государственные предприятия— это такие подразделения
механизма государства, которые тоже властными полномочиями
(за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют-
хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук
цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра
боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по
требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка
зенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих(чиновников), специально зани
мающихся управлением. Государственные служащие различают
ся по своему правовому положению в механизме государства. В за
висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст
венным исполнением полномочий государственного органа (депу
таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица,
занимающие должности для непосредственного обеспечения пол
номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты,
советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения и обеспечения полно
мочий этих органов (референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю
щие распорядительными полномочиями (врачи в государствен-
ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт'ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.
Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
i 3. Классификация государственных органов
w Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го
сударства, выступая неотъемлемой частью единого государствен
ного организма, занимая в нем свое специфическое место;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку
ментов (Конституции, законов и подзаконных актов);
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис
пользуя для этого соответствующие формы и методы;
5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом
прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в
случае необходимости мер принуждения;
6) состоит из государственных служащих и соответствующих
подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.),
скреплённых единством целей, ради достижения которых образо
ваны;
7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс
порт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в
банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для
осуществления его компетенции* Компетенция (круг ведения) —
это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав
и обязанностей), предоставленных конкретному органу или долж
ностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенно
го круга государственных или общественно-значимых задач и осу
ществления соответствующих функций;
8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:
• путем принятия нормативных актов (предписаний общего
характера);
• путем принятия правоприменительных актов (предписаний
индивидуального характера);
• путем конкретно-организационной деятельности;
9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка
честве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязатель
ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре
тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
10) осуществляет свою деятельность на определенной террито
рии (имеет территориальный масштаб деятельности).
§ 3. Классификация государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
• по порядку образования органы государства классифициру
ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре
зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор
ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други
ми государственными органами (Правительство РФ, Консти
туционный Суд РФ и пр.);
• по форме реализации государственной деятельности — наза-
конодательные (представительные), исполнительно-распо
рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За
конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов
ская областная дума, Пензенское представительное собрание
и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю
и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие
«представительные органы» и «законодательныеорганы» не
совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся
кий законодательный орган является одновременно предста
вительным, но не всякий представительный орган может вы
ступать в качестве законодательного, например, созванное
конституционное совещание может быть признано предста
вительным органом, но не законодательным); исполнитель
но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер
ства, ведомства, государственные комитеты, администрации
краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию
принятых законов и подзаконных актов; судебные органы
(конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар
битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас
сматривать имущественные споры физических и юридичес
ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж
данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга
ны горного и промышленного надзора, органы надзора по
ядерной и радиационной безопасности);
• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе
деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной
Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за
конодательные структуры), исполнительные (Правительст
во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты
РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и
судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитраж-
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);
по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);
по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);
по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79
Такими принципами могут выступать:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
который предполагает соответствующие обязанности государст
венных служащих признавать, соблюдать и защищать их (это вы
текает из ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положение, со
гласно которому «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью»);
2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего,
в широком участии fpa^flaH в формировании и организации дея
тельности государственных органов, в учете в политике государст
ва разнообразных интересов большинства населения (этот прин
цип нашел свое воплощение в ст. 3 Конституции РФ «1. Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осу
ществляет свою власть непосредственно, а также через органы го
сударственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выс
шим непосредственным выражением власти народа являются ре
ферендум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение
властных полномочий преследуется по федеральному закону»);
3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни
тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц
(согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Рос
сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако
нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель
ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»);
4) принцип законности, который означает обязательность со
блюдения всеми органами государства и государственными служа
щими Конституции, законов и подзаконных актов (согласно ч. 2
ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и долж
ностные лица, равно как и органы местного самоуправления,
граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституция и
законы России);
5) принцип гласности, который обеспечивает информирован
ность общественности о практической деятельности конкретных
государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса
функционирования чиновников (этот принцип нашел свое вопло
щение в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где установлено, что «каждый
имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом. Пере
чень сведений, составляющих государственную тайну, определя
ется федеральным законом»);
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
i i i | ||||||
По правовым формам деятельности | правотворческие | правопри-| менительные | правоохранительные | |||
i | i | |||||
По характеру компетенции | общей компетенции | специальной 1 компетенции | ||||
i | i i | |||||
По порядку осуществления компетенции | коллегиальные | единоначаль-ные |
ф
Iси