Типы государства
Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.
Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.
Рабовладельческое государствовыступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.
Феодальное государствоявляется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости
от помещиков.
Буржуазное государствовыступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государствокак государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Глава 4. Типы и формы государства
§ 2. Понятие и элементы формы государства
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци
ально-экономических факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха
рактер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за
программированностью, между тем история многовариантна и да
леко не всегда «вписывается» вначерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио
нальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки —■ культурнее, религиозные, национальные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п.
Типы государства: различные подходы
Формационный подход (социально-] экономические факторы) |
Цивилиэационный подход (духовные факторы)
--- еги! |
рабовладельческий тип |
азиатский способ производства |
прафеодальный тип |
феодальный тип |
буржуазный тип |
шетская цивилизация
ч | китайская | |
ч | западная | |
ч | православная | |
ч | иранская |
ч | мексиканская |
и другие |
социалистический тип
Достоинства данной типологии:
1) выделеныфакторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в
качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (хотели они
этого или нет) дали типологию не столько государства, сколько
общества. Государство ведь только политическая часть общества,
которая имеет свою природу и характеризуется собственными
параметрами, не совпадающими с параметрами общества как
более широкого и объемного понятия.
§ 2. Понятие и элементы формы государства
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в ^целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Глава 4. Типы и формы государства
§ 3. Форма государственного правления
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и ор
ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот
ношения друг с другом и населением; в зависимости от особеннос
тей формы правления государства подразделяются на монархичес
кие и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориаль
ную структуру государства, соотношение между государством в
целом и его составными территориальными единицами; по форме
государственного устройства государства делятся на унитарные и
федеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой
систему методов, способов и средств осуществления государствен
ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов
государственного властвования различают демократический и-
антидемократический политические (государственные) режимы).
Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
§ 3. Форма государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) бессрочна;
3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феода-
лизма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-"публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. ■/ I В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступле-" ние). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — запрет) на решения законодательного ор-•, гана.
■ В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пред-
Глава 4. Типы и формы государства
седателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
, Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Форма государственного правления
Монархии |
Республики
i „ | 1 1 1 | ||||||
абсолютная | ограниченная | президентская | смешанная | парламентская |
§ 4. Соотношение типа и формы государства
Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государства» нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.
Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
§ 4. Соотношение типа и формы государства
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская в период с VI поТв. до н. э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу.
Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется его историческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от:
1) уровня экономического развития общества;
2) соотношения классовых сил;
3) национальных и культурных традиций;
4) международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства).
Глава 4. Типы и формы государства
§ 5. Форма государственного устройства
§ 5. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
На основе данного критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Различают следующие формы государствейного устройства:
1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв
ляются административно-территориальными единицами и не об
ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест
вует единая система высших органов и единая система законода
тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Унитарные государства бывают централизованными — Швеция,
Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др.,
в которых крупные регионы пользуются широкой автономией,
самостоятельно решают переданные им в ведение центральными
органами вопросы);
2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо
го являются государственными образованиями и обладают в той
или иной мере государственным суверенитетом и другими призна
ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными
органами" и федеральным законодательством существуют высшие
органы и законодательство субъектов федерации, как, например в
Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по
строены по территориальному (США) либо по национальному и
территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на
основе распределения функций между ее субъектами и центром,
зафиксированного в союзной конституции, которая может б^гь
изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна
часть полномочий является исключительной компетенцией союз
ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совмест
ной компетенцией союза и его членов).
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четыре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмира-
ты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин);
3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняющих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Кроме названных имели место и некоторые другие специфические формы государственного устройства: империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, российская) существовали в различные исторические эпохи.
Форма государственного устройства
±
Федеративная |
Унитарная |
принцип территориального построения |
централизованное государство |
децентрализованное государство |
принцип национально- • территориального построения |
Конфедерация
Глава 4. Типы и формы государства
§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой — понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; дсстижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:
• степень участия народа в механизмах формирования полити
ческой власти, а также способы такого формирования;
• соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами
государства;
• гарантированность прав и свобод личности;
• характеристика реальных механизмов осуществления влас
ти в обществе;
• степень реализации политической власти непосредственно
народом;
• степень гласности в обществе и «прозрачности» государст
венного аппарата;
• место и роль негосударственных структур в политической
системе общества;
• соотношение между законодательной и исполнительной вет
вями власти;
• характер правового регулирования (стимулирующий, огра
ничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
• тип политического поведения;
• характер политического лидерства;
• учет интересов меньшинства при принятии политических
решений;
• доминирование определенных методов (убеждения, принуж
дения и т.п.) при осуществлении политической власти;
• степень верховенства закона во всех сферах общественной
жизни;
• принципы взаимоотношения общества и власти;
• политическое и юридическое положение и роль в обществе
«силовых» структур государства (армия, полиция, органы
государственной безопасности и т.д.); ■
• мера политического плюрализма, в том числе многопартий
ности;
• существование реальных механизмов привлечения к поли
тической и юридической ответственности должностных лиц,
включая самых высших.
Глава 4. Типы и формы государства
§ 8. Прямая и представительная демократия
§ 7. Демократический режим
В зависимости от набора методов и средств государственного
властвования различают демократический и антидемократический режим.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Демократический режим характеризуют следующие приз--наки:
• население участвует в формировании и осуществлении госу
дарственной власти посредством прямой демократии (когда
граждане, например, на референдуме непосредственно при
нимают решения по важнейшим вопросам общественной
жизни) и представительной (когда народ реализует свою
власть через выбираемые им представительные органы);
• решения принимаются большинством с учетом интересов
меньшинства;
• предполагается существование правового государства и
гражданского общества;
• выборность и сменяемость центральных и местных органов
государственной власти, их подотчетность избирателям;
• легитимность государственной власти;
• «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы
безопасности и т.п.) находятся под демократическим контро
лем общества, используются только по прямому предназна
чению, их деятельность регламентируется законами;
• доминирование методов убеждения, согласования, компро
мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
• господство закона во всех сферах общественной жизни;
• провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы
человека и гражданина;
• в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует
принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
• политический плюрализм, в том числе многопартийность,
соревнование политических партий, существование на за
конных основаниях политической оппозиции, как в парла
менте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную
программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
• гласность, свобода от цензуры средств массовой инфор
мации;
• осуществление принципа разделения властей на законода
тельную (призванную принимать законы, формировать стра
тегию развития общества), исполнительную (призванную
осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, про
водить повседневную политику государства) и судебную
(призванную выступать арбитром в случаях конфликтов,
различного рода правонарушений).
Таковы черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
§ 8. Прямая и представительнаядемократия
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:
прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией,
5 - 549
Глава 4. Типы и формы государства
§ 9. Тоталитарный режим
федеральными конституционными (органическими) законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
J, " К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых пря-модемократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей»и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
../ К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально Организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.
К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
§ 9. Тоталитарный режим.
Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного режима:
• стремление государства к полному господству над всеми сфе
рами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
• практически полное отчуждение общества от политической
власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна
нии формируется представление о «единстве», «слиянии»
власти и народа;
• монопольный государственный контроль над экономикой,
средствами массовой информации, культурой, религией и
т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
• абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента
ция общественных отношений, базирующаяся на принципе
«дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
• формирование «государственной власти» бюрократическим
способом, по закрытым от общества каналам; она окружена
«ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны на-
.рода;
• доминирующим методом управления является насилие, при
нуждение, террор;
• господство одной партии, фактическое сращивание ее про
фессионального аппарата с государством, запрет оппозици
онно настроенных сил;
• декларативность, формальный характер прав и свобод чело
века и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализа
ции;
• крупная собственность (общинная, монополистическая, го
сударственная) выступающая в качестве экономической ос
новы;
5*
Глава 4. Типы и формы государства
§ 10. Авторитарный режим
• наличие одной официальной идеологии, фактически устра
нение плюрализма;
• централизация государственной власти во главе с диктато
ром и его окружением;
• бесконтрольность репрессивных государственных органов со
стороны общества;
• отсутствие правовой государственности и гражданского об
щества;
• произвол государственной власти, ее осуществление без
учета мнения большинства, в противоречии с демократичес
кими механизмами, нормами и институтами.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
§ 10. Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).
Признаки авторитарного режима:
• в центре и на местах происходит концентрация власти в
руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга
нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры
чагов государственной власти;
• игнорируется принцип разделения властей на законодатель
ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис
полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все
остальные органы, наделяются законодательными и судеб
ными полномочиями);
• роль представительных органов власти ограничена, хотя они
и могут существовать;
• суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с
которым могут использоваться и внесудебные органы;
• сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор
ности государственных органов и должностных лиц, подот
четности и подконтрольности их населению;
• в качестве методов государственного управления доминиру
ют командные, административные;
• сохраняется частичная цензура, существует своего рода
« полугласность »;
• отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма
здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким
целям);
• отказ от полного тотального контроля над всеми сферами
общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном
политическом режиме;
• существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает
ся, может существовать лишь имитация многопартийности,
ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу
чае они разгоняются;
• права и свободы человека и гражданина главным образом
провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей
своей полноте (прежде всего в политической сфере);
• личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше
ниях с властью;
• «силовые» структуры обществу практически неподкон
трольны и используются подчас и в сугубо политических
целях;
• роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не
харизматический..
Глава 4. Типы и формы государства
Рекомендуемая литература
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режимоснован на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режимоснован на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства
Политический
(государственный)
режим
Демократический |
Антидемократический
Признаки демократического режима |
тоталитарный
Участие населения в формировании и осуществлении государственной власти |
авторитарный
Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства |
тиранический
Предполагается существование правового государства и гражданского общества |
деспотический
Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина |
Политический плюрализм |
Верховенство закона |
Доминирование метода компромиса, согласования |
Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти| |
и друг ие |
и другие
находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то автори-таризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращения возникновения оппозиции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии
государства?
2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?
3. Назовите признаки монархий и республик.
4. Как отличить унитарное государство от федерации?
5. Назовите основные признаки демократического политического режима.
6. Что характеризует тоталитарный политический режим?
7. Назовите основные признаки авторитарного политического режима.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.
Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.
Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,
1994. Гл. 3.
Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и
современность. 1996. № 4.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.
Гл. 21.
Глава 4. Типы и формы государства
Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,
Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000ИГлГ°з!'5аРСТВа " ПРЯВа ' П°Д РеД' Н"И- МатУ30'ва и Ав- М^ько. 2-е изд.
Тойнби АД. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ' ЭлеМеНТЫ сРавнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
ГЛАВА 5 МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА