Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;
2) экономическая;
3) налогообложения;
4) социальной защиты;
5)экологическая;
6)культурная.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы скоррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сей-
§ 6. Характеристика основных внешних функций Российского гос-ва 49 кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме. |
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
час данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осуществлять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Культурная функция призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,
§ 6. Характеристика основных внешних функций современного Российского государства
Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: \1) оборона страны; J 2) поддержание мирового порядка;
г |
З) сотрудничество с другими государствами и т.п. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.
Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие операции.
Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, право-
4 - 549
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
Контрольные вопросы
вых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в современных условиях может оказаться эффективной и плодотворной лишь при условии, что она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
§ 7. Формы и методы осуществления функцийгосударства
f Формы осуществления функций государства — это деятельность органов государства, посредством которой реализуются его /функции.
^ Различают правовую и организационную формы. Первая, в отличие от второй, есть деятельность государственных органов, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовой форме относят:
1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию
нормативных актов);
2) правоприменительную деятельность (по реализации норма
тивных актов путем принятия актов применения права, это по
вседневная работа по выполнению законов и по разрешению раз
нообразных вопросов управленческого характера);
3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод
человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и
привлечению к юридической ответственности виновных лиц
и т.п.).
Прокомментируем названные формы на примере осуществления экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и действуют соответствующие органы с соответствующей компетенцией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специализированные правоохранительные структуры — спецпрокуратура, спецмилиция и т.д.
К организационной форме относят:
1) организационно-регламентирующую деятельность (текущая
работа определенных структур по обеспечению функционирова
ния органа)-государства, связанную с подготовкой проектов доку
ментов, организацией выборов и т.п.);
2) организационно-хозяйственную деятельность (оперативно-
техническая и хозяйственная, связанная с бухгалтерским учетом,
статистикой, снабжением и т.д.);
3) организационно-идеологическую деятельность (по идеологи
ческому обеспечению выполнения различных функций государст
ва, связанная с разъяснением издаваемых нормативных актов,
формированием общественного мнения и пр.).
Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
Формы осуществления | ||||||
функций государства | ||||||
Правовая деятельность | Организационная деятельность |
правотворческая |
правоприменительная |
регламентирующая
идеологическая |
хозяйственная
правоохранительная
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
| 1. Что такое государственная власть?
'1 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? [■) 3. Что такое государство?
1 4. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытно-общинного строя.
f 5. Какие имеются подходы к сущности государства?
1 6. Почему необходимо выделять в качестве самостоятельной основной внутренней функции современного российского государства функцию налогообложения? 7. Перечислите формы осуществления функций государства.
■ <U '
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин ММ. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.
Ильин ИЛ. О государстве // Собр. соч. М., 1993. Т. 1.
Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25;
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Морозова Л А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 8.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 20, 23.
Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5.
Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. №9.
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129.
ГЛАВА 4 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА