Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государст­ва можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;
5)экологическая;

6)культурная.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка — это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направ­ление деятельности государства должно быть связано с более на­дежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы скоррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция заключается в выработке и государст­венной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управ­ления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономически­ми методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сей-


§ 6. Характеристика основных внешних функций Российского гос-ва 49 кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

час данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулирова­нию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основ­ной функцией Российского государства, ибо налог все больше ста­новится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в эконо­мической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внеш­неполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осущест­влять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового зако­нодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объек­тивных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строитель­ство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в раз­работке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государ­ство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обес­печению нормальной среды обитания, закрывает в случае необхо­димости экологически вредные предприятия, штрафует наруши­телей закона и т.д.

Культурная функция призвана обеспечить культурный и обра­зовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и до­стижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,


 


§ 6. Характеристика основных внешних функций современного Российского государства

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в совре­менном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: \1) оборона страны; J 2) поддержание мирового порядка;

г

З) сотрудничество с другими государствами и т.п. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня оборо­носпособности, отвечающего требованиям национальной безопас­ности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России во­оруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские собы­тия, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверен­ной Югославии.

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельнос­тью российского государства по предотвращению войны, разору­жению, сокращению и ликвидации химического и ядерного ору­жия, укреплению обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных техно­логий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных кон­фликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие опе­рации.

Функция сотрудничества с другими государствами проявля­ется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, право-


4 - 549



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


Контрольные вопросы



 


вых, информационных, культурных и иных отношений, гармо­нично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, об­мена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в со­временных условиях может оказаться эффективной и плодотвор­ной лишь при условии, что она будет базироваться на международ­но-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, со­циально-экономических, культурных и иных особенностей и ин­тересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

§ 7. Формы и методы осуществления функцийгосударства

f Формы осуществления функций государства — это деятель­ность органов государства, посредством которой реализуются его /функции.

^ Различают правовую и организационную формы. Первая, в от­личие от второй, есть деятельность государственных органов, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические пос­ледствия. К правовой форме относят:

1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию
нормативных актов);

2) правоприменительную деятельность (по реализации норма­
тивных актов путем принятия актов применения права, это по
вседневная работа по выполнению законов и по разрешению раз­
нообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод
человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и
привлечению к юридической ответственности виновных лиц
и т.п.).

Прокомментируем названные формы на примере осуществле­ния экологической функции современного Российского государст­ва. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и дейст­вуют соответствующие органы с соответствующей компетен­цией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специ­ализированные правоохранительные структуры — спецпрокура­тура, спецмилиция и т.д.


К организационной форме относят:

1) организационно-регламентирующую деятельность (текущая
работа определенных структур по обеспечению функционирова­
ния органа)-государства, связанную с подготовкой проектов доку­
ментов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную деятельность (оперативно-
техническая и хозяйственная, связанная с бухгалтерским учетом,
статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую деятельность (по идеологи­
ческому обеспечению выполнения различных функций государст­
ва, связанная с разъяснением издаваемых нормативных актов,
формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и при­нуждение, поощрение и наказание и т.д.

 

 

 

 

      Формы осуществления      
      функций государства      
         
Правовая деятельность     Организационная деятельность
правотворческая
правоприменительная

регламентирующая

идеологическая

хозяйственная

правоохранительная

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

| 1. Что такое государственная власть?

'1 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? [■) 3. Что такое государство?

1 4. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти пер­вобытно-общинного строя.

f 5. Какие имеются подходы к сущности государства?

1 6. Почему необходимо выделять в качестве самостоятельной основной внутрен­ней функции современного российского государства функцию налогообложения? 7. Перечислите формы осуществления функций государства.


■ <U '



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин ММ. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в об­ласти внутренней политики. Тверь, 1992.

Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.

Ильин ИЛ. О государстве // Собр. соч. М., 1993. Т. 1.

Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25;

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной эконо­мике. М., 1992.

Морозова Л А. Функции Российского государства на современном этапе // Го­сударство и право. 1993. № 6.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 8.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 20, 23.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 4.

Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5.

Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. №9.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129.


ГЛАВА 4 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА