Договорная теория

Патриархальная теория

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Н.К. Михайловского и др. Они обосновывали тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию госу­дарства.

Отсюда власть государя — есть продолжение власти отца (пат­риарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «пат-


 

§ 3. Основные теории происхождения государства

риарха», подданным следует подчиняться государю. Всякое сопро­тивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возмож­на, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действитель­но, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают про­цесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» необоснованно отождествляются соответст­венно с категориями «государь», «подданные». К тому же по сви­детельству историков семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процес­се разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория получила распространение в наиболее логи­чески завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство воз­никает как продукт сознательного творчества, как результат дого­вора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естест­венном», первобытном состоянии. Государство — это рациональ­ное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государ­ству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответст­венно — ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать на­логи, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обя­заны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае зло-



Глава 2. Происхождение государства и права


§ 3. Основные теории происхождения государства



 


употребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государствен­ности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право на­рода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восста­ния. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между наро­дом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении госу­дарственности объективных (прежде всего социально-экономичес­ких, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общест­венном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеван­ными народами и территориями нужен аппарат принуждения, ко­торым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация власт­вования одного племени над другим. А насилие и подчинение вла­ствующим подвластных является основой возникновения эконо­мического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что сте­пень использования насилия в этом процессе была разная. Поэто­му насилие следует рассматривать в качестве одной из причин воз-


никновения государства наряду с иными. К тому же военно-поли­тические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испы­тала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказан­ной Ч. Дарвиным.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого су­щества. Иными словами-, государство —■ продукт социальной эво­люции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эво­люции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организ­ма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результа­те естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естест­венного отбора) возникают государства, формируются правитель­ства, совершенствуется структура управления. Таким образом, го­сударство практически уравнивается с биологическим орга­низмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс проис­хождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, прису­щие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам био­логическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория

К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняли возник­новение государственности прежде всего социально-экономичес­кими причинами.



Глава 2. Происхождение государства и права


§ 3. Основные теории происхождения государства



 


Первостепенное значение для развития экономики, а следова­тельно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ре­месло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подоб­ное разделение труда и связанное с ним совершенствование ору­дий труда дали толчок росту его производительности. Возник из­быточный продукт, который в конечном счёте и привел к возник­новению частной собственности, в результате чего общество рас­кололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических ин­тересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над дру­гим, а также в целях обеспечения существования и функциониро­вания общества как целостного организма.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим де­терминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, воен­но-политических и иных причин, влияющих на процесс проис­хождения государственности.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появлениетосударственности с особыми свой­ствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех спо­собностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болез­нями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зави­симости сознания членов первобытного общества от вышеназван­ной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возни­кает власть государственная.


Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, ин­стинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворе­ния потребностей большей части в подчинении, послушании, по­виновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа го­сударства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоре­чий между инициативными (активными) личностями, способны­ми к принятию ответственных решений, и пассивной массой, спо­собной лишь к подражательным действиям, исполняющим дан­ные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью кото­рых осуществляется человеческая деятельность, — это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя. Чтобы убедиться в том можно привести в качестве примера проблему харизмы. Слово «ха­ризма» переводится как «дар божьей милостью». Ею обладает лич­ность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.).

Однако, роль психологических свойств личности (иррацио­нальных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты го-сударствообразования, ибо сама человеческая психика формирует­ся под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории яв­ляется А. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, явля­ется частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собст­венности. Подобные правители господствуют в силу своего «искон­ного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.


Глава 2. Происхождение государства и права

В соотношении понятий «власть — собственность» приоритет принадлежит праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновой господства над тер­риторией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользу­ется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного госу­дарства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, фи­нансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства го­сударя, князя. .

Однако в период своего возникновения государственные инсти­туты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя. Кроме того, в ту эпоху основную роль играло не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Представителями данной теории преувеличена роль част­ной собственности на землю и одновременно недооценено влияние военно-политических, национальных, религиозных и иных фак­торов.

Ирригационная теория

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравличес­кой) теории является Виттфогель. Он связывает процесс возникно­вения государственности с необходимостью строительства иррига­ционных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопро­вождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечи­вавших эффективное использование данных сооружений и экс­плуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве един­ственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управ­ляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбеж­ностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократичес-кого класса», порабощающего общество, к формированию «агро-менеджериальной» цивилизации.


 

§ 3. Основные теории происхождения государства
Основные теории происхождения государства: идеи, представители

Теологическая — Бог создал государство (Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др.)

Патриархальная — государство — продукт развития семьи (Аристотель, Филмер, Михайловский и др.)

Договорная — государство — продукт соглашения между людьми (Гоббс, Руссо, Радищев и др.)

Теория насилия — государство возникло в силу военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.)

Органическая — государство — специфическая разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и др.)

Материалистическая — государство — продукт социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

Психологическая — государство возникло в силу особенностей человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.)

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ир­ригационных систем имели место в регионах образования первич­ных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Очевидны и связи этих процессов с формирова­нием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним су доходство и т.п. (А.Б. Венгеров). Практически бесспорным можно считать также факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хо­зяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних дес­потических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделе­ны отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины

3 - 549



 


 



Глава 2. Происхождение государства и права


§ 4. Особенности возникновения права



 


были характерны преимущественно только для некоторых регио­нов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недо­оценивают социально-экономические, военно-политические, пси­хологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

§ 4. Особенности возникновения права

Право как социальный институт возникает практически одно­временно с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга. Невозможно существова­ние как государства без права (последнее организует политичес­кую власть, выступает зачастую средством осуществления полити­ки конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализу­ющими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом ана­логичны причинам, породившим государство. Однако между мо­нонормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были сан­кционированы государством.

Возникновение права — весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принци­пы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепля­ясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкрет­ного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выража­ло прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древней­шие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

Так, если раньше в случае кражи решающее значение прида­валось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (соро­дича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жестокое


наказание, а посягательство на имущество знати каралось осо­бенно жестоко. Например, по Законам Хаммурапи за любую кражу имущества вор возмещал собственнику в 10-кратном раз­мере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцо­вым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим го­сударственным органам, то предусматривалось возмещение в 30-кратном размере. Более того, в особой статье прямо указыва­лось: «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук ук­раденное, должно убить».

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении сло­вом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих пле­менах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подле­жала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгос­ти) санкции по отношению к членам разных сословий и социаль­ных групп.

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме за­претов в нем используются и такие способы правового воздейст­вия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возмож­ности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных свя­зей, обострения противоречий в обществе, с регулированием кото­рых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основ­ными путями:

перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обыч­ного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

прецедентное право, состоящее из конкретных решений (при­нимаемых судебными или административными органами и приоб-


3*