А.И.Герцен

Русь и русский народ в поэме Н.В.Гоголя

Мария Двинина

“Мертвые души”

Удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений там он видит удалую, полную сил национальность

“Мертвые души” были с самого начала задуманы Н.В.Гоголем как историческое произведение, раскрывающее образы людей, которые принадлежат к различным слоям общества. Название “Мертвые души” подразумевает под собой не только скупку бумаг на умерших крестьян Чичиковым, но и существование “живых мертвых душ”. Для писателя мир как будто разделился на две части: с одной стороны, по сути мертвые, а по характерам, образам живые крестьяне, с другой - существующие на самом деле, но умершие, если судить по внутреннему миру, помещики и чиновники.

“Мертвые души” напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая - самая большая - принадлежит помещикам, вторая - крестьянам и третья - чиновникам.

Я начну свою экскурсию в мир России с самой первой из них.

Перед нами старинная комната с антиквариатом и уже долгое время передающимися по наследству вещами. Она как будто разделена на несколько обособленных мирков. В первом мы видим праздного мечтателя, “с приятностью черт, в которую чересчур было передано сахару”. Это никчемный, хотя и “весьма обходительный” человек, у него нет живых интересов, цели - их заменили пустые мечты. Манилов (таково его имя) не живет, а существует. Обратите внимание на обстановку его мирка: рядом с прекрасными вещами стоят откровенно безвкусные и износившиеся. С этим праздным человеком скучно общаться, его деградация действует угнетающе, это убивающий сам себя человек. В следующем мирке живет домовитая хозяйка Коробочка. Ее невежественность, суеверие, корысть говорят о том, что люди ее типа тоже скоро выродятся. Ноздрев - третий обитатель комнаты - кутила и пьяница. Его судьба - промотать все имущество и умереть в подворотне. В четвертом мирке обустроился Собакевич - “чертов кулак”, по выражению Чичикова. Вражда к просвещению, страсть к наживе не дадут этому человеку укрепиться в современном мире. Пятый житель комнаты - Плюшкин - алчный скупердяй. Его удел - умереть в нищете при огромном богатстве. Оглядимся вокруг: эта огромная комната рушится прямо на глазах. Ее жильцы деградируют и умирают. Вот они - “мертвые души”. Пожалуй, единственный целый угол принадлежит помещику Костанжогло, но он не может держать на себе всю комнату, как Атлант Землю.

Дабы уберечься от смерти под обломками, перейдем в следующую комнату. Она бедна, плохо обустроена, стены светятся щелями, кое-где встречаются прогнившие доски, но посмотрим на ее жильцов: насколько они отличаются от предыдущих. Их нельзя разделить на отдельные мирки, они представляют собой нечто большее - Россию, пусть пьяную, невежественную, как Селифан, не знающую, где право и лево, чтобы свернуть на повороте, как батрачка у Коробочки, но свободолюбивую, как Фыров, сбежавший в бурлаки, где, нагулявшись и набесившись, “примется за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. Эта Россия трудолюбива, как плотник-умелец Степан Пробка, талантлива, как сапожник Максим Телятников. Русь олицетворяют именно эти люди, а не умирающие от безделья и скупости жильцы первой комнаты. “Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа могла ты только родиться... Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг...” - таковы русские крестьяне в понимании Н.В.Гоголя.

Первая комната, обвалившись, не сможет не задеть вторую.

Будет много жертв, но выжившие поймут всю прелесть нового положения и, наконец, увидят цель своей жизни.

Третья комната лучше всех изолирована от разрушений. Здесь живут чиновники. Они являются необходимым элементом раскрытия образа России, хотя не столь обширно и глубоко проанализированным. ”Все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно”, - говорит писатель о губернских правителях. Чичиков тоже относится к чиновникам, хотя и причисляет себя к помещичьему классу. Он чиновник новой формации, и на его примере можно судить о предприимчивых, расчетливых, умеющих заработать на всем, но “мертвых” в душе людях.

“Матрешка” гниет и разрушается. Этот процесс начинается с помещиков, оказывает свое влияние на крестьян и почти не затрагивает чиновников. Кто же выживет после катастрофы? Чиновники найдут себе теплое место за счет обмана и предприимчивости. Помещики вымрут. Крестьянин же - настоящий, живой образ России, а не ее призрачное обличие, приобретет желанную свободу, получит возможность проявить весь свой талант, чему-то научиться. Он - настоящее дитя России, способное понять ее, как никто другой, лучше всех понимающее слово “Земля”.