Формы (источники) права
Традиционно в юридической литературе под источниками права понимают внешнюю форму выражения правовых норм, т. е. способы формирования и закрепления общеобязательных правил поведения.
Анализируя источники права, мы узнаем, что есть право, как оно складывалось, а также какие правила поведения являются обязательными и охраняются от нарушений силой государства. Среди основных источников права выделяют следующие.
Правовой обычай— сложившееся в результате многократного повторения правило поведения, узаконенное государством. Надо помнить, что не все обычаи являются правовыми.
Юридический прецедент— решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое становится нормой права и образцом для рассмотрения подобных дел в будущем. На сегодняшний день имеет гораздо более широкую сферу применения, чем обычай. Играет преимущественную роль в странах семьи общего права — в Великобритании, США, Канаде и др.
Нормативно-правовой акт (НПА) — юридический документ, являющийся результатом правотворческой деятельности государства и содержащий правовые нормы. Посредством нормативно-правовых актов соответствующий государственный орган устанавливает, изменяет или прекращает действие норм права, которые содержат правила поведения общего характера.
В настоящее время нормативно-правовой акт завоевывает все большую популярность в мире. Даже те страны, которые традиционно использовали в своих правовых системах другие формы права (например, мусульманские страны), стараются перейти к нормативно-правовому регулированию отношений в государстве. В зависимости от юридической силы нормативные акты подразделяются на д в е большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон — нормативный акт высшего законодательного органа, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Единственным органом, управомоченным на принятие законов в нашей стране, является Федеральное Собрание РФ, хотя самые важные законы, имеющие поистине общенародное значение (например Конституция), принимаются на референдуме.
В зависимости от значимости законы можно разделить на основные и обычные. К основным относятся Конституция (высший закон государства, любые, противоречащие ему нормативно--правовые акты являются недействительными) и федеральные конституционные законы, предметы правового регулирования которых предусмотрены Конституцией РФ.
Обычные (федеральные) законы — нормативно-правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные сферы общественной жизни. Имеют форму кодексов, уставов или федеральных законов (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ Закон о правах потребителей, Закон об акционерных обществах и др.). Отдельно можно выделить законы субъектов Российской Федерации. Они издаются соответствующими представительными органами и распространяются только на территорию конкретного субъекта.
Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, изданный на основе закона в соответствии с законом, дополняющий и разъясняющий его. Юридическая сила подзаконного акта напрямую зависит от положения и компетенции издавшего его органа в иерархической системе государства. Обладает меньшей по сравнению с законом юридической силой, играет вспомогательную роль, но также занимает весьма значительное место в жизни общества. К подзаконным актам относят:
• указы Президента РФ. Занимают лидирующее место среди подзаконных актов, в соответствии со ст. 90 Конституции РФ подлежат исполнению на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
• постановления Правительства РФ. Также распространяются на территорию всей страны. Отличительной чертой их является то, что они могут приниматься на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ. Обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства. Подлежат обязательному официальному опубликованию в установленный срок;
• приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и комитетов РФ — ведомственные нормативные акты, относящиеся к компетенции соответствующих органов исполнительной власти. Регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в границах ведения конкретной исполнительной структуры, хотя некоторые инструкции могут приобретать и межотраслевое значение (например, инструкции Центробанка);
• нормативные постановления и решения — издаются органами представительной и исполнительной власти на местах. Действие подобных подзаконных актов охватывает сравнительно узкий круг вопросов и ограничено подвластной данным органам территорией;
• локальные (корпоративные) подзаконные акты — принимаются различными предприятиями, учреждениями и организациями для регулирования своих внутренних отношений.
6. Правоотношение
Все субъекты правового регулирования (граждане, организации и государственные органы) рано или поздно вступают между собой в определенную связь. Происходит это потому, что каждый из них наделен какими-либо правами, которые должны быть реализованы. Но как только субъект собирается реализовать свои права, у другого субъекта появляется обязанность обеспечить эту реализацию. Например, поступая в вуз, устраиваясь на работу или подавая иск в суд, мы реализует свое право на обучение, на труд или на защиту. И в этом случае у соответствующего государственного органа или организации возникают обязанности по удовлетворению нашего законного права. Это и будет правовым отношением.
Правоотношение —это закрепленная в правовых нормах связь между субъектами, при которой одни обладают определенными правами, а другие несут соответствующие обязанности.Правоотношением может выступать только такое общественное отношение, которое имеет социальную значимость, а значит, нуждается в правовом регулировании. Например, дружеские отношения строятся на основе взаимной симпатии и привязанности, соответственно правового регулирования им не требуется, а отношения администрации и работника по поводу характера и времени работы, заработной платы, условий труда подлежат урегулированию нормами права. В целом правоотношение складывается на основе правовых норм и функционирует в установленных ими рамках. Правоотношение — это довольно тесная связь между субъектами, так как юридических обязанностей без субъективных прав возникнуть не может, так же как и наоборот. Разве, например, возникнет у работодателя обязанность оплатить работу, если работник ее не выполнял?