Формы (источники) права

Традиционно в юридической литературе под источниками права понимают внешнюю форму выражения правовых норм, т. е. способы формирования и закрепления общеобязательных правил поведения.

Анализируя источники права, мы узнаем, что есть право, как оно складывалось, а также какие правила поведения являются обязательными и охраняются от нарушений силой государства. Среди основных источников права выделяют следующие.

Правовой обычай— сложившееся в результате многократного повторения правило поведения, узаконенное государ­ством. Надо помнить, что не все обычаи являются правовы­ми.

Юридический прецедентрешение судебного или админист­ративного органа по конкретному делу, которое становится нор­мой права и образцом для рассмотрения подобных дел в буду­щем. На сегодняшний день имеет гораздо более широкую сфе­ру применения, чем обычай. Играет преимущественную роль в странах семьи общего права — в Великобритании, США, Кана­де и др.

Нормативно-правовой акт (НПА) — юридический документ, являющийся результатом правотворческой деятельности госу­дарства и содержащий правовые нормы. Посредством нор­мативно-правовых актов соответствующий государственный орган устанавливает, изменяет или прекращает действие норм права, которые содержат правила поведения общего харак­тера.

В настоящее время нормативно-правовой акт завоевывает все большую популярность в мире. Даже те страны, которые традиционно использовали в своих правовых системах другие формы права (например, мусульманские страны), стараются перейти к нормативно-правовому регулированию отношений в государстве. В зависимости от юридической силы нормативные акты под­разделяются на д в е большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон — нормативный акт высшего законодательного органа, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отно­шения. Единственным органом, управомоченным на принятие зако­нов в нашей стране, является Федеральное Собрание РФ, хотя самые важные законы, имеющие поистине общенародное значение (например Конституция), принимаются на референдуме.

В зависимости от значимости законы можно разделить на ос­новные и обычные. К основным относятся Конституция (высший закон государства, любые, противоречащие ему нормативно--правовые акты являются недействительными) и федеральные конституционные законы, предметы правового регулирования которых предусмотрены Конституцией РФ.

Обычные (федеральные) законы — нормативно-правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные сферы об­щественной жизни. Имеют форму кодексов, уставов или федеральных законов (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ Закон о правах потребителей, Закон об акционерных обще­ствах и др.). Отдельно можно выделить законы субъектов Рос­сийской Федерации. Они издаются соответствующими предста­вительными органами и распространяются только на террито­рию конкретного субъекта.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, изданный на основе закона в соответствии с законом, дополняющий и разъясняющий его. Юридическая сила подзаконного акта на­прямую зависит от положения и компетенции издавшего его ор­гана в иерархической системе государства. Обладает меньшей по сравнению с законом юридической силой, играет вспомогатель­ную роль, но также занимает весьма значительное место в жиз­ни общества. К подзаконным актам относят:

• указы Президента РФ. Занимают лидирующее место среди подзаконных актов, в соответствии со ст. 90 Конституции РФ подлежат исполнению на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

• постановления Правительства РФ. Также распространяют­ся на территорию всей страны. Отличительной чертой их является то, что они могут приниматься на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ. Обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства. Подлежат обязательному офи­циальному опубликованию в установленный срок;

• приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и комитетов РФ — ведомственные нормативные акты, отно­сящиеся к компетенции соответствующих органов испол­нительной власти. Регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в границах ведения конкретной исполнительной структуры, хотя некоторые инструкции могут приобретать и межотраслевое значение (например, инструкции Центробанка);

• нормативные постановления и решения — издаются орга­нами представительной и исполнительной власти на мес­тах. Действие подобных подзаконных актов охватывает сравнительно узкий круг вопросов и ограничено подвласт­ной данным органам территорией;

• локальные (корпоративные) подзаконные акты — принима­ются различными предприятиями, учреждениями и органи­зациями для регулирования своих внутренних отношений.

 

6. Правоотношение

Все субъекты правового регулирования (граждане, организа­ции и государственные органы) рано или поздно вступают меж­ду собой в определенную связь. Происходит это потому, что ка­ждый из них наделен какими-либо правами, которые должны быть реализованы. Но как только субъект собирается реализо­вать свои права, у другого субъекта появляется обязанность обеспечить эту реализацию. Например, поступая в вуз, устраи­ваясь на работу или подавая иск в суд, мы реализует свое пра­во на обучение, на труд или на защиту. И в этом случае у соот­ветствующего государственного органа или организации возни­кают обязанности по удовлетворению нашего законного права. Это и будет правовым отношением.

Правоотношение —это закрепленная в правовых нормах связь между субъектами, при которой одни обладают определенными правами, а другие несут соответствующие обязанности.Правоотношением может выступать только такое обществен­ное отношение, которое имеет социальную значимость, а зна­чит, нуждается в правовом регулировании. Например, друже­ские отношения строятся на основе взаимной симпатии и при­вязанности, соответственно правового регулирования им не требуется, а отношения администрации и работника по поводу характера и времени работы, заработной платы, условий труда подлежат урегулированию нормами права. В целом правоотно­шение складывается на основе правовых норм и функциониру­ет в установленных ими рамках. Правоотношение — это доволь­но тесная связь между субъектами, так как юридических обязан­ностей без субъективных прав возникнуть не может, так же как и наоборот. Разве, например, возникнет у работодателя обязан­ность оплатить работу, если работник ее не выполнял?