Суд и судебный процесс по Салической правде.
Преступления и наказания по Салической правде.
Общая характеристика Салической правды.
2. Правовое положение основных групп населении по Салической правде.
3. Правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.
Первый вопрос
Оригинальный текст Салической правды был написан на языке "вульгарной", или упрощенной, латыни. Отсюда и латинское название этого правового памятника — Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. В данном случае Lex Salica — это обычное салическое праве), обычно-правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые соответственно при разрешении тех или иных споров.
Название рассматриваемого сборника — "Lex Salica" — дает основание считать, что воплощенное в нем право было племенным, то есть отличалось персональным характером действия. Однако содержание Салической правды показывает, что нормы ее распространялись не только на салических франков, но и на проживавших среди них представителей других германских племен и даже на римлян (см., например, § 2 титула XIV и § 1 титула XLI).
В первом прологе к рассматриваемому юридическому сборнику сообщается, что Lex Salica был продиктован знатными людьми из франков, которые "тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагас-та, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бо-дохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже". По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны. В этом нет ничего удивительного — представление того или иного юридического сборника в качестве творения какого-либо мифического правителя было распространенным явлением в эпохи Древности и Раннего Средневековья.
Содержание второго пролога дает основание полагать, что Салическая правда представляла собой договор между народом и вождями. "Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями, — говорится здесь, — отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спорам, и так как они превосходили все окружающие народы рукою храбрости, то соответственно этому превзойти их и авторитетом закона, чтобы сообразно качеству проступков принимались и судебные решения".
Первоначальный вариант Салической правды был составлен в конце V — начале VI века. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII—IX веками. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального. В первом прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в Салической правде то, что оказалось ему неприемлемым, и придал ее тексту большую ясность. Такие же исправления вносил и в текст данного юридического сборника и другие франкские короли — Хильберт и Хлотарь. В первом эпилоге к Салической правде говорится о том, что "первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление — с 63-го титула до 78-го. А король Хильдель-Гюрт, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хло-тарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное".
Какие выводы можно сделать из приведенных слов эпилога к Салической правде?
Приступая к анализу текста Салической правды, следует прежде всего обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их происхождения из обычая? Какие свойства юридического мышления выражает содержание рассматриваемого правового памятника? В чем проявляются символизм и казуистичность этого мышления?
Право любого общества всегда в той или иной мере отражает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Обычное право делает это в наиболее адекватной степени. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организована власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в
его рамках?
Современные исследователи общественного строя франков конца V — начала VI века согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общинной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в связи с этим представляет титул XLV данного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Первый параграф этого титула гласит: "Если кто захочет переселиться на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". В соответствии с дополнением к § 2 тот, кто пригласит мигранта "переселиться в чужую виллу без предварительного соглашения, присуждается к уплате 1 800 ден., что составляет 45 сол.". § 3 указанного титула устанавливал следующее правило: "Если переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи". Словосочетание "и другие соседи" ряд исследователей считает признаком существования у франков территориальной соседской общины.
Рассматривая нормы приведенного титула, следует обратить внимание также на правило, изложенное в § 4 титула XIV Салической правды.
Содержание титула XLV Салической правды заставляет сделать вывод о том, что в ее времена франки были организованы в поселения (виллы) общинного типа1. Однако данный титул, как, впрочем, все остальные разделы Салической правды, не позволяет сказать что-либо определенное о характере франкской общины. Поэтому в этом вопросе ученые расходятся во мнениях.
С точки зрения А. И. Неусыхина, Салическая правда зафиксировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А. Я. Гуревича, "община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления". Титул XLV Салической правды не содержит "никаких указаний на существование общинного самоуправления"2.
Какие аргументы можно привести в пользу упомянутых точек зрения?
Общая характеристика любого правового памятника предполагает также оценку свойственной ему юридической техники, уровня организации правового материала. Можно ли говорить применительно к Салической правде о юридических понятиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об отраслях права — гражданском или уголовном праве?
Содержание Салической правды показывает, что данный сборник был предназначен для урегулирования наиболее острых конфликтов, возникавших во франкском обществе. Поэтому в нем говорилось преимущественно о наказаниях за причинение вреда личности и имуществу индивидов, а также о судопроизводстве. Регламентации имущественных отношений уделяется в Салической правде сравнительно мало внимания. Еще меньше места отводится здесь нормам брачно-семейного права. Однако текст рассматриваемого правового памятника все же дает определенное представление о характере брачно-семейных отношений, присущих франкскому обществу конца V — начала VI века. Например, содержание титула XIII свидетельствует о том, что у франков существовала в данное время такая форма заключения брака, как умыкание невесты; что за девушку, взятую в жены, уплачивался выкуп; что при вступлении в брак с рабыней свободный мужчина лишался свободы, и то же самое происходило со свободной женщиной, отдавшей себя рабу.
Второй вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идет речь в Салической правде. Какие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в их правовом статусе?
Текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединенных в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус представителей высшего слоя франкского общества — франкской знати. Между тем о существовании среди франков такой социальной группы прямо говорится в первом прологе к Салической правде. Титул XXIV данного правового сборника содержит упоминания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные волосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлежности к знатному роду. Григорий Турский — автор хроники "История франков", созданной во второй половине VI века, опираясь на сведения из сочинений живших до него историографов, писал о том, как франки "избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов"1. Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только члены королевского рода Меровингов — рядовые же франки должны были носить обрезанные, короткие волосы.
Тем не менее, Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия индивидов в правовом статусе, — общество, где существует строго определенная социальная иерархия. По каким признакам можно определить место той или иной группы населения в общественной иерархии? Какая социальная группа обладает самым высоким правовым статусом по Салической правде? Какие факторы определяют этот статус? Какие категории должностных лиц государственного управления упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?
Какими чертами характеризуется правовой статус свободного франка? Каково правовое положение франкских женщин и детей?
Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; XII, 1-2; XXV, 3-6; XXXV, 1-5; XXXIX, 1; XL и др.). Какие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на основании этих статей?
В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков правовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?
В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идет речь о римлянах? Каково правовое положение данной категории населения? Чем оно отличается от правового статуса свободного франка?
Третий вопрос. Значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества — преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков (см., например, титулы II, III—VII, XXXIV и др.). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные термины для обозначения указанных правовых институтов. Вместо них использовались бытовые термины — чаще всего просто определения "свой" или "чужой".
Следует обратить особое внимание на титулы LIX и XLVI Салической правды. Какие выводы можно сделать из § 5 титула LIX? В чем смысл процедуры передачи имущества, описанной в титуле XLVI?
Название данного титула -- "De acfatmire" (в самой ранней из сохранившихся рукописей Салической правды) или -"De affatomiae" (в рукописях VIII в.) — переведено на русский язык словами "О передаче имущества". Но из его содержания очевидно, что в нем идет речь не просто о передаче имущества, а о передаче имущества по наследству.
При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен1, отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям. О том, что именно соседи получали имущество умершего в случае отсутствия у него наследников по нормам обычного права, косвенным образом свидетельствует содержание одного из эдиктов короля Хильперика (561—584). "Равным образом соизволили и постановили, — говорится в нем, -чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не соседи"2 (выделено мною. — В. Т.). Процедура, описанная в титуле XLVI Салической правды, позволяла индивиду и при отсутствии в наследственном праве салических франков свободы завещания обеспечить передачу имущества после своей смерти тому, кому он желал его передать. Для этого наследодатель передавал право собственности на это имущество какому-либо лицу, принимавшему на себя обязательство передать его после смерти наследодателя тому, кого тот назначил в качестве своего наследника. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием "acfatmire" или "affatomiae", не является по своей сути передачей имущества.
Салическая правда знает два вида обязательств — обязательства из деликта (правонарушения) и обязательства из договора.
Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены титулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идет о порядке взыскания долга по договору займа. Студенты должны внимательно прочитать тексты указанных титулов и ответить на следующие вопросы:
В чем заключаются различия между двумя способами взыскания долга, установленными L и LII титулами Салической правды?
Почему Салическая правда предусматривает два различных способа исполнения обязательства по договору займа?
Какую роль играют в процедуре взыскания долга должностные лица королевской администрации?
Четвертый вопрос
При рассмотрении данного вопроса следует в первую очередь определить круг деяний, которые в Салической правде трактуются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду преступлений?
Знает ли Салическая правда понятие вины правонарушителя? Различаются ли в ней умышленные и неосторожные преступления? Какие стадии совершения преступления и формы соучастия в преступной деятельности выделяет Салическая правда?
Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII. Какие категории убийства различаются в нормах указанных титулов?
О преступлении, имеющем своим следствием нанесение человеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника. Какие категории указанных преступлений выделяются в них?
Какие деяния квалифицируются по нормам Салической правды в качестве преступлений, направленных против чести и достоинства личности?
Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Салической правды, наибольшее внимание уделяется здесь краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного право-вого памятника (II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL). Какие категории кражи описываются в указанных титулах?
В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как "furtum", то похищение людей — как "plagium". Соответственно титул XXXIX, в котором говорится о данной разновидности преступления, имеет название "De plagiatoribus". На русский язык его перевели словами "О похитителях рабов", между тем правильнее было бы в данном случае добавить к ним слова "и свободных людей". Латинский термин "plagium." обозначает похищение не только рабов, но также и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.
Слова "О похищении свободных" стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин "furtum" или "plagium", а термин "raptus". Титул называется соответственно — "De rapto ingenuorum"1. О том, что рассматриваемый титул посвящен браку, свидетельствует и само его содержание. Здесь говорится о похищении не просто свободного человека, но свободной девушки. В § 8—10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что назначая сумму для выплаты за похищение свободной девушки, Салическая правда не настаивает на возвращении похищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим возникает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?
Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъясняющим и развивающим нормы Салической правды2. Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Дек-
1 Дословно: "О похищении свободнорожденных".
2 См.: Салическая правда / Перевод Я. П. Грацианского. М., 1950. С. 58, 59, 68, 69, 70, 71.
рет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники".
Приведенные нормы служат свидетельством того, что франкские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государственным интересам. С другой стороны, стремление королей утвердить суд в качестве обязательного посредника в спорах между частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.
В чем заключается смысл наказания по Салической правде? Какое значение ему придается? Какие разновидности наказания упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника?
Согласно норме, содержащейся в § 1 титула XXXV Салической правды, "если какой-нибудь раб лишит жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу". Какое наказание рабу-убийце подразумевается в приведенной норме? Что означают слова "господа пусть разделят между собой убийцу"?
Самыми распространенными видами наказания в любой "варварской правде" всегда выступают вергельд (вира, композиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существенно отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие? Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом.
Какие факторы учитываются в Салической правде при определении наказаний? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и потерпевшего?
Салическая правда содержит предписания и на тот случай, если правонарушитель оказывался не в состоянии уплатить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в таком случае?
Пятый вопрос. Различным аспектам судебного процесса посвящены титулы I, XLIX, L, LI, LII, LVI,LVII Салической правды. Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание также на титулы XXXVII и XLVII Салической правды, регулирующие розыскные действия.
Салическая правда придает большое значение суду как институту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закрепляется обязательность явки в судебное заседание как ответчика, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не является по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различным обстоятельствам?
Какие виды судов упоминаются в тексте Салической правды? В каких случаях дело рассматривалось в суде "перед лицом самого короля"?
Какие способы доказывания фактов использовались в судебном процессе по нормам Салической правды? В чем смысл процедуры доказывания, предусмотренной титулом LIII Салической правды?
Придавая большое значение суду, нормы Салической правды вполне допускают совершение ряда процессуальных действий частным лицом — потерпевшим или истцом. Так, согласно § 2 и 3 титула I именно частное лицо вызывает правонарушителя в суд. А содержание титулов XXXVII и XLVII Салической правды показывает, что потерпевший мог самолично производить даже розыскные действия. Правда, окончательное решение по делу и в этом случае принималось в результате судебного разбирательства.
Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Салической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение 3-х суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно — его собственность. Если же разыскивающий свою вещь обнаруживал ее по прошествии 3-х суток, и тот, у кого он найдет ее, заявит, что купил ее или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать свое право на спорную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором — на ответчике?