Источники права средневековой Франции.
Цель кейс-стади по заданной теме
Структурные разделы кейс-стади
Астана, 2012
КЕЙС-СТАДИ
История государства и права зарубежных стран
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов
Список использованной литературы
Иллюстративный материал
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. 2-е издание, дополненное / Составитель — проф. В. А. Томсинов. М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 253-278.
Салическая правда / Перевод Я. П. Грацианского. Под ред. В. Ф. Семенова. М., 1950.
Антология мировой правовой мысли. Том 2. Европа V—XVII вв. М., 1999. С. 31-40.
Гуревич А. Я. Избранные труды. Том 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб., 1999. С. 58-67, 245-287.
Неусыхин А. И. Новые данные по источниковедению Салической правды // Средние века. 1960. Вып. 17. С. 394—409; 1962. Вып. 21. С. 212-237; 1964. Вып. 25. С. 35-52; 1967. Вып. 30. С. 41-60.
Неусыхин А. И. Проблемы западноевропейского феодализма. М., 1974.
Сидоров А. И. Организация власти во Франкском королевстве в VIII-IX вв. // Средние века. 2003. Вып. 64. С. 3-34.
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Институции Гая и Дигесты Юстиниана»
МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока
предназначен по теме:
«Кутюмы Бовези» Филлиппа де Бомануара.
«Великий Мартовский Ордонанс» 1357 г.
Специальность«5В030100– Юриспруденция»
Академическая степень бакалавра
Форма обучения-дневное
Курс 1
КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.
КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.
КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент
Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.
Рекомендовано УМС
Протокол № ___«___»____________20__ г.
№ | СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ | Стр. |
Структурные разделы кейс-стади | ||
Цель кейс-стади по заданной теме | ||
Вопросы для разрешения кей-стади по теме: «Кутюмы Бовези» Филлиппа де Бомануара. «Великий Мартовский Ордонанс» 1357 г. » | ||
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | ||
Казусы-ситуации | ||
5.1 | Вопросы для закрепления знаний | |
5.2 | Иллюстративный материал | |
5.3 | Список использованной литературы | |
5.4 | Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | |
Ответы по разрешению кей-стади по теме: «Кутюмы Бовези» Филлиппа де Бомануара. «Великий Мартовский Ордонанс» 1357 г. | ||
Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.
Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:
«Кутюмы Бовези» Филлиппа де Бомануара.
«Великий Мартовский Ордонанс» 1357 г.
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю феодального государства и права Франции и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.
В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сделать анализ ряда положений «Кутюмов Бовези» Филлиппа де Бомануара. «Великих Мартовских Ордонансов» 1357 г.
Основная цель этой работы — научить понимать смысл положений «Кутюмов Бовези» Филлиппа де Бомануара. «Великих Мартовских Ордонансов» 1357 г., направленность их норм, возможность практического применения.
«Кутюмы Бовези» Филлиппа де Бомануара.
«Великий Мартовский Ордонанс» 1357 г.
( 1 час)
Юридический сборник "Кутюмы Бовези", который составил во второй половине XIII века французский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар, представляет собой правовой памятник, весьма характерный для средневековой Франции. Подобные юридические сборники были созданы в течение XII—XIV веков во многих французских местностях — в Бретани, Бургундии, Вермандуа, Нормандии, Пикардии, Шампани и др. Сборник, составленный в Бовези, приобрел наибольшую известность в средневековой Франции прежде всего благодаря своему содержанию. В нем нашли свое выражение основные институты французского права эпохи перехода от сеньориальной монархии к сословно-представительной монархии, а также некоторые типичные для французского общества этого времени идеологические концепции, касающиеся королевской власти, церкви, социальной иерархии, правосудия и т. д. Немалый интерес представляет и сформулированное Филиппом де Бомануаром учение об идеальном бальи - - администраторе с судейскими полномочиями. Эти должностные лица играли одну из ключевых ролей в процессах, происходивших в политической и юридической сферах французского общества второй половины XIII века. Документ, названный "Великим мартовским ордонансом", выразил притязания Генеральных штатов на большее участие в управлении страной. Вместе с тем в нем нашла отражение заинтересованность представителей различных сословий французского общества в усилении центральной государственной
власти.
Изучение текстов указанных произведений на семинарском занятии призвано дать студентам знание источников и основных институтов средневекового права Франции, ознакомить их с важнейшими элементами французской политической и правовой идеологии второй половины XIII — первой половины XIV веков. Для достижения этих целей рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
2. Общая характеристика сборника Филиппа де Бомануара "Кутюмы Бовези".
3. Правовое регулирование имущественных отношений. Понятие сезины (saisine) по "Кутюмам Бовези".
4. Преступления и наказания по "Кутюмам Бовези".
5. Суд и судебный процесс по "Кутюмам Бовези".
6. История создания и общая характеристика "Великого мартовского ордонанса". Основные требования Генеральных штатов.
Первый вопрос. Рассматривая источники французского средневекового права, следует учитывать, что на протяжении всей эпохи Средних веков Франция не имела единой правовой системы. Право, общее для всей страны, — королевское право Франции — охватывало своими правовыми нормами весьма узкую сферу общественных отношений. В каждой французской провинции действовало свое собственное право, во многих аспектах отличавшееся как от права других провинций, так и от общефранцузского права. В городах также действовал самостоятельный механизм правообразования и соответственно применялись свои особые правовые нормы.
Кроме того, на территории средневековой Франции имели силу принципы и нормы универсальных правовых систем -так называемого канонического права и торгового права. Они вырабатывались соответственно в рамках католической церкви и в корпорациях торговцев, функционировавших в качестве общеевропейских организаций.
Наконец, во французском обществе эпохи Средневековья находили свое применение нормы римского права. Многие из них действовали здесь еще со времен Франкского государства или даже Римской империи. Претерпев определенную трансформацию и приспособившись к новым общественным условиям, они превратились в одну из разновидностей французского обычного права. С XIII века во Франции начинают приобретать юридическую силу некоторые элементы "университетского" римского права, то есть нормы, принципы и концепции, извлеченные профессорами западноевропейских университетов -глоссаторами и комментаторами — из римских правовых текстов и модифицированные применительно к реалиям средневекового западноевропейского общества. Таким образом, право средневековой Франции представляло собой сложную мозаику различных правовых систем — местных, общефранцузских, общеевропейских, сословных, корпоративных и т. п. В рамках каждой из них существовал свой, самостоятельный механизм формирования правовых норм. Все это предопределяло и соответствующий характер источников права.
Называя обычай в качестве базового источника французского средневекового права, необходимо иметь в виду, что он воплощался во множестве разновидностей. Обычай (кутюм) доминировал в качестве источника права на местном уровне -в рамках отдельных провинций или городов. Но он действовал в этом же качестве и в системе общефранцузского права, то есть наряду с местными обычаями, применявшимися лишь в пределах какой-то одной местности, следует выделять обычаи, получившие авторитет в масштабе всей страны. Вместе с тем обычаи выступали в качестве значимых источников права и в рамках правовых систем общеевропейского характера — канонического права и торгового права. Особенно большое значение в данном качестве обычай имел в торговом праве.
Немалая часть норм римского права также выступала, как уже отмечалось, в форме обычая.
В сборнике "Кутюмы Бовези" употребляется такое понятие, как "генеральный кутюм". Что обозначает данное понятие?
Значение того или иного источника права было неодинаковым в различных правовых системах. Например, судебное решение играло более важную роль в качестве источника права в рамках торгового права, нежели в какой-нибудь другой правовой системе. Доктрина была более значимой в качестве источника права в каноническом праве, нежели в рамках местного права. Закон свою наибольшую роль в качестве источника права играл в общефранцузском праве, выступая в виде королевских установлении, или ордонансов.
Какие еще можно привести примеры неодинаковой значимости источников права в различных правовых системах?
Какие источники права характерны для городского права, действовавшего на территории Франции?
Рассматривая такой источник права средневековой Франции, как королевское установление, или ордонанс, следует обратить внимание на § 1043 произведения Филиппа де Бомануара "Кутюмы Бовези", в котором говорится: "Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он может создать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться". Филипп де Бомануар проводил, однако, различие между установлениями короля, изданными для своего домена, и королевскими установлениями, имевшими характер генеральных, то есть предназначенных для всего королевства. По мнению Филиппа де Бомануара, установления первого рода бароны были вправе не применять в своих землях. Установления же второго рода являлись общеобязательными для всех, если они были выработаны королем совместно с "Большим Советом1".
В качестве примера королевских законодательных актов можно привести Ордонанс короля Людовика XII "О суде и охв ране порядка в королевстве", изданный в марте 1498 года, • также Ордонанс короля Франциска I "Об отправлении правое судия", изданный в августе 1539 года. Какие вопросы регулируют названные ордонансы?
Значение тех или иных источников права средневековой Франции менялось в процессе эволюции французского общества и государства. Например, по мере усиления государственной власти возрастала роль королевских установлений и соответственно падало значение обычая.
Второй вопрос. Создателем произведения, известного под названием "Кутюмы Бовези (Coutumes de
Beauvaisis)", был Филипп де Реми, сир де Бомануар2. Он родился приблизительно в конце 1246 — начале 1247 года, а умер в 1296 году. В историю французской средневековой культуры этот человек вошел не только в качестве правоведа, но и как поэт, автор стихотворных произведений3.
В 1279—1284 годах Филипп де Реми, сир Бомануар занимал должность бальи в местечке Бовези графства Клермон. В одном из французских документов, датируемых 1283 годом, упоминается бальи Филипп де Реми в следующем написании: "Phelippes de Biaumanoir, baillius de Clermont".
Что представляла собой должность бальи в системе управления средневековой Франции? Каким был круг полномочий бальи? Ответы на эти вопросы можно найти в рассматриваемом правовом памятнике.
Работу над трактатом "Кутюмы Бовези" Филлип де Бомануар начал приблизительно в 1280 году1, а завершил тремя года ми позднее — в 1283 году. Последняя дата называется в заключительных строках трактата, в которых говорится, в частности: "lei fine Phelippes de Beaumanoir son livre lequel il fist des coustumes de Beauvoisins en 1'an de I'incarnacion Nostre Seigneur mill .cc. Lxxx. et .iii (Здесь заканчивает Филипп де Бомануар свою книгу, в которой он описывает кутюмы Бовези в год воплощения Нашего Господа одна тысяча двести восемьдесят третий)". В 1289—1290 годах в текст рассматриваемого трактата были внесены исправления и дополнения. Первоначальный вариант данного произведения не сохранился. В течение XIV—XVII веков во Франции распространялись его рукописные копии, написанные на архаичном французском языке и отличавшиеся друг от друга в некоторых местах стилем, а в ряде статей и содержанием. В 1690 году одна из таких копий была издана типографским способом. Второе типографское издание "Кутюмов Бовези" вышло в свет в 1842 году. Первые и последующие издания трактата Филиппа де Бомануара2 воспроизводили его текст, написанный на архаичном французском языке, которым писали в Средние века.
В прологе к своему трактату Филипп де Бомануар назвал состав его содержания.
Coutumes de Beauvaisis. Li prologues (§ 6): "...Le travail que nous I metrons, avons nous commencie en tel maniere que nous entendons a confermer grant partie de cest livre par les jugemens qui ont este fet en nos tans en ladite contee de Clermont; et 1'autre partie par clers usages et par cleres3 coustumes4 usees et 1 В начале пролога к своему трактату (§ 1) Филипп де Бомануар сообщал о том, что назначен охранять право и обычаи графства Клермон ("Et pour се que nous sommes de celui pa'is et que nous nous sommes entremis de garder et de fere garder les drois et les coustumes de ladite contee par la volonte du tres haut homrne et tres noble Robert, fil du roi de France, contede Clermont").acoustumees de lone tans pesiblement; et 1'autre partie, des cas douteus en ladite contee, par le judgement des chasteleries1 voisines; et 1'autre partie par le droit qui est communs a tous ou roiaume de France"2.
Кутюмы Бовези. Пролог (§ 6): "...Эту работу мы начинаем в такой манере, в какой желаем завершить, [составив] большую часть этой книги судебными решениями, которые были вынесены в наше время в вышеназванном графстве Клермон; а другую часть понятными обыкновениями и понятными обычаями, которые могли быть применяемыми и признаваемыми долгое время; и другую часть из спорных случаев в вышеназванном графстве, судебными решениями из соседних замков; и другую часть правом, которое является общим по всему королевству Франции". (Перевод В. А. Томсинова).
Некоторые французские историки полагают, что "под правом, которое является общим по всему королевству Франции (le droit qui est communs a tous ou roiaume de France)" Филипп де Бомануар подразумевал римское право, использовавшееся в качестве субсидиарного источника в судах средневековой Франции. Другие высказывают мнение о том, что это общие для всей Франции нормы обычного права. Третьи считают, что здесь идет речь о совокупности королевских установлений (establissements).
Последняя точка зрения мне кажется ближе к истине. О королевских установлениях говорится в первой главе "Кутю-мов Бовези", причем в связи с деятельностью должностных лиц, именуемых бальи.
Coutumes de Beauvaisis. §51: "Li establissement que li rois fet pour le commun pourfit doivent ester fourment garde par la porveance des baillis"3.
Кутюмы Бовези. §51: "Установления, которые король издал для общего блага, должны, безусловно, охраняться заботой бальи". (Перевод В. А. Томсинова).
Рассматриваемое произведение состоит из пролога, основного текста и заключения. Основной его текст разделен на 70 глав. По всей видимости, это деление дал сам автор, поскольку о содержании каждой из глав говорится в прологе (§ 10) "Ку-тюмов Бовези"1. Все содержание данного трактата делится на параграфы (статьи). При сплошной нумерации оно состоит из 1982-х параграфов. Первые десять из них приходятся на пролог, последний — на заключение.
Одним из мотивов, побудивших Филиппа де Бомануара написать трактат "Кутюмы Бовези", было, по всей видимости, его стремление ознакомить как можно большее число людей с обычаями своей местности. В § 174 указанного произведения содержится замечание его автора о том, что "большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе...". Текст рассматриваемого произведения показывает, что его значение далеко выходило за рамки указанной цели. Какие выводы о предназначении трактата Филиппа де Бомануара можно сделать на основании анализа его содержания?
Как известно, Филипп де Бомануар специально изучал римское право. Можно ли говорить о влиянии римских правовых концепций применительно к его произведению "Кутюмы Бовези"? Если да, то в чем проявляется это влияние?
Содержание сборника "Кутюмы Бовези" носит сложный, комплексный характер. В нем сведены воедино нормы, регулирующие различные по своему характеру общественные отношения. Можно ли говорить применительно к данному произведению о какой-либо системе изложения правовых норм? Какие группы правовых норм можно здесь выделить?
В тексте рассматриваемого правового памятника изложены, помимо правовых норм, идеологические концепции. Какие представления о сущности королевской власти и Святой Церкви выразил Филипп де Бомануар? Как представлял он социальную структуру Франции? Насколько эти представления соответствовали реалиям французского общества второй половины XIII века?
При анализе содержания "Кутюмов Бовези" следует иметь в виду, что автор представил здесь помимо прочего и свои собственные политические взгляды. Так, например, в § 1519 трактата говорится о том, что "каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять". После этого Филипп де Бомануар заявляет: "Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон (mes font), они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на при питание".
Третий вопрос. При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что трактат "Кутюмы Бовези" отражает характерную для феодального общества тесную связь имущественных прав индивида с его социальным статусом. В чем выражается здесь данная связь? Какие общественные состояния и соответствующие им имущественные прав* выделял Филипп де Бомануар?
Вместе с тем в "Кутюмах Бовези" находит свое выражение и другая закономерность феодализма — обремененность вещных прав обязанностями личного, неимущественного характера. В качестве иллюстрации данной закономерности можно привести § 927 рассматриваемого правового памятника, в котором идет речь о "гостизе" — земельном наделе, держание которого сопряжено с обязанностью вассала нести военную службу в пользу сеньора, предоставившего ему такой надел. В указанном параграфе рассказывается о том, как один рыцарь "вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял в свой "новый город" его поселенца, который жил у него в силу держания гостизы 1 год и 1 день и ушел с нее, никому не передавши и не продавши своего надела, не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а просто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пустой". Согласно § 973, "было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (поселенец) не даст удовлетворения своему сеньору за гостизу или очищением ее от обязательств, или продажей, или дарением, или же меной".
Следует обратить внимание и на упомянутые в "Кутюмах Бовези" такие ситуации, когда обладание тем или иным вещным правом влечет за собой определенного рода властные полномочия. Так, согласно § 1641 указанного трактата, "каждый человек, владеющий фьефом в Клермонском графстве, обладает высшей и низшей юрисдикцией в пределах своего фьефа".
В чем еще проявляется феодальный характер вещных прав, зафиксированных в "Кутюмах Бовези"?
Особую разновидность вещных прав представляет собой институт сезины (seisine). Что такое сезина в том виде, как она описывается в произведении "Кутюмы Бовези"? В чем видит автор этого трактата отличие данного правового института от права собственности (propriete)? Как приобретается сезина, согласно правилам, изложенным Филиппом де Бомануаром? Ка-кой порядок судебной защиты сезины устанавливают "Кутюмы
Четвертый вопрос. Преступлениям и наказаниям посвящен специальный раздел сборника "Кутюмы Бовези". Здесь описываются отдельные виды преступлений (убийство, изнасилование, кража, заблуждение в вере и др.) и наказания, установленные за их совершение. Как отмечает Филипп де Бомануар, он рассказывает об этом "для того, чтобы простые люди знали, какое их ожидает наказание, если кто-либо из них совершит преступление, и чтобы каждый человек в отдельности знал это, также, чтобы сеньор знал, какое наказание следует за каждое преступление".
При рассмотрении раздела трактата, посвященного нормам уголовного права, необходимо в первую очередь обратить внимание на ту классификацию преступлений, которая приводится в § 823. Каков критерий данной классификации?
Филипп де Бомануар не ограничивается в своем произведении перечислением различных видов преступлений, но стремится выявить сущность наиболее тяжких из них. Следует обратить особое внимание на те определения, которые даются в "Кутюмах Бовези" такому преступлению, как убийство. Здесь различаются между собой умышленное убийство и убийство в пылу ссоры и во время драки. В оригинальном тексте трактата указанные категории убийства обозначаются различными терминами. Умышленное убийство называется словом "murtres", убийство во время драки именуется термином "homicide".
Особый интерес представляет собой описываемое в § 826— 827 "Кутюмов Бовези" явление, которое Филипп де Бомануар обозначает термином "traison". Данный термин можно перевести на русский язык словом "измена"1, однако более удачным, на мой взгляд, является перевод его словом "предательство"2. Дело в том, что под термином "traison" в рассматриваемом трактате подразумевается не какое-то отдельное преступление -измена, но, скорее, просто причинение серьезного вреда какому-либо человеку. На такое понимание термина "traison" наталкивает содержание § 827 сборника "Кутюмы Бовези". Здесьведь прямо говорится о том, что "traison" выражается "и в избиении, и в нанесении увечий..., и в лжесвидетельствовании, ведущем к чьей-либо смерти или к лишению кого-либо наследства, или к ссылке, или к тому, что сеньор (данного человека) возненавидит его, или к другим подобного рода последствиям". Причинение вреда тому или иному человеку может воплощаться в различных преступных деяниях — в убийстве, нанесении телесных повреждений, клевете и т. д. Оно может воплощаться также и в измене. Вот почему более правильно, с моей точки зрения, переводить термин "traison" словом "предательство", которое обозначает в русском языке не вид преступления, а именно причинение вреда.
При рассмотрении наказаний, упомянутых в трактате Филиппа де Бомануара, следует обратить внимание на факторы, обусловливающие меру наказания за совершение преступления. Какие обстоятельства принимаются во внимание в "Кутюмах Бовези" при назначении наказания?
Пятый вопрос. О суде и судебных процессах говорится во многих статьях сборника "Кутюмы Бовези".
При рассмотрении данных статей следует прежде всего определить, какие виды судебных органов упоминаются в них.
Филипп де Бомануар проводил различие между светскими и церковными судами. Однако вместе с тем он усматривал тесную взаимосвязь светской юстиции с духовной. Как соотносились, по его мнению, указанные разновидности судебной власти?
Светская юстиция выступает в "Кутюмах Бовези" в различных формах. Одной из них является королевский суд, другой — суд сеньора. Что представляют собой эти суды? Какими полномочиями обладают король и сеньоры в сфере правосудия? На чем базируется судебная власть короля? Из чего проистекают судебные полномочия сеньора?
В каком порядке рассматриваются дела в королевском и сеньоральном судах?
Какие принципы судебного процесса зафиксированы в "Кутюмах Бовези"? Некоторые основополагающие принципы правосудия прямо сформулированы в тексте данного трактата (см., например, § 47, 1883, 1910, 1914) — другие следует вывести из содержания конкретных правовых норм.
В параграфах с 1145 по 1175 "Кутюмов Бовези" излагается учение о доказательствах в судебном процессе. По мнению Филиппа де Бомануара, на основании обычаев графства Клермон можно выделить восемь видов доказательств. В чем заключается их суть?
Какими качествами должен обладать, с точки зрения Филиппа де Бомануара, "человек, желающий быть справедливым и честным бальи"?
Шестой вопрос При обсуждении данного вопроса на семинарском занятии необходимо в первую очередь описать обстановку, сложившуюся во Франции к 1357 году, то есть ко времени принятия документа, названного Великим Мартовским ордонансом.
При анализе текста данного документа следует обратить внимание на его начало. Здесь называются общественные силы, по инициативе которых были сформулированы требования, составившие содержание Великого Мартовского ордонанса. Это представители духовенства, высшей светской аристократии (принцы крови), дворянства и горожан, входившие в состав общефранцузского сословно-представительного органа — Генеральных штатов.
Рассматриваемый ордонанс представлен в виде документа, исходящего от имени Карла, старшего сына французского короля Иоанна II (Доброго). Можно ли говорить о том, что Карл как представитель королевской власти разделял выраженные в его тексте идеи?
Многие требования, изложенные в Великом Мартовском ордонансе, продиктованы конкретной обстановкой, сложившейся во Франции после того, как король Иоанн II проиграл сражение с англичанами и попал к ним в плен. Однако наряду с этим в содержании данного документа прослеживаются идеи, отражающие определенные закономерности в эволюции средневековой французской государственности.
Раскрытие указанных идей и должно составлять главную цель анализа текста Великого Мартовского ордонанса на семинарском занятии. Особое внимание в процессе этого анализа следует обратить на статьи 2, 8, 43. Какие идеи выражают перечисленные статьи?
При общей оценке Великого Мартовского ордонанса 1357 года необходимо учитывать двоякую природу данного документа. С одной стороны, он имеет форму юридического акта, некоторые из его статей могут быть отнесены к разряду правовых норм. Но, с другой стороны, это документ политический — он выражает политические требования определенных кругов тогдашнего французского общества. А всякие политические требования, как правило, несут в себе помимо притязаний, соответствующих реальности, также идеи сугубо умозрительные, неосуществимые на практике. Такие идеи присутствуют и в содержании Великого Мартовского ордонанса. Какие это идеи? чем проявляется их умозрительный характер?