Печорин
Максим Максимыч
Сюжет
Конфликт
· основной конфликт эпохи;
· стороны конфликта в произведении;
· позиции сторон;
· суть конфликта;
· итоги конфликта.
Естественно, что эта схема, как, впрочем, и всякая другая, не является универсальной, она охватывает социальный, общественный конфликт, но не конфликт внутренний, психологический, тем не менее подобный план-схема окажет Вам определенную помощь при написании ряда сочинений.При этом следует постоянно помнить, что конфликт реализуется в сюжете, композиции, системе образов произведения.
· своеобразие сюжета;
· композиция сюжета;
· функции сюжета: осмысление картины мира, воссоздание конфликта, раскрытие характера героя;
· роль внесюжетных элементов (лирических отступлений) в композиции произведения.
Поясним данную схему. Пишущий сочинение чаще всего пересказывает сюжет,а не исследует, анализирует его.
Обратимся к конкретной теме «Мотив путешествия, странствия в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ошибка абитуриента заключается в том, что, выделяя ключевые слова «путешествие» и «странствие», он далее и пишет о странствиях Печорина – от скуки, «по казенной надобности» и о путешествии Чичикова – ради скупки «мёртвых душ», обогащения.
Выше уже говорилось, что неверное раскрытие темы зачастую кроется в неправильном определении ключевого слова. Здесь ключевым словом будет слово «мотив», и, следовательно, надо писать о том, для чего, с какой цельюотправляют авторы вышеназванных произведений в путешествие и странствие своих героев, какое место мотив путешествия, скитания занимает в композиции произведения. Иначе говоря, надо писать не о самом путешествии, а о сюжете путешествия, его своеобразии; не о том, с какой целью путешествует герой, а о том, с какой целью отправляет его – героя – путешествовать автор.
В «Герое нашего времени» этот сюжет помогает М.Ю.Лермонтову раскрыть характер главного героя, показать, по словам писателя, «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа».
В «Мертвых душах» этот же сюжет – путешествие главного героя – позволяет Н.В.Гоголю, по его словам, «показать хотя с одного боку всю Русь… и вывести множество разнообразных характеров».
Тема обдумана, определим идею.
В романе «Герой нашего времени» три путешественника: первый – герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, «который до половины был набит путевыми записками о Грузии», второй – Максим Максимыч, едущий в Ставрополь «с казенными вещами», третий – Григорий Александрович Печорин, отправляющийся в Персию, а до этого путешествующий по Кавказу. Через путешествие этих трёх героев автор решает одну главную задачу – показать сложный противоречивый характер Печорина, «историю души человеческой».
Каждый путешественник выполняет свою функцию.
Так, герой-рассказчик
· показывает нам место, где будут происходить события, связанные с Печориным;
· встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю Печорина и Бэлы;
· знакомится с самим Печориным во Владикавказе и дает психологический портрет главного героя;
· становится обладателем «Журнала Печорина», который публикует после смерти его автора.
· рассказывает встретившемуся офицеру историю жизни Печорина в крепости и любви к Бэле;
· знакомит героя-рассказчика с Печориным и передает рассказчику его бумаги – около десятка тетрадей.
· путешествует по Кавказу не по своей воле, а «с подорожной по казенной надобности»;
· сталкивается с людьми, активно вмешивается в их жизнь, проявляя при этом различные стороны своего недюжинного характера;
· пишет дневник странствий своей души.
Именно странствия Печорина играют особую роль в композиции романа. Следовательно, работу над темой следует начать с вопроса об особенностях композиции романа. В чём она заключается? В нарушении хронологической последовательности событий. Построим такую схему.
Композиция романа | Хронологическая последовательность |
«Бэла» | «Тамань» |
«Максим Максимыч» | «Княжна Мери» |
«Предисловие к журналу Печорина» | «Бэла» (начало) |
«Тамань» | «Фаталист» |
«Княжна Мери» | «Бэла» (окончание) |
«Фаталист» | «Максим Максимыч» |
«Предисловие к журналу Печорина» |
И если композиция романа служит для раскрытия характера героя, то хронологическая последовательность событий многое объясняет в его характере и его поведении1.
Обратимся к первой части нашей схемы.
В «Бэле» мы получаем первое, достаточно поверхностное представление о герое, ибо душа Печорина остается закрытой для Максима Максимыча. Поэтому перед нами пока не «история души», а лишь её предыстория.
В «Максиме Максимыче» Печорин явлен воочию и становится объектом наблюдения спутника штабс-капитана – героя-рассказчика, который и даёт точную психологическую характеристику герою «Бэлы» (не потому ли так быстро уезжает Печорин, что чувствует на себе пристальный, изучающий взгляд незнакомца?).
В «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» (дневнике самого Печорина) мы получаем полное представление о внутреннем мире героя, который занимается беспощадным и безжалостным препарированием своей собственной души.
Вторая часть нашей схемы позволяет объяснить и понять некоторые поступки Печорина.
Чаще всего вызывает осуждение поведение Печорина в истории с Бэлой («Бэла»). Стоит, однако, вспомнить, что встрече с Бэлой предшествовали объяснение с Мери и потеря Веры, что Бэла первой призналось в любви Печорину и, привезенная в крепость Азаматом, отказалась вернуться домой, что пребывание Бэлы в крепости стало возможным с молчаливого одобрения её коменданта - Максима Максимыча, что именно пари, предложенное штабс-капитаном Печорину, ускорило развитие событий (поведение Максима Максимыча в этой сцене вообще нельзя назвать безукоризненным: он, стоя за дверью, подслушивает и подглядывает, то есть следит за условиями выполнения пари).
Мы готовы также осуждать Печорина за холодность и равнодушие по отношению к бедному Максиму Максимычу («Максим Максимыч»). Однако следует вспомнить, что последний раз герои виделись пять лет тому назад, что с крепостью у Печорина связаны не самые лучшие воспоминания (крепость – место ссылки, тюрьма, Максим Максимыч, каким бы хорошим он ни был, - тюремщик), что Печорина и Максима Максимыча мало что связывает (они люди абсолютно разные), что за прошедшие пять лет в жизни Печорина произошло немало других событий, в жизни Максима Максимыча – ничего значительного (последнее яркое событие – это история Печорина и Бэлы). Все эти обстоятельства позволяют иначе взглянуть на эпизод встречи: о чём будут говорить эти разные люди, что вспоминать?
В этих рассуждениях отсутствует стремление идеализировать героя романа, есть желание осмыслить его поведение и поступки непредвзято. Это становится возможным, когда мы восстанавливаем реальную хронологию событий. Сцепление в романе двух повестей «Бэлы» и «Максима Максимыча» создает иллюзию, что между событиями в крепости и встречей во Владикавказе прошло от нескольких недель до нескольких месяцев, что и дает абитуриентам повод для обвинения Печорина в чёрствости и эгоизме. И только пятилетний срок многое объясняет. Тем более, время Максима Максимыча и время Печорина - время разное: оно протекает в разных пространствах и разными событиями наполнено. Максим Максимыч скучает в горской крепости – Печорин «скучает» во всей России.
Выше уже говорилось, что задача, которую ставил перед собой автор «Мёртвых душ», иная. «…Какой огромный, оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! …все наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы. Словом, вся православная Русь…» - писал Н.В.Гоголь.
Таким образом, через путешествие Чичикова в поисках и покупке «мёртвых душ» писатель показал всю Россию, начиная с губернского города NN и его обитателей и кончая столицей Российской империи - Петербургом («Повесть о капитане Копейкине»).
Но путешествие Чичикова может быть осмыслено несколько иначе –
как «путешествие в страну мёртвых», связанное с «традициями фольклорно-эпических путешествий на тот свет»1,
и как путешествие в страну «сказочную, чудесную, абсурдную», обитатели которой – былинные герои, «величественные в своих пороках, привычках, образе жизни, даже внешности»2. И здесь уместно вспомнить высказывание В.В.Розанова: «Это уже Русь, вся Русь. Один из лучших немецких критиков заметил, что первые главы «Мёртвых душ» совершенно равнозначащи творениям эллинского гения. То самое, что эллины сделали в мраморе, Гоголь сделал в слове: он изваял фигуры до такой степени вечные и универсальные, до такой степени безупречные, как Аполлоны и Зевсы Фидиев и Праксителей»3.