Полезные советы.

Вопросы и задания.

Обдумайте тему и определите идею сочинения «Образ Петербурга в русской литературе XIX века» и «Образ Петербурга в поэзии “серебряного века”». Пусть своеобразной подсказкой к первой теме станут слова В.Набокова: «Пропущенный сквозь восприятие Гоголя, Петербург приобрел ту странность, которую приписывали ему почти все столетие…», ко второй – слова А.Ахматовой: «Достоевский и бесноватый город в свой уходил туман…»

Несколько иной подход должен быть к теме, связанной с образом персонажа.

Индивидуальные черты этого образа в основном определяются

· портретной характеристикой (помните, что портрет важен не сам по себе, а как средство психологической характеристики персонажа);

· речевой характеристикой (её роль возрастает при анализе драматического произведения);

· пейзажем,

· интерьером,

· вещами и отдельной вещью, принадлежащими герою;

· отношением героя к окружающим и окружающих к нему;

· отношением к герою автора произведения;

· местом героя в персонажной системе произведения.

(Не всегда автор дает подробную портретную речевую характеристику, исчерпывающее описание пейзажа, интерьера, вещи. Иногда описание сводится к отдельным штрихам или одной детали. «Точная деталь часто заменяет образ. Точная деталь становится биноклем, приближающим предметы и делающим их выпуклыми», – отметил М.Светлов).

Существенную сторону характеристики образа составляет отношение

· к социальной среде и обществу,

· к государственному устройству,

· к идейно-политическим и философским течениям своей эпохи.

Но в каждом образе помимо индивидуальных черт воплощены типические, наиболее существенные, присущие определённому типу людей определённого социального круга определённой эпохи.

Таким образом, помимо индивидуальных черт, о которых мы уже говорили выше, в пушкинской героине есть и такие, которые сближают и с грибоедовской Софьей, и с толстовской Наташей, и с пушкинской Машей (повесть «Дубровский»).

«Ей сна нет от французских книг», - сетует Фамусов по поводу Софьи, «ей рано нравились романы; они ей заменяли всё», - замечает Пушкин о Татьяне.

Обратите внимание, что писатель зачастую наделяет своих героев рядом общих черт. В этом случае понятие «тип» сужается до пушкинского типа, тургеневского типа («тургеневская девушка»).

«Нет. Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского. Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж», - говорит Маша Дубровскому.

«Я вас люблю, (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна», - говорит Татьяна Онегину.

Итак, полная характеристика образа включает в себя анализ индивидуальных черт и типических особенностей героя в их неразрывной связи, органичном единстве. Наиболее полно образ раскрывается, когда он поставлен в соответствующие условия, обстоятельства: быт, среда, эпоха.

Здесь хотелось бы предостеречь от упрощенной, однозначной характеристики того или иного литературного героя. Речь пойдет о Татьяне Лариной, Сергее Сергеевиче Скалозубе и Павле Ивановиче Чичикове.

«Итак, она звалась Татьяна…».

Напишите мини-сочинение «Как я представляю себе Татьяну Ларину», сосредоточив внимание на внешнем облике героини Пушкина. Сложность данного задания состоит в том, что автор не дал нам её портрета.

Можно предположить, что Вы создали образ не очень красивой внешне, но богатой внутренне натуры. Причина такого видения как в отсутствии портрета, так и строках Пушкина: «Ни красотой сестры своей, ни свежестью её румяной не привлекла б она очей» [2, XXV]. Обратим внимание на слова: «ни красотой сестры своей». О красоте Ольги – «глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан» – сказано двумя строфами выше. Значит, красота Татьяны иная, нежели красота Ольги. Какая?

По всему тексту романа рассыпаны слова, свидетельствующие о красоте Татьяны: «головка томная», голосок «нежней свирельного напева», «ножка милая» (не такие ли ножки воспевает поэт в XXX-XXXIV строфе первой главы своего романа), «прелестное плечо», «прелестный пальчик» (ср. о Н.Н.Гончаровой «чистейшей прелести чистейший образец»).

Итак, «перед нами бледноликая, тоненькая (в VII главе московские девицы её находят … «бледной и худой»), скорее девочка, чем девушка, с темными («темнеющими») печальными глазами и диковато-грациозными («лань лесная») движениями. Томная головка («головушка») склоняется к прелестному плечу; лицо отражает малейшие движения души (страх, радость, смущение, усталость и т.д.), тонкие (дрожащие при волнении) руки с прелестными пальчиками; милые маленькие ножки…»1.

О красоте Татьяны говорит и отношение к ней

- самого поэта, назвавшего героиню «красавицей моей»;

- Онегина, прекрасного изучившего «науку страсти нежной» и знавшего толк в предметах этой науки;

- петербургского света, в глазах которого «беспечная прелесть» Татьяны выше «мраморной красы» Нины Воронской.

Ольга красива. Татьяна прелестна. Красота Ольги – красота обыкновенная, красота книжная («любой роман откройте»), красота «глупой луны на этом глупом небосклоне».

Поэт устами своего героя говорит: «В чертах у Ольги жизни нет, точь-в-точь в Вандиковой мадонне».

Одинаковость, неизменность душевного настроя Ольги в любой ситуации подчеркивается А.С.Пушкиным во II главе:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…[2, XXIII].

Онегин, впервые увидев сестёр Лариных, советует юному поэту изменить свой выбор («я выбрал бы другую, когда я был, как ты, поэт») в пользу Татьяны, но Ленский не может этого сделать, ибо он является своеобразной копией своего предмета поклонения. Ср. характеристику Ленского:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч…[2, VI]

Он в песнях гордо сохранил

Всегда возвышенные чувства. …[2, IX]

Всегда, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль.[2, XX].

Интересно отметить и следующее. В.Г.Белинский считал, что Ольга, «вышедши замуж, сделалась бы вторым исправленным изданием своей маменьки». Именно о матери Лариной Пушкин говорит: «она была одета всегда по моде и к лицу».

Близость Ольги и Ленского прослеживается и на уровне микрообразов.

Ольга

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила…[2, XXIII].

Ленский

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна [2, X]

Ольга

Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой [2, XXI].

Ленский

Он был любим… по крайней мере

Так думал он, и был счастлив.

………………………как мотылек,

В весенний впившийся цветок [4, LI].

Итак, прелесть Татьяны в том, что на её лице постоянно отражаются малейшие душевные переживания.Исключительность Татьяны в том, что в ней соединяются детская доверчивость, искренность, непосредственность и естественность в проявлении своих чувств и женская верность, преданность, жертвенность и чистота. Кроме этого, одаренность «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Именно эти качества Татьяны Лариной отличают её от сестры Ольги и Софьи Фамусовой и отчасти сближают с Марией Троекуровой и Наташей Ростовой.

Лев Шестов отмечал: «Победа – нравственная, конечно, - Татьяны над Онегиным есть …символически выраженная победа идеала над действительностью… Посмотрите на творчество Тургенева, сколько бесценных типов душевной красоты создал он, а все его женщины - это уже давно подмечено – имеют свой прототип в Татьяне Пушкина, и подобно ей являются нравственными судьями и светочами в жизни»1.

«И золотой мешок, и метит в генералы»

Проведём ещё один эксперимент. Обратимся к комедии «Горе от ума» и постараемся представить, как выглядел полковник Скалозуб, сколько ему лет. Вопрос о возрасте Скалозуба отнюдь не праздный, он позволяет многое прояснить в комедии: в отношениях между героями, в биографии Чацкого.

Завидный жених, богатый и знатный полковник Сергей Сергеич Скалозуб почему-то не находит отклика в душе Софьи. При этом главным препятствием к браку является не возраст жениха, факт для молодой девицы весьма значимый. О возрасте Софья и не упоминает (не потому ли, что он не является весомым аргументом). Иное тревожит невесту – отсутствие у жениха ума. «Куда как мил! и весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду», - делится Софья с Лизой. Молчалин также не очень разговорчив, он умеет многозначительно молчать и вздыхать, что вполне устраивает героиню.

Итак, Скалозуб, видимо, не очень стар. «Я с восемьсот девятого служу», - заявляет он. Сколько же лет было Скалозубу в 1809 и сколько ему было в начале 20-х, когда он появился в доме Фамусова?

Служить тогда начинали рано, и Скалозуб не был исключением. В записке «О народном воспитании» А.С.Пушкин писал, что образование дворянина в России «кончается в 16-летнем возрасте воспитанника», а к 18 годам он полностью переходил на положение самостоятельного человека. Таким образом, в 1809 году Скалозубу около 18 лет, а к моменту появления в доме Фамусова – около 30. Разница в возрасте между 17-летней Софьей и 30-летним Скалозубов для того времени вполне обычная. Вспомним, что Наташе Ростовой было 16, когда она дала согласие на брак с князем Андреем Болконским, которому в 1810 был 31 год.

«В тринадцатом году мы отличились с братом», - говорит о себе Скалозуб языком военных реляций. Участник Отечественной войны 1812 года, Скалозуб несет на себе печать этого героического времени. Натан Эйдельман пишет: «Молодые командующие 1800-х годов – это не только следствие их титулов, но и знамение времени. Ускоренное выдвижение дворянской молодёжи вообще делало тогдашних начальников сравнительно более юными (средний возраст приобретения генеральства, вычисленный по материалам книги В.М.Глинки и А.В.Помарнацкого «Военная галерея 1812 года», составил 35 лет). Тут, конечно, играли роль частые войны, ускорявшие движения чинов, да и потом ещё не был исчерпан петровский молодой порыв, когда 30-летний генерал, посол, 35-40-летний министр – явление обыкновенное…»1.

Ю.М.Лотман приводит ряд известных фамилий, чье служение Отечеству началось в 16-18-летнем возрасте 2. Сам А.С.Грибоедов вступил в армию в чине корнета (подпоручика) в возрасте 17 лет.

Проследим дальнейшую карьеру Скалозуба. «За третье августа засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне – на шею». В 1813 году Скалозуб получил Орден Анны II степени, крест которого носился на шее. Согласно статуту этого ордена его мог получить офицер в чине не ниже капитана. Далее – майор, потом подполковник и полковник. По словам Фамусова, Скалозуб «давно полковники». Таким образом, военная карьера Скалозуба успешна, вот только «за полком два года проводили».

Что дает нам это?

 

Встретив Платона Михайловича Горича, «друга старого», приятеля по полку, Чацкий спрашивает: «Ты обер или штаб?». Обер – обер-офицер – чин ниже майорского (14-9 класс), штаб – штаб-офицер – чин с майорского, включая подполковника и полковника (8-6 класс). Останься Горич на службе, «с храбростью его, с талантом», он мог стать штаб-офицером, как Скалозуб; не отрекись от мундира Чацкий, «малый с головой», «с эдаким умом» он бы ненамного отстал от Скалозуба.

Обратите внимание, что Скалозуб чувствует в Чацком военное прошлое и весьма уважительно к нему относится, даже считает, что Чацкий в своем монологе («А судьи кто?»), из которого Скалозуб понял одно только близкое и родное ему слово «мундир», искусно коснулся «предубеждения Москвы к любимцам, к гвардии, к гвар-дейским, к гвардионцам…».

Возраст Скалозуба позволяет иначе взглянуть и на Фамусова. Отец Софьи заискивает, отверзает поскорее отдушничек едва ли не перед ровесником Чацкого. «Солидность» Скалозуба носит не возрастной, но социальный характер: «Не по летам и чин завидный, не нынче-завтра генерал». Поразителен контраст: «Кладите шляпу, сденьте шпагу, вот вам софа, раскиньтесь на покой» - это Скалозубу; «Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать, не велика услуга» – это Чацкому.

И последнее. Вспомним оценку Скалозуба Чацким: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие манёвров и мазурки!». «Смысл этих военных жаргонизмов эпохи до 1812 года, - пишет Ю.М.Лотман, - современному читателю остается непонятным. В сознании его вырисовывается образ хрипящего старика. Грибоедовский герой, однако, совсем не соответствует этому образу. Прежде всего он молод. Все три названия Скалозуба («Хрипун, удавленник, фагот») говорят о перетянутой талии (ср. слова самого Скалозуба: «И талии так узки»). Затягивание пояса до соперничества с женской талией – отсюда сравнение перетянутого офицера с фаготом – придавало военному моднику вид «удавленника» и оправдывало называние его «хрипуном». Представление об узкой талии как о важном признаке мужской красоты держалось ещё несколько десятилетий» 1.

Вспомним и о мазурке. Один из литературных современников Скалозуба, далеко не старик, «легко мазурку танцевал». Мазурка, в основе которой лежали прыжки, требовала лёгкости и была под силу только молодому человеку.

Итак, Скалозуб молод, строен и статен, богат и знатен, удачлив в делах службы и готов одержать победу на любовном фронте.

Особое внимание следует обратить внимание на темы, связанные с раскрытием образа автора в произведении, например, «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» или «Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Следует помнить, что

образ автора в произведении всегда шире, глубже и многостороннее образа героя, им созданного;

образ автора в произведении может быть персонифицирован, то есть явлен на страницы романа, повести или рассказа в виде конкретного персонажа (автор в «Евгении Онегине», странствующий офицер в «Герое нашего времени») или неперсонифицирован (автор в «Мертвых душах», «Отцах и детях», «Преступлении и наказании», «Войне и мире» и т.д.).

И в том, и в другом случае образ автора в той или иной мере присутствует в тексте. И обращение к конкретной теме, и осмысление идеи, и своеобразие сюжета, и специфика композиции, и разрешение конфликта, и создание системы образов, и выбор жанра, и особенности стиля указывают на присутствие автора. Он может следовать традициям и быть новатором. Кроме этого автор является выразителем определенного литературного течения и направления, носителем исторических, религиозно-философских, общественно-политических и эстетических взглядов.

Следует отметить, что темы, связанные с раскрытием образа автора, значительно сложнее, чем темы, посвященные раскрытию образа того или иного конкретного героя.

Обратите внимание на темы, где предполагается сравнительная характеристика двух и более образов. Такого рода сочинения чаще всего представляют последовательную – одного за другим –характеристику персонажей, что приводит к появлению нескольких мини-сочинений в одном, что является наиболее распространенной ошибкой. При сопоставлении двух или более образов необходима параллельная характеристика, что позволяет выявить сходство и различие между литературными персонажами.

Темы, в формулировки которых входит – прямо или опосредованно – литературоведческое понятие: образ, конфликт, сюжет, композиция и т.д. подчиняются определенной схематизации. Не следует опасаться подобных схем: они могут быть использованы в качестве опорных вопросов, на которые должен ответить пишущий.

Не останавливаясь на темах, связанных с понятием «образ», обратимся к другим литературоведческим терминам.

Жанр. «Жанр есть определенная целостная форма, устойчивый тип структуры и системы образных средств»1, - считает В.Кожинов. Что делает жанр структурой устойчивой и одновременно узнаваемой. Это

· пространственно-временная организация произведения;

· сюжетно-композиционный уровень;

· образная система;

· речевой строй произведения;

· бытование жанра в контексте творчества писателя, литературного направления эпохи, мировом литературном процессе.