Понятие и особенности стилей управления. Лидерство в управлении. Теории лидерства.
Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности. Стили управления, определяемые личностью руководителя: авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитарный стиль — сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Характеризуется высокой требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Либеральный стиль — сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Демократический стиль — считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность.Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.
Процесс управления включает в себя следующие функции:
- планирование — определение будущего желаемого состояния объекта управления и тех действий (мероприятий), которые необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое;
- организация — размещение элементов объекта управления, определение материально — вещественных и информационных связей между подразделениями, а также с объектами внешней среды;
- контроль — сопоставление фактического состояния объекта управления с планируемым, выявление расхождений, их оценка и регулирование объекта управления с целью устранения существенного расхождения;
- стимулирование — поощрение и наказание работников в зависимости от результатов их трудовой деятельности.
Важнейшая цель управления - использование личностного потенциала каждого работника. Среди возможностей современного менеджмента есть такие как: улучшение профессиональной подготовки сотрудников, налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы, усиление роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров.
Что позволяет человеку вести других людей за собой, «заражать» их своими стремлениями и идеалами, и почему, собственно, люди готовы за кем-то следовать – на эти вопросы существует множество ответов, и притом порой весьма противоречивых. Постараемся кратко описать суть наиболее распространенных воззрений на природу лидерства.
1. «Лидерами не становятся, а рождаются». Многие люди полагают именно так: лидер – это изначально выдающаяся личность, все способности даны ему от природы, а ему остается только пользоваться ими в меру своего разумения и в собственных целях. Такое представление, пожалуй, является самым ранним, и в предельном своем выражении сводит всю историю человечества к результату деяний особых, великих людей.
2. Теории лидерских черт. Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры.
3. Теории стечения обстоятельств и ситуационные теории. Здесь имеется в виду, что любая ситуация состоит из множества переменных, специфическое сочетание которых приводит к появлению лидера, и притом именно такого типа, который лучше всего соответствует обстоятельствам. Таким образом, «самого лучшего» лидерского стиля не существует, а лучший лидер – тот, кто лучше всего чувствует ситуацию, в которой находится. Но при этом он не может полностью ею управлять, так как далеко не все переменные ему подконтрольны.
4. Поведенческие теории. Приверженцы этой точки зрения считают, что рождаться лидером вовсе не обязательно, научиться этому может любой. Нужно только натренировать необходимые формы поведения и вызывать у окружающих людей нужные реакции с помощью различных позитивных или негативных подкреплений. Истоки этого подхода можно найти в бихевиоризме.
5. Теории командной работы. Здесь лидер – этот тот, кто умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений.
6. Управленческие теории. Лидер в этом свете, по сути, является менеджером: контролирует деятельность группы, организует ее и следит за производительностью, используя для всех этих целей разнообразные поощрения и наказания. Главная цель лидера здесь состоит в том, чтобы дать людям ясные указания и добиться, чтобы они выполнялись.
7. Теории взаимоотношений, наконец, лучше всего отражают современное понимание лидерства. Природа лидерства здесь объясняется особыми взаимоотношениями, которые складываются между лидером и его приверженцами. Такой лидер способен вдохновлять людей и мотивировать их на работу над достижением поставленных целей, основываясь на заслуженном доверии, взаимном уважении и разделении общих ценностей. Люди следуют за таким лидером не из страха перед наказанием или желания получить награду, а потому, что он выражает их собственные идеалы, стремление к которым способствует их саморазвитию и питает их самоуважение.
Теории взаимоотношений часто противопоставляются управленческим теориям. Однако для успешного функционирования и развития организации оптимальным представляется сбалансированное сочетание «менеджерского» и «лидерского» подходов.
Планирование на предприятиях АПК
15.Цели планирования хозяйствующего субъекта.
Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночнойэкономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли,оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях цельюпланирования финансов является определение возможных объемов финансовыхресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовыхпоказателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотныесредства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постояннонаходящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги,уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся:1. обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовымиресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов инаправления их расходования;2. установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховымиорганизациями и другим хозяйствующими субъектами;3. выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов поего эффективному использованию;4. увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;5. осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегиифинансового планирования хозяйствующего субъекта является определение егоцентров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующегосубъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль.Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющеесямалорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общемпроизводственно-торговом процессе.Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцатьна восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли.Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенныхметодов.
16.Виды планирования на предприятиях.
Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием«менеджмент».
По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия но различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.
Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются всреднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.
Рис. 3. Виды планирования на предприятии (фирме)
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 1.
Таблица 1 Основные разделы и показатели годового плана
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.
В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 4).
Рис. 4. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)
Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.
Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами.Индикаторы —это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.
Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планированиеосновано на прогнозировании.Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.
Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.
Битее-минирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:
§ реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
§ инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
§ преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
§ интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.
Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.
По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.
Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.
Рис. 6. Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования
Долгосрочный план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются всреднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.
В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2-3 года.
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются назаводские, цеховые, бригадные.
Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования представлена на рис. 6.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех-участок-бригада-рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется намежцеховое, внутрицеховое идиспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования являетсясменно-суточное планирование.
В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.
17.Стратегическое планирование в организации АПК.
Стратегическое планирование на предприятии АПК — один из видов долгосрочного планирования. Потребность в долгосрочном планировании обусловлена двумя основными факторами: дли тельным циклом процесса воспроизводства продуктов (услуг), за частую не укладывающимся в рамки планового периода; необходимостью иметь четкие представления о перспективах развития экономики народного хозяйства, его отраслей, предприятий и субъектов Федерации. Долгосрочный план способствует определению реальных направлений развития, выявлению ресурсных ограничений, количественных и качественных последствий деятельности. Долгосрочное планирование применяется на всех иерархических уровнях управления народным хозяйством. Однако его значение, сущность и содержание существенно различаются. На уровне страны долгосрочное планирование представлено прогнозированием экономического и социального развития на основе стохастичности функционирования ее составляющих — отраслей, субъектов и т. д.; на уровне предприятия — стратегическим планированием, учитывающим возможность и необходимость достаточно жесткой организации всех элементов производственного процесса для наиболее эффективного его развития. Стратегическое планирование — это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, предстоящих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства, при-79оритетных направлений и методов целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов. В стратегическом планировании сфера деятельности предприятия рассматривается объемно, в нее включают элементы как внутренней среды предприятия, так и внешней: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Оно ориентирует на перемены и нововведения, их стимулирование, основано на стратегическом мышлении и действиях, опережающих изменения экономических, технико-технологических, социальных, политических и других условий окружающей среды, предвосхищающих риски и улавливающих возможности ускорения развития предприятия. Стратегическое планирование на предприятии — это подсистема управления, ориентированная на стратегические цели, задачи, факторы, проблемы, будущую деятельность, информацию, компоненты внешней среды, результаты, альтернативы. Таким образом, при всем сходстве между стратегической и перспективной форма ми планирования они имеют существенные отличия. В системе традиционного перспективного планирования предполагалось, что будущее может быть определено путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций экономического роста. Итог такого подхода: при постановке оптимистических целей результат не сходится с данными целями. При эффективном управлении результаты обычно превосходят намеченные цели, при неэффективном они ниже целей. В системе стратегического планирования не предполагается, что будущее будет лучше прошлого и что его можно изучить методом экстраполяции. Задача этого вида планирования — выявление тенденций, опасностей, шансов, ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. В системе стратегического планирования экстраполяцию за меняют стратегическим анализом, который связывает между собой перспективы и цели. На их основе разрабатывают стратегические программы, бюджеты и планы, осуществляется стратегический контроль. Стратегические планы закладывают основу будущей эффективности предпринимательской деятельности на предприятии. Стратегическое планирование — значительно более сложный процесс по сравнению с традиционным перспективным планированием, что обусловлено объективными и субъективными трудностями. Оно приводит к более значительным и предсказуемым результатам. Так, по данным анкетных опросов 109 крупнейших американских корпораций, там, где управленческие решения основываются на результатах стратегического планирования, выше отношение прибыли к объему реализуемой продукции и доход на капитал.80Стратегическому планированию наряду с общими присущи особые принципы, которые в экономической литературе так и называются: «стратегические принципы планирования». К основным из них относятся:• стратегическая направленность всех моментов стратегического планирования, предполагающая использование стратеги ческой информации при анализе окружающей среды, определение ключевых проблем, существенно влияющих на функционирование предприятия, анализ альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тенденций ит. д.;• ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующуюся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия;• обоснование временного горизонта решения стратегических задач;• ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;• обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;• оптимальное использование стратегических возможностей;• взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Разработка стратегического плана социально-экономической деятельности на предприятии АПК невозможна без информации о перспективах развития экономики страны и отдельных регионов. Для предприятий важна долгосрочная программа совершенствования хозяйственного механизма, разрабатываемая центральными органами руководства страны. Эффективная экономическая политика государства создает благоприятные условия для деятельности предприятий, способствует их устойчивому функционированию, прежде всего благодаря правовым нормам, проведению прогрессивной бюджетной, налоговой и таможенной политики, установлению эффективной системы преференций (преимуществ, льгот). Рыночная информационная инфраструктура предоставляет предприятию информацию о возможных изменениях конъюнктуры рынка, позиций конкурентов, цен на сырье и комплектующие изделия и т. д. Однако было бы неправильным считать, что стратегические планы предприятия нужны только ему самому. Они должны служить основой для разработки и уточнения центральными органа ми прогнозов экономического и социального развития страны. При этом взаимообмен достоверной информацией между пред приятиями и вышестоящими органами и рыночной инфраструктурой должен быть добровольным. Взаимообмен достоверной информацией при разработке стратегических планов предприятий и регионов должен быть более детализированным, поскольку необходимо учитывать особенности их взаимоотношений, заключающиеся в специфике функционирования производственной и социальной инфраструктуры, насыщении регионального рынка продовольственными и промышленными товарами для населения, а также использовании региональных ресурсов с учетом требований экологии. Предприятия самостоятельно не в состоянии удовлетворить весь спектр материальных и культурных потребностей своих работников и членов их семей, поэтому регион должен брать на себя решение многих социальных проблем. Кроме того, он должен быть заинтересован в эффективной деятельности предприятий, поскольку от этого зависят получаемые регионом платежи и насыщение потребительского рынка товарами. Функции стратегического планирования на предприятии следующие:• определение стратегии, миссии, целей и задач развития пред приятия;• создание стратегических хозяйственных подразделений;• обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;• выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;• разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;• выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;• контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. Персональную ответственность за разработку стратегического плана несет руководитель предприятия в лице генерального директора, председателя производственного кооператива и т. д. В его функции входят выработка и согласование основных целей и плановых показателей с правлением предприятия, подбор персонала, обеспечение соответствия текущей деятельности стратегическим ориентирам, принятие окончательных решений по любым вопросам. Важно, чтобы руководитель обладал высокой квалификацией в вопросах планирования, а методология стратегического планирования должна стать философией управления предприятием. В западных фирмах разработкой стратегических планов занимаются особые подразделения — отделы стратегического планирования, которые, как правило, выступают в качестве структурной единицы плановой службы предприятия. Функции отдела стратегического планирования такие:• формирование стратегического мышления на предприятии;• сбор и обработка стратегической информации, позволяющей высшему руководству осуществлять процесс целеполагания;• организация работы по выработке общей стратегии предприятия;• координация работы подразделений предприятия по обоснованию функциональных стратегий и крупных программ, а также стыковка тактического и стратегического планирования;• организация контроля выполнения стратегического плана. Численность отдела стратегического планирования обычно зависит от размера фирмы. На отечественных предприятиях целесообразно создавать группу по стратегическому планированию в рамках планово-экономической службы.
18.Оперативное планирование в организации АПК.
В сельскохозяйственном производстве, чтобы обеспечить свое временное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды — оперативные, в которых детально определяется организация отдельных рабочих процессов. К оперативным планам на сельскохозяйственных предприятиях относят рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ в растениеводстве, планы-наряды, квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве. Оперативные планы по периодам работ разрабатывают в растениеводстве, животноводстве, строительстве, обслуживающих и подсобных производствах. В отраслях растениеводства используют оперативные рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ, реализации продукции и обслуживанию техники. Их составляют на основе годовых планов предприятия, подразделений и технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. Выделяют пять периодов сельскохозяйственных работ в растениеводстве, на каждый из которых разрабатывают рабочие планы по предприятию и структурным подразделениям. I — весенние работы: боронование, культивация, внесение удобрений, посев и посадка сельскохозяйственных культур, другие работы. II — уход за растениями, парами и уборка сена: междурядная обработка пропашных культур, подкормка посевов, полив, опрыскивание и опыливание сельскохозяйственных культур от вредите лей и болезней, обработка паров, уборка сена с естественных сенокосов и сеянных трав и др. III — уборка озимых и ранних яровых культур, посев озимых под урожай будущего года и подъем зяби. Одновременно проводится комплекс работ по подработке зерна, скашиванию силосных культур и закладке силоса, скирдованию соломы, лущению стер ни, внесению удобрения и др. IV — осенние работы: уборка поздних яровых зерновых и технических культур, продолжение подъема зяби, заготовка сенажа и силоса, реализация продукции по договорным обязательствам и т. д. V — зимние работы: подвозка кормов к фермам, снегозадержание, заготовка удобрений, вывоз навоза, подработка семян, ремонт тракторов, сельскохозяйственных машин и др.В плане определяют ежедневную потребность в рабочей силе, тракторах, сельскохозяйственной технике, автомобилях, живой тягловой силе, материалах, предусматривают расстановку рабочих и средств механизации, мероприятия по высокопроизводительному использованию машинно-тракторного парка. Типовых форм рабочих планов нет. Примерный рабочий план должен включать следующие показатели:• виды работ с указанием объема и качества их выполнения;• календарные сроки каждой работы и число рабочих дней;• место проведения работы (номер севооборота, поля, культуры);• состав агрегатов;• число людей для обслуживания агрегатов и выполнения механизированных, конно-ручных и ручных работ;• сменные (дневные) нормы выработки;• ежедневную потребность в тракторах, машинах и орудиях, транспортных средствах и рабочей силе. Рабочие планы дают возможность определить приоритеты в работе, вовремя привлечь средства механизации и людей к выполнению конкретных процессов. Организация рабочих процессов осуществляется на основе заранее проведенных плановых расчетов, что обеспечивает их выполнение в оптимальные агротехнические сроки, дает возможность избежать простоев и холостых переездов агрегатов, производительно использовать технику и рабочую силу. В соответствии с рабочим планом готовят не обходимое количество семян, топлива и смазочных материалов, удобрений и т. д.Другой вид оперативного планирования на сельскохозяйственных предприятиях — план-наряд. План-наряд представляет собой задание на выполнение определенных работ бригаде, звену, агрегату, отдельным работникам. Задание выдают в письменной форме, иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как правило на 1—10 дней. В плане-наряде указывают виды работ, место их выполнения, объем и сроки, нормы выработки, агротехнические требования, число необходимых работников, а также машин, орудий, рабочего скота. По окончании смены или срока плана-наряда бригадир на об ратной стороне отмечает объем выполненных работ, сроки их выполнения, качественные показатели, число задействованных работников, расход топлива и т. д. В результате план-наряд превращается в учетный документ, используемый для контроля за выполнением работ.
В животноводческих отраслях сельскохозяйственных предприятий в качестве оперативных планов используют декадные, месячные и квартальные задания по производству молока, мяса, яиц, получению приплода, постановке животных на откорм и снятию их с от корма и др. При составлении месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточняют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержания скота. Производство мяса в живой массе по месяцам может быть рас считано на основе помесячного оборота стада. Для этого по каждой половозрастной группе устанавливают среднемесячное поголовье животных, число кормодней по группам скота за месяц и среднесуточный прирост живой массы. Кроме декадных, месячных и квартальных планов по выходу продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях составляют аналогичные планы по получению приплода, постановке и снятию животных с откорма. Разрабатывают их на основе плана производственно-финансовой деятельности и хозрасчетных заданий, уточняя показатели годовых планов и заданий на определенный период в зависимости от изменений условий производства, в том числе погодных. Хорошо налаженный контроль за выполнением оперативных планов способствует повышению ответственности руководителей и специалистов предприятий, активности работников, позволяет определить и поощрить лучших из них. Один из действенных видов контроля — периодический контроль за выполнением оперативных планов. В конце определенно го периода сельскохозяйственных работ сравнивают намеченное и достигнутое, то есть плановые показатели с фактическими данными учета. Анализ выполнения плановых показателей по хозяйству и под разделениям дает возможность подвести итоги работы за определенный период, выявить недостатки, их причины, наметить мероприятия по улучшению работы. Результаты контроля используют также при составлении оперативных планов на следующий период. Периодический контроль не обеспечивает полного и своевременного устранения недочетов в работе, поэтому наряду с ним не обходим текущий контроль. Текущий контроль дополняет периодический данными проверки выполнения планов за более короткий промежуток времени, дает возможность оперативно выявить и своевременно устранить недостатки. К проведению оперативно го контроля следует привлекать и самих исполнителей работ, которые морально и материально заинтересованы в своевременном и качественном их выполнении. Как периодический, так и текущий контроль — важные средства борьбы за качественное и своевременное выполнение планов.
19.Бизнес-план предприятия АПК, его цели и структура.
Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Он нужен всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующего предприятия для понимания целей, задач и перспектив развития; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их целесообразность и реалистичность. Бизнес — это экономическая деятельность субъекта, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг, бизнес-план — план предпринимательской деятельности. Слово «бизнес» в данном случае рассматривается как синоним предпринимательства. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Осуществляется она гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Бизнес-план — это основа для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятия с сохранением или изменением его функций. Таким образом, бизнес-план — это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности. В нем описывают все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируют проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяют способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в дело и принесет ли оно прибыль. Он представляет собой необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. Это основной документ, на основании которого партнеры и инвесторы выделяют деньги. Бизнес-план имеет два принципиальных направления: внутреннее — подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе реализации; внешнее — информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит).Разработчики бизнес-плана — фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. Документ относится к перспективному планированию, и составлять его рекомендуется на 3—5 лет.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ Основная цель разработки бизнес-плана — планирование хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели могут быть различными, например:• получение кредитов или привлечение инвестиций;• определение степени реальности достижения намеченных результатов;• доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;• убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередная цель бизнес-планирования — привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач:• организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;• выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности с акцентированием внимания как на сильных, так и на слабых сторонах;• формирование инвестиционно-проектных целей деятельности на планируемый период. Решение этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов:• обосновать экономическую целесообразность направлений развития предприятия (стратегий, концепций, проектов);• рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь объемы продаж, прибыль, доходы на вложенные средства;• определить источники финансирования выбранной стратегии; • подобрать персонал, способный реализовывать данный план. Принято считать, что бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри предприятия. Третья функция — привлечь извне денежные средства: ссуды, кредиты. Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай его невозврата, требуя гарантий, реального залога, страхования. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологий возможно лишь при наличии бизнес- плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период. Пятая функция — улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координация усилий, распределение обязанностей, создание мотивации к достижению цели путем привлечения их к процессу составления бизнес-плана. Для практической реализации бизнес-плана важно соблюдать следующие принципы:• гибкость по отношению к изменениям среды, в которой функционирует предприятие;® непрерывность — «скользящий» характер планирования;• коммуникативность, под которой понимают координацию и интеграцию усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);• интерактивность —■ творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;• многовариантность — выбор наилучшей из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;• участие в процессе планирования всех возможных субъектов будущего предприятия;• адекватность отражения реальных проблем и оценки возможностей в процессе планирования.
Существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия планов наблюдаются в зависимости от назначения бизнеса (продукция, работы, услуги, технические решения); состояния предприятия (новое или действующее). К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес- плана, степень его детализации, можно также отнести:• специфику вида предпринимательской деятельности;• размеры предприятия;• цель составления бизнес-плана;• общую стратегию предприятия;• перспективы роста создаваемого предприятия;• размер предполагаемого рынка сбыта;• наличие конкурентов. В практике хозяйственной деятельности не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. На основе изучения и обобщения опыта можно предложить следующую структуру бизнес-плана предприятия.1. Концепция бизнеса (резюме).2. Описание предприятия и отрасли.3. Характеристика услуг и продукции.4. Исследование и анализ рынка сбыта.5. Конкуренция и конкурентное преимущество.6. План маркетинга.7. Производственный план.8. Организационный план.9. Финансовый план.10. Финансовая стратегия.11. Оценка рисков.
Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который служит основным документом для неплатежеспособных предприятий и обеспечивает выполнение следующих задач:• выработка стратегии выживания;• составление плана проведения реорганизационных процедур;• организация управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;• обоснование необходимости предоставления предприятию государственной поддержки. При подготовке бизнес-плана необходимо учитывать ряд общих требований:• бизнес-план — это первое, что узнает о фирме потенциальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы его оформление соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: было привлекательным, но не броским;• материал должен быть четким, наглядным, кратким (не более 80 с.);• не следует включать второстепенную и справочную информацию; ее лучше вынести в приложение (объем приложения не ограничивается);• изложение должно быть простым без языковых и терминолоических барьеров, убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров; следует исходить из двойственного характера бизнес-плана — с одной стороны, это серьезный аналитический документ, с другой — средство рекламы;• необходимо разумное дозирование при изложении технологии делового предложения;• нужна объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного;• бизнес-план должен быть честным, реалистичным;• приведенные финансовые расчеты должны быть точными;• следует обсудить риски предприятия;• не нужно включать в план несущественные или неопределенные утверждения и т. д.