Реформы политической системы и Конституция СССР 1936 года
Политическая система.Реализация сталинского варианта форсированной реконструкции народного хозяйства (по существу, своеобразного «большого скачка») означала ставку на массовое применение внеэкономического принуждения, что требовало серьезного реформирования политической системы общества.
Главным направлением реформы политической системы стали усиление роли партийного аппарата и сосредоточение в его руках реальной власти.
С переходом к форсированной индустриализации и широкому применению государственного внеэкономического принуждения завершился процесс концентрации власти в руках партийного аппарата. Правящая Коммунистическая партия не ограничивалась замещением своими членами руководящих должностей, а функционировавшая на местах параллельная система территориальных партийных органов дублировала государственные органы власти. Первым лицом в каждой административной территориальной единице был первый секретарь соответствующего партийного комитета, в качестве второго лица выступал глава местного органа государственной власти, в состав парткомов входили руководители важнейших местных хозяйств, административно-политических учреждений (ГПУ, милиции, прокуратуры, сельхозуправления, банка, профсоюза), директора крупнейших заводов и т.д. Первые секретари краевых и областных комитетов были также и членами военных советов военных округов, то есть распоряжались и войсками. Руководители и члены партийных комитетов формально избирались на партийных съездах и конференциях своих парторганизаций, так же как и члены исполкомов областей и районов на местных съездах Советов (до 1937 г.), а затем на сессиях Советов. Однако они подлежали утверждению в ЦК партии, так как входили в соответствующую «номенклатуру» ЦК или обкома партии, то есть фактически назначались «сверху» и отвечали за свою работу перед ЦК, а не перед своими избирателями.
Важнейшие политические и управленческие решения принимались в партийном порядке и только затем «оформлялись в советском порядке» в виде актов органов государственной власти. Поэтому партийные решения фактически имели обязательный характер и подлежали исполнению всеми органами государственной власти и управления, хозяйственными учреждениями, общественными организациями и гражданами и имели практически большую юридическую силу, чем нормативные акты официальных органов власти. Хотя и конституционно, и законодательно это не было закреплено. Характерно, что до 1936 года вообще правовой статус ВКП(б), и в том числе ее монополия на политическую власть, и однопартийная система законодательно не оформлялись. Однопартийная система сложилась исторически, и с формально-юридической точки зрения не было даже законодательного запрета на существование и деятельность иных политических партий. Лишь в Конституции СССР 1936 года появилась ст. 126, которая гласила, что наиболее активные граждане из числа рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в ВКП(б), руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Несмотря на неясность этой формулировки («руководящее ядро»), на практике она понималась как конституционное закрепление руководящего положения ВКП(б) и ее монополии на политическую власть. Соответственно Уставом партии, принятым XVIII съездом ВКП(б) в 1939 году, партийным комитетам учреждений, предприятий, МТС и колхозов предоставлялось право контроля за деятельностью администрации.
Ускорению процесса бюрократизации партийного аппарата способствовала и ликвидация по решению XVII съезда ВКП (б) в 1934 году главного контрольного органа — Центральной контрольной комиссии — рабоче-крестьянской инспекции, обладавшей реальными контрольными полномочиями, и замена ее комиссиями партийного и советского контроля с весьма ограниченной компетенцией проверки исполнения решений вышестоящих органов.
Конституционное оформление руководящей роли ВКП(б) и предоставление партийным комитетам права контроля за деятельностью государственной администрации были связаны с изменением роли самой правящей партии на протяжении 30-х годов. По мере увеличения числа вступающих в строй промышленных предприятий и иных индустриальных объектов, а также развертывания учреждений науки, образования, социальной сферы усложнялись функции управления производством и социальными процессами. Государственный аппарат, унаследовавший пороки традиционной российской бюрократии (волокиту, коррумпированность и т.д.), был слишком неповоротлив. Поэтому правящая партия, не ограничиваясь решением принципиальных вопросов государственного строительства, экономической и социальной политики и проведением кадровой политики, все больше брала на себя задачи непосредственной организации производства, что вело к дальнейшему «слиянию» партийного и государственного аппарата. В связи с этим во второй половине 30-х и начале 40-х годов была проведена реорганизация партийного аппарата.
В его составе были учреждены должности секретарей ЦК нацкомпартий и обкомов ВКП(б) по отраслям промышленности, транспорту, связи и т.д., а также созданы соответствующие отделы. Аналогичные отделы по промышленности, транспорту, связи и т.д. были созданы и в аппарате ЦК ВКП(б). На важнейших заводах и стройках учреждались должности парторгов ЦК (вместо формально избираемых секретарей парткомитетов) как непосредственных представителей партийного центра.
Все это вело к дальнейшему слиянию партийного, государственного, хозяйственного управления и управления социальной сферой, к «огосударствлению» правящей партии и соответственно к трансформации государства в своеобразное «партийное» государство.
Вовлечение партийного аппарата непосредственно в организацию производства и его управление потребовало и нового типа партийных работников-профессионалов: инженеров, агрономов, ученых, военных, квалифицированных рабочих и т.д., которые могли бы работать не только в партийном аппарате, но и занять должности директоров и главных инженеров заводов и фабрик, директоров совхозов, председателей колхозов, агрономов, профессоров и т.д.
Состав партии, сформировавшийся к началу 30-х годов, не отвечал новым требованиям. Громадный рост численности партии в годы гражданской войны, в 20-е годы («ленинский призыв») и в начале 30-х годов главным образом за счет активистов-бедняков и малоквалифицированных рабочих, недавних выходцев из деревни, проявивших себя в ходе насильственной коллективизации и первой пятилетки, резко снизил интеллектуальный уровень партии.
Эта полумаргинальная масса и сыграла роль опоры Сталина в его борьбе с оппозицией в конце 20 — начале 30-х годов. В ней практически растворился тонкий слой старых большевиков — партийной интеллигенции, обладавшей большим политическим опытом. Однако, хотя старые большевики составляли не более 10% членов партии, они занимали в ней большинство руководящих постов в высшем эшелоне власти.
Но в условиях середины и второй половины 30-х годов Сталину нужны были уже иные руководящие партийно-советско-хозяйственные кадры — не старые большевики (в своем большинстве профессиональные политики и журналисты-публицисты), а профессионалы-исполнители (главным образом инженеры и хозяйственники). Тем более, что среди старых большевиков были распространены оппозиционные настроения против Сталина и его политического курса. Истоки разногласий восходят к началу 20-х годов. В пердыдущих главах уже говорилось о том, что лидеры большевистской партии в соответствии с классической марксистской доктриной считали революцию в России прологом мировой революции, а построение социализма возможным лишь при условии его победы в основных развитых странах Европы. Но жизнь, как известно, пошла по иным путем. В странах Запада в 20-е годы после революционных потрясений 1918-1919 г.г. шел процесс стабилизации капитализма[80]. Ряд руководящих партийных деятелей предлагали выждать создания новой революционной ситуации на Западе и «на штыках понести туда знамя пролетарской революции». Член Политбюро ЦК ВКП(б) и нарком по военным делам Л.Д. Троцкий считал России «навозом для удобрения мировой революции» и «хворостом для ее разжигания».
В противовес позиции Троцкого и его сторонников, Сталин в конце 1924 г. выдвинул идею строительства социализма в одной отдельно взятой стране, т.е. обустройства той страны, которая в данный момент досталась большевикам. Тезис о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране оспаривался как троцкистами, так и «новой оппозицией» в главе с членами Политбюро ЦК РКП(б) Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Однако, XIV съезд правящей большевистской партии закрепил в качестве главного направления политики партии и советского государства построение социализма в одной отдельно взятой стране.
Но оппозиция фактически продолжала бороться против политического курса, одобренного съездом партии. В этой борьбе идеологические разногласия переплетались с личными амбициями и соперничеством в борьбе за власть. В конце 20-х годов к этой борьбе добавились разногласия с Бухариным, Рыковым и их сторонниками по поводу темпов индустриализации и источников средств для ее проведения[81].
Борьба с оппозицией осложнялась в связи с тем, что ее лидеры были людьми известными, участвовавшими в руководстве страной в годы революции и гражданской войны, руководившие наркоматами, командовавшие армиями. Борьба с оппозицией растянулась до начала 30-х годов. Вопреки расхожему мнению в 20-е годы Сталин еще не пользовался абсолютной властью в партии и в государстве. Ему нередко в ходе борьбы с оппозицией приходилось идти на временные объединения с одними оппозиционными группами против других. В конце20-х - начале 30-х годов у всех оппозиционных группировок как «левых» та и «правых» явно проявилась тенденция к объединению в стремлении общими усилиями отстранить от власти Сталина и его сторонников, а затем уже «разобраться» между собой. Все это вело к усилению накала борьбы и ее ожесточенности. Однако, к концу 20-х годов лидеры оппозиции уже растеряли былую популярность и оказались в политической изоляции, что и предопределило их поражение.
После XVII съезда ВКП(б) Сталину удалось, наконец, сформировать политбюро ЦК целиком из своих сторонников, что дало ему полноту власти в правящей партии и в стране и позволило приступить к широкомасштабной реформе в партии. Прежде всего, Сталин стремился вытеснить старых большевиков «за небольшими исключениями» с руководящих партийных и государственных постов и заменить их молодыми кадрами новой, уже советской научно-технической интеллигенции (такими, как Косыгин, Вознесенский, Тевосян, Малышев, Ванников, Устинов и др.), назначенными на высокие должности в 1939 году, т.е. теми кто вынес на своих плечах тяготы войны и послевоенного восстановления народного хозяйства. И в этом он преуспел: по данным переписи 1939 года, в руководящем составе (включая партийно-государственный управленческий аппарат и аппарат общественных организаций) лица 30—39 лет составляли 44,8%, четверть всего состава — молодежь (20—29 лет), а лиц старше 50 лет — всего 6,5%. Стремился Сталин избавиться и от значительной части той полумаргинальной массы, при опоре на которую он победил оппозицию в конце 20-х годов и провел коллективизацию и первую пятилетку. Их должны были заменить лучшие представители новой советской интеллигенции, главным образом инженерно-технической, а также нового слоя индустриальных рабочих и передовиков колхозного производства.
С обострением военной опасности в конце 30 — начале 40-х годов особое внимание было обращено на вовлечение в правящую партию и ее руководящие органы военных. Так, в 1939 году в состав ЦК были избраны С.К. Тимошенко (с 1940 г. нарком обороны), Н.Г. Кузнецов (нарком ВМФ), в 1941 году — еще 10 военачальников, и среди них начальник Генштаба Г.К. Жуков.
Именно задачей радикального изменения социального состава партии и объясняется такой размах «чисток», когда в 1933—1937 годах было исключено из партии свыше 1 млн., а в 1937—1938 годах — почти 216 тыс. человек. В дальнейшем масштаб «чисток» резко снижается. Так, в 1939 году исключено лишь 26,7 тыс., а в 1940 году — около 40 тыс. человек2. Одновременно в предвоенные годы существенно возрос прием новых членов — выходцев из новых социальных слоев. Так, с 1938 по 1940 год численность правящей партии (несмотря на массовые исключения) возросла в 1,9 раза, составив свыше 3 млн. 870 тыс. человек.
Вливание «свежей крови» в партию способствовало ускорению выработки новой духовно-идеологической концепции, в которой постулаты марксизма переплетались с национально-патриотическими традициями русского народа.
Изменение социального состава правящей партии,заполнение ее рядов, в том числе и высших эшелонов, прагматично настроенной новой, воспитанной уже при советской власти инженерно-технической интеллигенцией ускорили переход правящей партии на национально-патриотические позиции защиты государственных и геополитических интересов России,существовавшей в то время в границах и в форме Союза ССР.
Социалистические идеалы всеобщего равенства и социальной справедливости, а также национально-патриотические идеи защиты Отечества, укрепления его индустриальной мощи и обороноспособности находили глубокий отклик в общественном сознании народа.
Новая духовно-идеологическая концепция получила свое воплощение и в установках общественных наук, особенно в исторической науке (в том числе и историко-правовой), в литературе и искусстве. Вместо старого тезиса о «России как тюрьме народов» подчеркивалась цивилизационная роль России и русского народа в освоении огромного евразийского пространства, ликвидации рабства в Средней Азии и некоторых других регионах, создании единого экономического пространства, строительстве общего для всех народов государства и защите его границ от иноземных завоевателей, прославлялись национальные герои и великие полководцы прошлого (Александр Невский, Суворов, Кутузов и др.).
В этой связи следует рассматривать и упразднение в середине 30-х годов Комитета по латинскому алфавиту при ЦИК СССР. Дело в том, что в 20-е годы была разработана письменность для малых народов России ранее ее не имевших. Под влиянием сторонников скорейшего наступления мировой революции образован был, комитет по переводу этой письменности на латинский алфавит, что способствовало бы отчуждению этих народов от России и Русской культуры. Некоторые наиболее «горячие головы» в этом Комитете высказывали мысль даже о переводе русской письменности на латинский алфавит, что означало бы разрыв со всей исторически сложившейся русской культурой.
Новая духовно-идеологическая концепция, способствовавшая поддержанию народных масс в состоянии мобилизационной готовности к отражению агрессии, проводилась в жизнь по всем государственным и негосударственным каналам под общим руководством созданного в 1938 году Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (за счет слияния отделов пропаганды и печати).
Новая идеологическая концепция, подчеркивавшая русские национально-патриотические традиции и защиту государственных интересов России, получила свое отражение и в кадровой политике. Кадровая политика была направлена на удаление из кадров аппарата партийного, государственного и хозяйственного управления (особенно военно-промышленного комплекса), а также командного состава вооруженных сил, органов безопасности лиц, так или иначе причастных к идейно-политической борьбе различных группировок внутри правящей партии, а также так называемых «представителей иностранных государств» и лиц, имевших родственников за границей. Так, к примеру, нарком обороны Ворошилов 4 июня 1938 г. издал директиву, в соответствии с которой из армии было уволено свыше 4100 командиров немецкой, польской, финской, корейской, латышской, литовской и эстонской национальностей4. Из общего количества исключенных из партии в 1937—1940 годах большинство составляли лица, у которых не все было «благополучно» с графой анкеты о национальности. Все это, безусловно, грубо нарушало положения Конституции о равноправии граждан независимо от расы, национальности и цвета кожи. Однако тогдашнее руководство правящей партии и государства считало, что повышение этнической однородности и политико-идеологического единообразия является важным условием усиления прочности Советского государства и его вооруженных сил, их готовности к отражению иностранной агрессии.
Под контролем правящей партии — ВКП(б) — действовали комсомол(его численность с 3 млн. членов в 1931 г. увеличилась до 5 млн. к концу 1938 г.), профсоюзы,которые рассматривались как основные «приводные ремни» от партии к массам.
С ликвидацией в 1934 году Наркомата труда СССР значительная часть его функций была передана профсоюзам (государственная инспекция безопасности труда, пенсионный фонд, выплата пособий по болезни, беременности и родам и т.д.). Это привело к своеобразному «огосударствлению» профсоюзов, превращению их центрального органа — ВЦСПС в подобие министерства труда.
Статья 126 Конституции СССР 1936 года, перечисляя общественные организации,право на объединение в которые предоставлялось гражданам, фактически определяла структуру политической системы общества, которая носила жесткий, замкнутый характер.Перечень элементов этой системы носил исчерпывающий характер: ВКП(б) как руководящая сила, ядро всех общественных и государственных организаций, профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (обращает на себя внимание отсутствие в этом перечне общественно-политических организаций).
Жесткая замкнутость политической системы означала, что только те ее элементы, которые были перечислены в Конституции, рассматривались как законные. Все прочие могущие возникнуть организации, движения и т.д. должны были рассматриваться как неформальные, то есть незаконные, в том числе и иные, кроме ВКП(б), политические партии.
Таким образом, в 30-е годы партийный аппарат подмял под себя и фактически слился с государственным аппаратом и аппаратом общественных организаций, а также профсоюзов и комсомола в единую партийно-государственную управленческую систему, построенную по иерархическому принципу, в виде своеобразной пирамиды, где реальная власть сосредоточивалась на самом верху в руках узкой группы лиц [Политбюро ЦК ВКП(б)], а затем — одного Сталина. Эта управленческая система полностью контролировалась ЦК ВКП(б).
Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.XVII съезд правящей Коммунистической партии в 1934 году принял решение о подготовке новой Конституции СССР.
Каковы же были причины, побудившие принять такое решение? Главнаяиз них состояла в том, что реформы государственного управления экономикой — создание планово-распорядительной экономики и переход к административно-командным методам управления экономикой и социальными процессами, реформы политической системы требовали своего теоретического обоснования и конституционного оформления. Из тяжелых испытаний, связанных с насильственной коллективизацией, попыток выполнения непосильных заданий первого пятилетнего плана и ужасающего голода 1932—1933 годов, страна вышла серьезно ослабленной. Представляется, что поспешное заявление на XVII съезде ВКП(б) в 1934 году о победе социализма в нашей стране тоже было связано со стремлением убедить население в том, что победа уже достигнута и все самые трудные испытания уже позади. Но нужны были меры как экономического, так и политического характера, которые бы дали населению какое-то осязаемое облегчение, чтобы лозунг о победе социализма мог быть им реально воспринят. Среди этих мер можно отметить решения о резком сокращении экспорта хлеба и переброске этого хлеба на внутренний рынок, отмену в связи с этим с 1 января 1935 г. карточной системы и разрешение свободной торговли продовольствием на колхозных рынках и промтоварами. А также решение XVII съезда правящей партии, а затем и пленумов ЦК (ноябрьского 1934 г. и февральского 1935 г.) о подготовке новой Конституции.
Фактор, повлиявший на решение о подготовке проекта новой Конституции, связан с международным положением СССР.
Но для того, чтобы на Западе с нами разговаривали, нужно было изменить представление о нашей стране, придать ей демократический характер. Этому и должно было способствовать принятие новой Конституции, в которой были бы отменены ограничения прав граждан по классовому принципу и содержался бы набор прав и свобод граждан, отвечавших мировым демократическим стандартам.
Таковы факторы, предопределившие необходимость разработки проекта Конституции СССР 1936 года.
Работа по подготовке проекта новой Конституции СССР началась в феврале 1935 года. В соответствии с решением февральского пленума ЦК ВКП(б) VII Всесоюзный съезд Советов 6 февраля 1935 г. предложил ЦИК СССР создать конституционную комиссию. Такая комиссия была образована в составе 31 человека под председательством И.В. Сталина. На своем первом заседании комиссия образовала 12 подкомиссий по различным разделам будущей Конституции и предложила им представить свои соображения по содержанию соответствующих разделов проекта Конституции. Уже сам перечень подкомиссий показывает, что конституционная комиссия пошла по пути подготовки принципиально новой Конституции. Ведь действовавшая до 5 декабря 1936 г. Конституция СССР 1924 года представляла собой договор об условиях вхождения советских республик в Союз. Конституционная комиссия встала на путь подготовки принципиально нового документа — единой общегосударственной Конституции, охватывающей все стороны государственной жизни, то есть практически отошла от договорного характера, свойственного Конституции СССР 1924 года.
Предложения подкомиссий и отдельных членов конституционной комиссии были обобщены рабочей группой в составе трех ответственных работников аппарата ЦК ВКП(б): А.А. Стецкого, Б.М. Таля и А.Я. Яковлева, которая и составила «черновой набросок Конституции», на основе которого после обсуждения у Сталина был разработан «первоначальный проект Конституции». Этот проект также обсуждался на совещаниях у Сталина в апреле 1936 года и тщательно им редактировался.
На заключительном этапе разработки проекта Конституции — на пленарном заседании конституционной комиссии 15 мая 1936 г. — Сталиным в него вносится еще ряд изменений, после чего проект был окончательно утвержден комиссией.
Одобренный пленумом ЦК ВКП(б) и Президиумом ЦИК СССР проект Конституции был опубликован для всенародного обсуждения, которое продолжалось почти полгода. В нем участвовали многие миллионы людей, вносивших свои предложения и дополнения в проект Конституции. Всего таких предложений Президиумом ЦИК было зарегистрировано 169 739. Конечно, подавляющее большинство этих предложений не получило отражения в Конституции. Но некоторые из них все же были учтены.
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов принял новую Конституцию и ввел ее в действие.
Основные положения Конституции СССР 1936 года.Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. Отсюда вытекало конституционное положение о том, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая (т.е. обобществленная) собственность на орудия и средства производства в двух ее основных формах: государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной, хотя признавалась и личная собственность граждан и даже частная собственность, но только мелкая, основанная на личном труде.
Причем государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса и т.д. стала рассматриваться как собственность общесоюзная, право распоряжения которой принадлежало органам Союза ССР.
Максимальное огосударствление собственности на основные средства производства и концентрация ее в руках союзных органов обусловлены были сформировавшейся в 30-е годы планово-распределительной организацией экономики (о чем уже шла речь выше), характерной чертой которой была крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной, общественной жизни.
Конституция серьезно расширила бюджетные права Союза ССР, именно союзные органы аккумулировали в своих руках бюджетные средства, а затем распределяли их, определяя общесоюзные статьи расходов и долю каждой республики в общесоюзном бюджете.
Закрепляла Конституция и переход основной массы промышленных предприятий, которые управлялись общесоюзными промышленными наркоматами, в непосредственное ведение Союза ССР. Аналогичная централизация была закреплена в Конституции и в области сельского хозяйства (созданы союзные наркоматы земледелия, зерновых и животноводческих совхозов). Централизовано было по Конституции в союзном масштабе управление юстицией, высшим образованием, искусством, наукой.
Расширение прав органов власти и управления Союза ССР и соответственно сужение прав союзных республик охватывали весьма широкий спектр вопросов. Еще с конца 20-х годов значительно усилилось общесоюзное законотворчество: практически почти все хозяйственное, финансовое, трудовое, уголовное, процессуальное законодательство стало общесоюзным. Издание законов союзными республиками резко сократилось. Конституция закрепила эту практику и установила, что даже издание уголовного и гражданского кодексов было отнесено к компетенции Союза ССР, тогда как раньше к ведению Союза относилось только издание общесоюзных Основ законодательства, а кодексы издавались в республиках с учетом их специфики. Правда, общесоюзные уголовный и гражданский кодексы так и не были созданы. Лишены были Конституцией союзные республики и права законодательной инициативы в отношении общесоюзных актов. Если раньше республиканские органы власти могли представлять проекты законов непосредственно законодательным органам Союза, то с изданием Конституции 1936 года они могли вносить их лишь в СНК СССР, с тем чтобы в Верховный Совет они вносились уже от имени Правительства СССР. Таким образом, СНК СССР стал контролировать законотворческую работу союзных республик.
Если Конституция СССР 1924 года, четко очертив круг вопросов, подлежавших исключительной компетенции Союза, и те вопросы, которые подлежали исключительной компетенции союзных республик, создала механизм для ограждения союзных республик от неправомерного вмешательства центра в вопросы своей исключительной компетенции, то Конституция СССР 1936 года формально тоже определяла исключительную компетенцию Союза ССР (оборона, внешняя политика, внешняя торговля, управление транспортом, связью, промышленностью союзного подчинения, законодательство о союзном гражданстве и правах иностранцев, о судоустройстве, уголовный и гражданский кодексы) и исключительную компетенцию республик, но соответствующий механизм, способный оградить права и интересы республик, был сломан.
По Конституции СССР 1924 года не только органы Союза могли отменить акты союзных республик, противоречившие общесоюзной Конституции и общесоюзному законодательству, но и республики могли приостанавливать действие на своей территории актов союзных ведомств, нарушающих Конституцию и их права и интересы, и обжаловать их в союзный ЦИК. За соответствием Конституции как актов союзных республик, так и актов общесоюзных ведомств и даже Правительства СССР наблюдал Верховный суд СССР, обладавший функциями конституционного надзора.
Таким образом, Верховный суд СССР не только ограждал конституционные права Союза от нарушений их органами союзных республик, но и охранял суверенные права союзных республик от излишнего, противоречившего Конституции вмешательства союзных ведомств и даже союзного правительства. И хотя Конституция СССР 1924 года устанавливала общий принцип приоритета союзного закона перед республиканскими (в случае их коллизии), но, очертив исключительную компетенцию республик и защитив ее при помощи механизма конституционного надзора, она сбалансировала интересы Союза и республик.
Конституция СССР 1936 года опрокинула установленное предшествующей Конституцией равновесие прав Союза и союзных республик. В ней также провозглашался принцип приоритета союзного закона перед республиканскими. Но, сохранив (и усилив) право союзных органов отменять противоречившие союзному законодательству акты республик, она лишила республики права обжаловать неконституционные акты и распоряжения союзных ведомств и приостанавливать их действие на своей территории. Лишен был еще с 1933 года функций конституционного надзора и Верховный суд СССР. Таким образом, союзные республики оказались бессильными и беззащитными перед бесконтрольно хозяйничавшими на их территории всесильными союзными ведомствами.
Одновременно Конституция СССР 1936 года сузила и представительство союзных республик в общесоюзных органах, а следовательно, и их возможности участвовать в выработке общесоюзной политики и ее реализации. Конечно, Конституция СССР 1936 года сохранила представительство союзных республик в Президиуме Верховного Совета СССР (председатели президиумов верховных советов каждой союзной республики являлись одновременно и заместителями Председателя Президиума Верховного Совета СССР). Сохранилась и двухпалатная структура высшего законодательного органа — Верховного Совета СССР: одна палата — Совет Союза — избиралась всем населением страны пропорционально численности населения (1 депутат от 300 тыс. человек), а другая — Совет Национальностей — состояла из представителей союзных, автономных республик и других национально-государственных образований. Члены Совета Национальностей также должны были избираться гражданами союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по норме: по 26 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по 1 депутату от каждого национального округа независимо от численности их населения. Но учитывая, что функции Верховного Совета СССР и его Президиума в основном сводились к «оформлению в советском порядке» заранее подготовленных управленческим аппаратом решений, цена такому представительству была невелика. А вот из Совнаркома СССР (куда раньше входили по должности председатели совнаркомов союзных республик) и из Верховного суда СССР (в который также раньше по должности входили председатели верховных судов союзных республик) представители союзных республик в соответствии с Конституцией СССР 1936 года были исключены.
Если подвести итог всему сказанному выше об изменениях правового статуса союзных республик в составе Союза ССР по Конституции 1936 года по сравнению с Конституцией СССР 1924 года, то налицо мощная тенденция к бюрократической централизации и непомерному расширению полномочий Союза за счет существенного сужения прав союзных республик, что практически вело даже не к «автономизации» союзных республик, а к фактическому унитаризму.
Конечно, в Конституции СССР 1936 года сохранялись формулировки о суверенитете союзных республик, о наличии у каждой из них своей конституции, о запрете изменять границы без ее согласия, о праве выхода каждой союзной республики из состава Союза как главной гарантии добровольности объединения в Союз и суверенных прав республик, хотя ни в Конституции, ни в текущем законодательстве не определялся порядок реализации права на выход, ибо всем было ясно, что это лишь пропагандистский штамп. Ведь за спиной официальной федеративной государственной структуры стояла сугубо централизованная с жесткой дисциплиной партийная структура правящей партии, где ЦК нацкомпартий были напрямую подчинены ЦК ВКП(б) и действовали на правах обкомов. Именно железная партийная структура и идеологическое единство скрепляли советскую федерацию, составляя ее «стержень».
Одной из важнейших новелл Конституции явилась реорганизация системы органов советской власти. Во-первых, изменялось само наименование Советов. Если ранее они именовались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, то теперь стали называться Советами депутатов трудящихся. Но главное новшество состояло в замене съездов Советов (от районного до всесоюзного) и действовавших в промежутках между съездами исполкомов постоянными Советами, работавшими в сессионном порядке весь срок от выборов до выборов (т.е. два года). Следовательно, если до 1936 года в качестве органов государственной власти на местах выступали исполкомы, то в новой Конституции государственная власть переходила к Советам как выборным органам представительной демократии, а исполкомы из органов власти превращались формально в исполнительно-распорядительные органы, избиравшиеся соответствующими Советами на своих сессиях и подконтрольные им. Одновременно исполкомы местных Советов были подчинены вышестоящим исполкомам, то есть были в двойном подчинении. Следовательно, решения исполкомов могли быть изменены или отменены вышестоящими исполкомами. Они могли быть опротестованы прокурорами. Однако постановления Советов как представительных органов не могли отменяться вышестоящими исполкомами. Не могли они и опротестовываться прокуратурой. Их отменить или изменить мог только вышестоящий Совет. Этим подчеркивался приоритет представительных органов.
Система постоянных Советов составляла своеобразную «пирамиду» Советов во главе с Верховным Советом СССР, состоявшим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Роль коллективного главы государства осуществлял Президиум Верховного Совета СССР, включавший в свой состав Председателя, его заместителей (по числу союзных республик, поскольку каждый из них был председателем президиума верховного совета соответствующей союзной республики), членов Президиума и секретаря.
Верховный Совет формировал правительство — Совет народных Комиссаров (СНК) СССР, — ответственное перед Верховным Советом и его Президиумом, избирал состав Верховного суда СССР и назначал Прокурора СССР.
В Конституции устанавливалось, что именно Верховному Совету принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Только он может издавать законы, в то время как ранее это могли делать и Всесоюзный съезд Советов, и ЦИК СССР, и его Президиум, и СНК. Теперь же Президиум Верховного Совета в промежутках между сессиями мог издавать указы, но они считались подзаконными актами и подлежали утверждению Верховным Советом на его ближайшей сессии. Подзаконными считались и акты СНК. Полновластие Верховного Совета подчеркивалось предоставлением ему права создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, по которому он сочтет это необходимым.
Авторитет Советов (и в первую очередь, конечно, Верховного Совета СССР) Конституция подкрепляла введением всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции СССР 1936 года впервые в советском конституционном законодательстве получила некоторое отражение идея разделения властей, хотя марксистское государствоведение в то время и отрицало эту идею, считая ее присущей лишь буржуазной демократии. В самом деле, законодательная власть была сосредоточена исключительно в Верховном Совете, исполнительная — в Совнаркоме (правительстве) СССР, а высшая судебная власть — в Верховном суде СССР. Суд был объявлен независимым и подчиненным только закону (о том, насколько это соответствовало действительности, будет сказано ниже).
Все эти новеллы выглядели в глазах общественного мнения как внутри страны, так и особенно за рубежом весьма привлекательными, но за этим демократическим фасадом стояла совершенно иная реальность. В действительности никакого «разделения властей», конечно, не было. В условиях однопартийной системы и монополии Коммунистической партии на политическую власть его и не могло быть, тем более что именно в Конституции СССР 1936 года руководящая роль ВКП(б), которая ранее существовала фактически, впервые была закреплена в конституционном порядке в ст. 126.
Наиболее существенному обновлению подвергся раздел Конституции, трактовавший права и свободы граждан. Именно этот раздел в наибольшей степени придал демократический блеск всей Конституции.
Во-первых, был осуществлен переход к регулированию прав и свобод граждан в союзной Конституции и общесоюзном законодательстве, тогда как раньше оно осуществлялось конституциями и законодательством союзных республик, хотя и в Конституции СССР 1924 года указывалось, что граждане союзных республик являются одновременно и гражданами Союза ССР, что предопределяло единство прав и обязанностей граждан всех союзных республик.
Во-вторых, в Конституции СССР 1936 года более последовательно проводился в жизнь принцип равноправия граждан. В ст. 135 говорилось об их равноправии, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального происхождения и прошлой деятельности. Хотя эта статья касалась прежде всего права участвовать в выборах, однако на практике она толковалась расширительно применительно к правовому статусу граждан в целом.
В Конституции СССР 1936 года впервые провозглашена общая норма о равноправии во всех отношениях женщины и мужчины. Дело в том, что в конституциях союзных республик, где эта проблема решалась до 1936 года, говорилось о равенстве прав граждан обоего пола лишь применительно к избирательному праву. О равенстве прав женщины и мужчины в различных сферах общественной жизни, как правило, говорилось в различных кодексах (например, земельном, семейном и т.д.) и текущем законодательстве.
Принцип равноправия все же не был доведен в Конституции 1936 года до конца. Возьмем вопрос о правовом равенстве городского и сельского населения (основную массу которого составляло крестьянство). Как известно, городское население имело паспорта, а сельское их не имело и было фактически прикреплено к колхозам. Если рабочие и служащие пользовались различными социальными благами (пенсиями по старости, женщины — декретными отпусками по беременности и родам и т.д.), то крестьяне фактически были лишены всего этого, так как на них не распространялось на пенсионное законодательство, ни многие другие социальные гарантии. Однако, несмотря на все еще сохранявшиеся элементы неравноправия и дискриминации, в Конституции СССР 1936 года был сделан существенный шаг к установлению в стране равноправия граждан.
Важной новеллой Конституции 1936 года явилось значительное расширение перечня провозглашаемых в конституционном порядке прав и свобод. Прежде всего следует упомянуть о личных правах. Впервые Конституция говорила о неприкосновенности личности, жилища и охране тайны переписки, что должно было гарантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции могли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Насколько эти гарантии соблюдались, будет сказано ниже. Провозглашалась и свобода совести, которая понималась лишь как свобода отправления религиозных культов, при свободе атеистической пропаганды, что ставило верующих в неравное положение с атеистами. Конечно, свобода совести предполагает в широком ее понимании и свободу политических убеждений. Но в условиях монополии ВКП(б) на политическую власть и идеологию о свободе политических убеждений не могло идти и речи.
Что касается политических прав и свобод, то их перечень, зафиксированный в Конституции, вполне соответствовал существовавшим в то время мировым демократическим стандартам. Это свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, наконец, право объединения в общественные организации, профсоюзы, кооперативные объединения, спортивные, оборонные, культурные, технические и научные общества (ст. 126 Конституции).
Вместе с тем в тексте Конституции содержались и ограничительные условия предоставления политических прав. Они предоставлялись не вообще, а лишь в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя. Обращает на себя внимание тот факт, что, упоминая о материально-технических гарантиях перечисленных прав и свобод (предоставление типографий, запасов бумаги, общественных зданий и т.д.), которыми, кстати говоря, распоряжался партийно-государственный управленческий аппарат, в Конституции практически не говорится о юридических гарантиях.
Важнейшее значение в Конституции СССР 1936 года придавалось социально-экономическим и социально-культурным правам личности (именно личности, ибо эта категория прав, как и личные права, распространялась не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства). Конституция утверждала права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Следует отметить, что если гарантии политических и личных прав были весьма относительны и практика свидетельствует об их массовых нарушениях, то, как это уже было показано выше (в разделе об организации труда и об управлении в социально-экономической и социально-культурной сферах), социально-экономические и социально-культурные права были реальны и их осуществление обеспечивалось государством по мере его возможностей.
Наконец, в Конституции СССР 1936 года гораздо подробнее, чем в предыдущих конституциях, были изложены обязанности граждан. Если в конституциях союзных республик, принятых в 20-е годы, говорилось об обязанности трудиться и воинской обязанности, то в Конституции СССР 1936 года закреплялись обязанности исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь общественную собственность. Особо подчеркивалось, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.
Перестройка системы органов Советского государства на базе Конституции СССР 1936 года.Принятие новой Конституции СССР повлекло за собой необходимость подготовки новых конституций союзных и автономных республик, каковые и были приняты в 1937 году. Практически они слово в слово повторяли те разделы общесоюзной Конституции, которые имели отношение к союзным и автономным республикам.
Сразу же после принятия новой Конституции СССР началась подготовка к проведению выборов в новые предусмотренные Конституцией Советы всех степеней, начиная с Верховного Совета СССР и кончая местными Советами. В июле 1937 года очередная сессия ЦИК СССР (который продолжал свою работу впредь до выборов нового Верховного Совета) утвердила Положение о выборах в Верховный Совет СССР. Если ранее выборы были не всеобщими, не равными, не прямыми, а многостепенными при открытом голосовании, то в соответствии с новой Конституцией и Положением они стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Правом избирать и быть избранными пользовались все граждане СССР с 18-летнего возраста. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось как партийным, комсомольским, профсоюзным и иным общественным организациям, так и общим собраниям трудящихся по предприятиям, учреждениям, колхозам и совхозам. Число выдвигаемых кандидатов в депутаты Положение о выборах не ограничивало. Выборы должны были проводиться по мажоритарной системе. Избранным считался кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными.
Таким образом, как Положение о выборах в Верховный Совет СССР, так и принятые позже Положения о выборах в верховные советы союзных и автономных республик и в местные Советы не исключали возможности их проведения на альтернативной основе. Правящая партия (как об этом уже говорилось в разделе о политической системе) полностью контролировала профсоюзы и общественные организации и вполне могла не допустить выдвижения нежелательных кандидатов. Однако не исключалось выдвижение нежелательных кандидатов на собраниях трудящихся.
Безусловно, шансы правящей партии на победу на выборах были неоспоримы, но партийное руководство стремилось показать всему миру максимальную поддержку режиму со стороны избирателей в условиях всеобщих выборов с тайным голосованием. Для обеспечения такой поддержки, чтобы не разбивать голоса Ждановым была выдвинута идея блока коммунистов и беспартийных, чтобы в каждом избирательном округе от блока был выдвинут один кандидат. Так фактически сложилась система «один кандидат — один депутат», хотя ни в Конституции, ни в Положении о выборах такая система не предусматривалась.
Среди 1143 депутатов, избранных 12 декабря 1937 г., было 465 рабочих, 330 крестьян, 348 представителей интеллигенции (по этой социальной группе числились и представители партийно-государственной элиты).
Собравшись на свою первую сессию 12 января 1938 г., Верховный Совет СССР сформировал свой Президиум, Правительство (СНК СССР), избрал Верховный суд СССР и назначил Прокурора СССР. В июне 1938 года состоялись выборы в верховные советы союзных и автономных республик и соответственно были сформированы органы власти и управления этих республик. А 24 декабря 1939 г. состоялись выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы, что завершило формирование системы органов власти и управления на базе новой Конституции.
Почти сразу после принятия Конституции СССР 1936 года начался второй этап административно-территориальной реформы. Суть ее состояла в разукрупнении краев и областей, созданных на первом этапе реформы. Сложившиеся во второй половине 20-х годов в ходе укрупнения губерний края и области представляли собой огромные административно-хозяйственные комплексы. В связи со строительством в ходе индустриализации большого числа промышленных предприятий, а также с тем, что управление сельскохозяйственным производством с утверждением колхозного строя ложилось на областное и краевое руководство, краевые и областные объединения стали трудноуправляемыми. Отсюда и необходимость их разукрупнения, а также создания областей в тех республиках, где их ранее не было (в Белорусской, Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской союзных республиках).
В результате количество краев и областей в 1938 году возросло до 67, а к 1941 году — до 107. Разукрупнялись и районы. Их численность возросла до 3463 в 1938 году и до 4007 — в 1941 году. Соответственно возросла и численность партийно-советского управленческого аппарата.
Рост управленческого аппарата и его бюрократизация весьма остро ставили вопрос о контроле за его деятельностью. После ликвидации в 1934 году ЦКК—РКИ были учреждены комиссии партийного контроля и советского контроля, следившие за исполнением решений партийных и советских органов. В 1940 году на базе комиссии советского контроля был образован Наркомат госконтроля, во главе которого встал один из доверенных людей Сталина — Мехлис, задачей которого являлся контроль не только за исполнительной дисциплиной, но и за расходованием материальных и денежных ресурсов.
К каждому ведомству (в том числе и силовым, включая армию и флот) были прикреплены главные контролеры. Нарком был наделен широкими полномочиями, вплоть до отстранения от должности и предания суду виновных должностных лиц.