Государственное управление промышленностью, строительством и транспортом.
Крайне напряженные пятилетние планы (особенно первый пятилетний план), которые пришлось осуществлять при острой нехватке металла, стройматериалов, оборудования и т.д., обусловили концентрацию ресурсов на наиболее важных, так называемых «ударных стройках». Такая концентрация обеспечивалась централизованным планированием и прямым бюджетным финансированием через спецбанки. Все это предопределяло отказ от рыночной и переход к планово-распределительной экономике и соответственно от преимущественно гражданско-правовых методов регулирования к преимущественно административно-правовым методам управления (хотя полного отказа от товарно-денежных отношений, которые тогда именовались хозрасчетом, как это было в годы «военного коммунизма», все же не произошло). Переход к планово-распределительной экономике и административным методам управления ею потребовал радикальной реорганизации системы органов государственного управления промышленностью и строительством. Начало ей было положено в 1929 году законом «О реорганизации управления промышленностью». Коренная его реорганизация была проведена в конце 1931-го — начале 1932 года. 25 декабря 1931 г. ЦК ВКП(б) принял решение «О практической работе хозяйственных органов», которое затем было реализовано 5 января 1932 г. в виде закона «О перестройке управления промышленностью». ВСНХ СССР по этому закону упразднялся и вместо него образовывались три общесоюзных промышленных наркомата: тяжелой промышленности (Наркомтяжпром); легкой промышленности (Наркомлегпром); лесной промышленности (Наркомлеспром)22. Несколько позже (в 1934 г.) возник Наркомат пищевой промышленности. Следствием этой реорганизации явилось то, что основная масса крупной промышленности перешла под непосредственное управление общесоюзных органов и была выведена из-под контроля союзных республик как субъектов федерации. Это означало новый шаг на пути формирования единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса.
Каждый вновь созданный общесоюзный наркомат управлял через входившие в него отраслевые главки примерно 40—50 крупными предприятиями и стройками. Однако по мере того, как входили в строй новые предприятия, численность объектов управления существенно увеличивалась (к концу второй пятилетки в строй вступило 4500 новых предприятий). Поэтому во второй половине 30-х годов начинается процесс разукрупнения наркоматов. Выделяются в самостоятельные ведомства оборонная промышленность, угольная, нефтяная, электротехническая и т.д. К 1941 году число общесоюзных промышленных наркоматов достигло 24. Их основной задачей стало управление действующими предприятиями. Поэтому для управления строительством создается специальная организация — Наркомат строительства СССР, обладавший крупными строительными мощностями, что положило начало созданию строительной индустрии как отрасли народного хозяйства. Он и осуществлял основные стройки по договорам (в рамках плана) с промышленными ведомствами.
В 1934 году проводится реорганизация внутренней структуры промышленных наркоматов и главков: функциональная система заменяется производственно-отраслевой. Во времена НЭП,когда тресты обладали оперативной самостоятельностью и сами выступали на рынке с целью извлечения прибыли, ВСНХСССР лишь планировал, координировал и контролировал их работу. Поэтому в составе ВСНХбыли подразделения и отделы функционального назначения: текущего планирования, финансирования, капитального строительства, сбыта и т.д. Когда тресты лишились оперативной самостоятельности и выхода на рынок, такая функциональная система была заменена отраслевыми главными управлениями, непосредственно управляющими предприятиями из центра административными методами.
Однако (как уже говорилось) элементы хозрасчета все же сохранялись. Ведомства (наркоматы) в соответствии с пятилетними, годовыми и квартальными планами заключали между собой генеральные договоры взаимных поставок продукции, в соответствии с которыми главки и отдельные предприятия заключали между собой уже прямые договоры. Поскольку право собственности на заводы, фабрики, шахты, оборудование, продукцию принадлежало Союзу ССР, а наркоматы и главки лишь осуществляли управление ею, то еще в 1935 году было установлено, что передача оборудования, зданий, сооружений от предприятия к предприятию производится безвозмездно по распоряжениям центральных органов управления. В целях предотвращения разбазаривания оборудования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1940 г. была запрещена предприятиям продажа демонтированного и излишнего оборудования и установлено, что оно может распределяться лишь Правительством СССР и передаваться безвозмездно с баланса на баланс.
Поскольку экономические методы контроля за качеством теряли свое значение, были усилены административно-приказные рычаги такого контроля. 10 июля 1940 г. Президиум Верховного Совета СССРиздал указ «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями», установивший суровую уголовную ответственность директоров, главных инженеров и начальников ОТК за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции. Промышленность, не вошедшая в состав общесоюзной, управлялась наркоматами местной промышленности союзных и автономных республик. Им же в 1941 году были переданы и предприятия промысловой кооперации и кооперации инвалидов, что нанесло тяжелый удар кооперативному движению.
Государственное управление транспортом.Важнейшая роль в модернизации экономики отводилась транспорту, особенно в связи с огромными пространствами нашей страны. Еще царское правительство с конца XIX века развернуло широкое железнодорожное строительство (в частности, была построена Транссибирская магистраль). Однако транспортная сеть страны была совершенно недостаточной, тем более что транспорт понес особенно большие потери в ходе революции и гражданской войны.
Масштабная реконструкция транспорта, прежде всего железнодорожного, разворачивается с 1935 года.
Одновременно развивался и водный транспорт: речной, на долю которого приходилось 7% всего грузооборота страны, и морской, доля которого в грузообороте составляла около 5%.
Морской транспорт к 1940 году пополнился судами современных типов, главным образом отечественными. Реконструировались морские порты. Главным достижением являлось освоение Северного морского пути, который сыграл большую роль в годы Великой Отечественной войны.
Реконструкция и развитие транспорта потребовали изменений системы управления в этой области, что послужило причиной выделения из Народного комиссариата путей сообщения самостоятельного Наркомата водного транспорта, объединившего руководство морским и речным флотами.
Остро встал вопрос о массовом строительстве автомобильных дорог. Поскольку эти дороги строились преимущественно силами заключенных, то созданное в 1936 году Главное управление шоссейных дорог было включено в состав НКВД.
С середины 30-х годов, когда был налажен массовый выпуск отечественных транспортных самолетов, начинается становление гражданского воздушного флота. Руководство им осуществлялось Главным управлением воздушного флота при Совнаркоме СССР.
Реконструкция и развитие транспорта, во-первых, способствовали общему подъему экономики страны, поскольку недостаточная развитость транспортных коммуникаций традиционно сдерживала развитие экономики. Во-вторых, преследовались стратегические цели: ускорение мобилизации вооруженных сил, облегчение переброски войск и военных грузов из Европейской части страны на Дальний Восток и наоборот. В этой связи достаточно вспомнить переброску под Москву осенью 1941 года (в критический момент Московской битвы) сибирских и дальневосточных дивизий, решивших исход сражения. Особенно велико было значение прокладки вторых путей на Транссибирской магистрали, строительства новых мостов через Волгу и железнодорожных путей, связывавших Сибирь и Урал с Европейской частью страны, а также усиленного строительства железных и шоссейных дорог в приграничных районах.
Наконец, в-третьих, следует отметить, что развитие транспортной сети явилось одним из важнейших условий становления экономики страны как единого народнохозяйственного комплекса с разделением труда между отдельными регионами. Именно единство транспортной системы, где столица — Москва была главным транспортным узлом как железнодорожных, так и водных (Москва — порт пяти морей), шоссейных и воздушных путей, являлось тем фактором, который скреплял единство советской федерации. В связи с этим следует особо отметить политику низких транспортных тарифов, проводившуюся советским правительством, что делало экономически выгодным сотрудничество регионов, привязывало национальные республики и отдаленные окраины к центру. Высокие транспортные тарифы, наоборот, делая экономически невыгодными связи окраины с центром, способны подорвать единство страны и способствовать ее развалу. Это понимало даже царское правительство, которое также стремилось поддерживать низкие транспортные тарифы.
Нелишне вспомнить и зарубежный опыт, в частности опыт Британской империи. Используя систему имперских преференций (таможенных и тарифных предпочтений и скидок), правительство Великобритании сумело сохранить Британское содружество наций даже после распада британской колониальной системы.
Проблема обеспечения промышленности рабочей силой.Одной из важнейших проблем индустриализации становилось обеспечение промышленности, строительства, транспорта квалифицированной рабочей силой.
Здесь есть два аспекта. Во-первых, рост численности рабочей силы. Во-вторых, повышение ее квалификации, поскольку успех индустриализации зависел от формирования обширного слоя работников нового индустриального типа, способных овладеть техникой и технологией.
Рассмотрим каждый из этих аспектов. Массовое развертывание строительства новых предприятий уже в 1930 году привело к полной ликвидации безработицы в стране, составлявшей еще на 1 апреля 1929 г. 1 млн. 741 тыс. человек. Коллективизация сельского хозяйства и прикрепление крестьян к земле с введением в 1932 году паспортной системы резко снизили стихийную миграцию сельского населения в города, а потребность в рабочей силе росла. Таким образом возникла острая ее нехватка.
Поэтому уже в 1931 году был принят Закон об отходничестве, в соответствии с которым колхозы обязывались по разнарядке Госплана выделять людей для работ в промышленности, которые закреплялись на определенных предприятиях.
В 30-е годы в промышленность пришла огромная масса бывших крестьян, молодежи, женщин. Достаточно сказать, что к 1932 году численность промышленных рабочих увеличилась вдвое по сравнению с 1928 годом в основном за счет выходцев из деревни. Доля женщин среди них составляла 42%. Эти люди не имели квалификации, и их приходилось обучать на ходу в процессе производства, они не были приучены соблюдать трудовую и технологическую дисциплину. Они допускали массу брака. Неквалифицированные рабочие, составлявшие основную массу, не могли рассчитывать на высокие заработки, их интересы приходилось обеспечивать административными методами, «подтягивая» зарплату до прожиточного минимума. А это вело к уравниловке. На первый план выходили в связи с этим моральные стимулы (объявление ударником, награждение почетной грамотой и т.д.). Огромное значение приобрели идеологическая обработка, формирование патриотического энтузиазма, который стал действенной силой повышения производительности труда.
В связи с этим следует упомянуть стахановское движение, развернувшееся в промышленности с 1935 года, после того как шахтер Стаханов установил в Донбассе рекорд выработки. Но в стахановском движении моральные стимулы попытались связать с материальными.
Ликвидация безработицы, полная занятость населения существенно усиливали социальную защищенность основной массы работников промышленности, строительства, транспорта, их уверенность в том, что они не окажутся выброшенными на улицу без средств к существованию. Социальная защищенность и уравниловка в оплате труда породили новые проблемы: высокую текучесть кадров, когда люди переходили с места на место (используя дефицит рабочей силы) в поисках лучших заработков, и падение трудовой дисциплины. Этому способствовали, кстати, и репрессии против инженерно-технических кадров, подорвавшие их авторитет. В борьбе против этих явлений была сделана попытка не только применять меры принуждения, но и использовать материальное стимулирование добросовестных работников. В совместном постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС (высшего профсоюзного органа) от 28 декабря 1938 г. были введены надбавки за непрерывный стаж к пенсиям и к пособиям по временной нетрудоспособности, а в отношении лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, вводилось выселение из ведомственных жилых домов без предоставления иной жилой площади. Такая же мера (т.е. выселение) могла применяться и к тем, кто увольнялся с предприятия по собственному желанию без уважительной причины. Для всех рабочих, служащих были введены обязательные трудовые книжки, в которые вносились данные о трудовом стаже и месте работы, о поощрениях и взысканиях. Тогда же, в декабре 1938 года, были усилены меры морального поощрения — введение почетного звания Героя Социалистического Труда, медалей «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Однако и эти меры оказались недостаточно эффективными.
В 1940 году в связи с нараставшей угрозой войны и необходимостью ускорения оборонной программы был взят курс на открытое, официальное прикрепление рабочих и служащих к своим рабочим местам, предприятиям и учреждениям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. были запрещены под угрозой уголовного наказания (тюремного заключения по приговору суда на срок от 2 до 4 месяцев) увольнение по собственному желанию с предприятий и из учреждений и переход с одного предприятия на другое без разрешения администрации.
Одновременно указ увеличивал продолжительность рабочего времени: рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, а шестидневная рабочая неделя (пять дней — рабочих, шестой — выходной) была заменена семидневной (шесть дней — рабочих, седьмой день — воскресенье — выходной). Увеличение рабочего времени в результате принятия указа было равносильно вовлечению в производство нескольких миллионов новых рабочих рук. Была сокращена продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам — с 112 до 63 дней. Сурово в уголовном порядке наказывались прогулы и опоздания на работу. Причем опоздание свыше 20 минут считалось прогулом и влекло за собой привлечение к уголовной ответственности. Как прогул рассматривалось и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. После издания указа резко снизилось число нарушений дисциплины. К указу от 26 июня 1940 г. примыкали по своему содержанию указы от 19 октября 1940 г. о предоставлении права народным комиссарам (министрам) СССР переводить в обязательном порядке специалистов и квалифицированных рабочих на работу с одного предприятия на другое, в том числе и в другую местность, и указ от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах». Этим указом учреждалась система подготовки государственных трудовых резервов через сеть ремесленных, железнодорожных училищ и фабрично-трудовых школ, которые комплектовались как добровольно, так и по призыву (мобилизации). Колхозы по разверстке «сверху» обязаны были выделять в порядке призыва по два человека в возрасте 14—15 лет с каждых 100 человек населения. Призыв распространялся и на города по той же норме. Учащиеся состояли на полном государственном обеспечении и после окончания учебы обязаны были работать по направлению комиссии по распределению. В феврале 1941 года специальным указом была установлена уголовная ответственность (год тюремного заключения по судебному приговору) за злостное нарушение трудовой дисциплины в училище или побег из училища.