Реорганизация государственной системы общеобязательного школьного обра­зования.

Государственное управление социально-культурными процессами.

Государственное управление в области образования.В 30-е годы оно былщ радикально реформировано Реформа была призвана решить две крупней­шие задачи: перваяиз них состояла в формировании обширного слоя профессионально образованных рабочих, а также научно-тех­нических специалистов,способных овладеть новейшей по тем време­нам техникой. А для этого требовались всеобщая грамотность и су­щественное повышение образовательного уровня всего населения. Без решения этой задачи была практически невозможна форсированная индустриализация, ибо на вновь построенных и реконструированных фабриках некому было работать. Грандиозность этой задачи можно себе представить, если вспомнить, какое тяжелое наследство доста­лось новой власти от старого царского режима.

Была и вторая задача: воспитание нового поколения в соци­алистическом духе, формирование новой интеллигенции,социа­листической по своим убеждениям, взамен частично эмигрировав­шей, а частично репрессированной старой интеллигенции.

Решение вышеназванных задач началось с введения постанов­лением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. всеобщего обяза­тельного начального обучения.

Этим же постановлением в промышленных регионах, в городах и поселках городского типа вводилось обязательное семилетнее(т.е. неполное среднее) образование. На родителей возлагалась обязанность отдавать детей в школу и устанавливалась ответствен­ность за невыполнение данной обязанности. Для детей из неиму­щих или малоимущих семей начиная с 1930/31 учебного года вво­дилось бесплатное обеспечение учебниками, письменными при­надлежностями, обувью, одеждой, школьными завтраками, а в сель­ской местности по возможности транспортом. Соответственно уве­личилось количество школ. Одновременно для подготовки учите­лей создавались новые педагогические институты, училища и кратковременные курсы. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности, а их чис­ленность по сравнению с дореволюционным временем увеличилась в 5 раз.

С 1938 года, предусмат­ривалось введение в СССР уже всеобщего обязательного среднего образования в городах и всеобщего неполного среднего образо­вания в деревне и во всех национальных республиках.Создава­лась единая государственная система общеобразовательных школ с единой органи­зационной структурой, единым учебным планом, режимом и системой оценки знаний учащихся. Новая система имела свои пре­имущества: она, давая единый объем знаний учащимся, создавала общие для выходцев из разных социальных слоев, с разным уров­нем дохода единые стартовые условия для дальнейшего жизненного пути. И в этом заключался ее демократизм. Но ее недостаток состо­ял в том, что она не учитывала в должной мере желание и способ­ность учащихся к тем или иным отраслям знаний и тем самым как бы нивелировала их.

Начиная с 1935—1936 годов в школах вводились в старших классах переводные и выпускные экзамены, а также новые стан­дартные учебники, утвержденные народными комиссариатами про­свещения союзных республик. К работе учителями стали допус­каться лишь лица, закончившие педагогические учебные заведения. Качество обучения и соответствие его установленным стандартам стало жестко контролироваться созданной в системе Наркомпроса государственной инспекцией и ее местными органами в областях и школьными инспекторами при районных отделах образования. Все это резко улучшило качество школьного образования. Вместе с тем это создало стройную систему воспитания нового поколения в духе коммунистических идей и существенно ужесточило контроль пра­вящей партии — ВКП(б) — за содержанием образования. Кон­троль был дополнен введением представителей партийной и комсо­мольской организаций в состав педагогических советов школ. Под руководством комсомола действовали и детские организации, охва­тывающие практически всех учащихся: октябрятская и пионерская организации.

Государственная система обучения нового поколения дополня­лась обширной сетью детских садов для дошкольников и детских домов для детей-сирот, создававшихся с целью ликвидации детской беспризорности. Детские сады, где дети содержались практически бесплатно (или за символическую плату), состояли в системе Нар­компроса.

Реорганизация государственной системы высшего и специального среднего образования.Радикально была перестроена и государственная сис­тема высшего образования. Эта перестройка была обусловлена двумя факторами. Во-первых,уже была преодолена острая нехват­ка кадров своих по классовой принадлежности и идеологическому воспитанию специалистов за счет ускоренной подготовки на рабо­чих факультетах и в разнообразных коммунистических универси­тетах, институтах красной профессуры, промакадемиях и т.д. Срав­нительно быстро был подготовлен многочисленный отряд специ­алистов, получивших весьма усеченное, так называемое «высшее» образование (нередко минуя среднее). Однако подготовка таких специалистов далеко не всегда отвечала требованиям освоения новейших технологий, поэтому остро встал вопрос о резком повы­шении уровня высшего образования.

Во-вторых,к середине 30-х годов было окончательно сломлено глухое сопротивление старой интеллигенции. Массовые «чистки» городов в начале 30-х годов, в результате которых значительная часть старой интеллигенции была репрессирована (главным обра­зом подверглась ссылке в отдаленные местности или высылке из крупных городов), привели к тому, что остатки старой интеллиген­ции окончательно связали свою судьбу с новой властью и не пред­ставляли больше для нее опасности. 29 декабря 1935 г. постановлени­ем ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей.

Теперь для поступления в высшее учебное заведение требова­лось представить документы о среднем образовании и сдать вступи­тельные конкурсные экзамены. Льготы по мотивам социального происхождения (поступление без экзаменов для закончивших под­готовительные рабфаки из числа рабочих и крестьян) отменялись. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учеб­ных заведений и о руководстве высшей школой» от 23 июня 1936 г. вводились экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего­сударственного образца.

Одновременно существовавшие ранее различные учебные заве­дения для ускоренной подготовки специалистов (коммунистичес­кие университеты, промакадемии, институты красной профессуры и т.д.) были или ликвидированы, или преобразованы в нормальные высшие учебные заведения с 4- или 5-летним сроком обучения. Управление всей системой высших учебных заведений страны было централизовано в масштабе Союза ССР, для чего в 1936 году был создан специальный орган — Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Правительстве СССР (ВКВШ СССР).

В сентябре 1938 года организационные и правовые основы дея­тельности вузов были закреплены в Типовом уставе высшего учеб­ного заведения, утвержденном Правительством СССР. Важным ус­ловием повышения уровня преподавания в вузах являлось введение в 1934 году государственной аттестации профессорско-преподава­тельского состава. Были введены ученые степени кандидата и докто­ра наук и ученые звания профессора, доцента и ассистента и уста­новлен порядок защиты кандидатских, докторских диссертаций и присвоения ученых званий. Ученые звания и степени присваивались учеными советами вузов (т.е. коллегиями самих ученых), однако под контролем высшей аттестационной комиссии (ВАК), созданной при ВКВШ СССР, которая утверждала решения ученых советов и выда­вала соответствующие дипломы. Для подготовки научных кадров учреждалась аспирантура при крупнейших вузах страны.

Форсированная индустриализация требовала наращивания тем­пов подготовки специалистов, что достигалось увеличением набо­ров студентов и открытием новых вузов и техникумов. Так, если перед революцией, в 1914 году, в России было около 400 высших учебных заведений, то в 1940 году их стало 4600. Выпуск специа­листов в 1940 году достиг 126,1 тыс. человек против 12,2 тыс. в 1914 году.

Численность специалистов с высшим и специальным средним образованием, работавших в народном хозяйстве, увеличилась с 0,5 млн. в 1928 году до 2,4 млн. человек к началу 1941 года. При этом надо напомнить, что обучение в вузах и техникумах было бесплатным, а большинство студентов получали стипендию (на 15 сентября 1938 г. стипендию получали 82% студентов).

Вузы и техникумы являлись не только учебными, но и воспита­тельными учреждениями. Именно на них в первую очередь возла­галась задача воспитания нового поколения интеллигенции в духе возведенной в ранг государственной социалистической идеологии.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)"» во всех вузах в качестве обя­зательных учебных дисциплин были введены «история ВКП(б)» и «марксистско-ленинская философия».

Впрочем, большевики были не оригинальны. Ведь до револю­ции государственная идеология, которую тогда представляла хрис­тианская православная религия, тоже внедрялась в сознание учащихся в обязательном порядке. Во всех учебных заведениях страны, начиная с церковно-приходской школы и начальных училищ и кончая университетами и военными академиями, в качестве обязательного предмета для лиц православного вероис­поведания (т.е. подавляющего большинства обучающихся) изучал­ся закон Божий. Священники — преподаватели закона Божьего входили в состав педагогических и ученых советов учебных заве­дений, а архиереи — в состав попечительских советов учебных округов. Церковные власти контролировали содержание всех пред­метов, преподававшихся в учебных заведениях Российской импе­рии.

Государственное управление наукой.Одновременно с реформами системы образования рефор­мировалось и государственное управление в области науки. Глав­ными направлениями этой реформы стали, во-первых, централиза­ция управления наукой и, во-вторых, существенное расширение сети научно-исследовательских учреждений, что соответственно означало значительное увеличение ассигнований на развитие на­уки, финансирование которой шло преимущественно из госбюджета.

С целью централизации управления в области фундаменталь­ных научных исследований управленческие функции были переда­ны Академии наук СССР, что было закреплено в утвержденном в 1935 году правительством новом Уставе Академии наук. Соответ­ственно она была переведена из Ленинграда в Москву. В феврале1936 года упраздняется существовавшая параллельно Коммунистическая академия, а ее институты и другие научные учреждения передаются Академии наук СССР. Эта мера окончательно превра­тила ее в главный научный центр страны. В ряде союзных респуб­лик образуются республиканские академии наук, а в крупных ре­гионах (на Урале, Дальнем Востоке) — филиалы АН СССР. Существенно расширяется сеть академических научно-исследова­тельских институтов. В Академии наук СССР, которая превраща­ется в своеобразное министерство науки, сосредоточиваются фун­даментальные научные исследования. Прикладные научные ис­следования по-прежнему продолжаются в промышленных наркома­тах и ведомствах. Резко возросла численность научных сотрудни­ков и усилилась их подготовка через аспирантуру в академических институтах. Возникают и отраслевые академии, в частности Всесо­юзная академия сельскохозяйственных наук.

Расширение тем научных исследований, резкое увеличение ассигнований на науку позволили уже в 30-е годы сделать ряд круп­ных научных открытий, особенно в области физико-математичес­ких, химических наук, разработать новую технику, приступить к изучению Северного морского пути и т.д.

Однако тотальное огосударствление науки и ее крайняя идеоло­гизация, что означало и неизбежное ограничение свободы научного поиска, повлекли за собой и негативные последствия. Доста­точно вспомнить печальной памяти дискуссии по биологическим наукам, «лысенковщину» и искоренение так называемого «вейсма­низма-морганизма».

Государственное управление в области культуры.Существенное повышение уровня образования и профессио­нальной подготовки основной массы работников, формирование значительного слоя высококвалифицированных рабочих и специа­листов, новой массовой интеллигенции вели к повышению их тре­бований к доступу к ценностям культуры, к организации досуга, к охране здоровья, к жилью и т.д. Иными словами, серьезные сдвиги в уровне культуры, быта, самом образе жизни были органической составной частью процесса формирования работников индустри­ального типа. А это означает, что если до революции ценности культуры были доступны лишь сравнительно узкому, привилегиро­ванному слою людей, то с превращением России в индустриальную державу к ценностям культуры потянулись многие миллионы лю­дей. А это требовало и соответствующей реорганизации государ­ственного управления в данной сфере.

Говоря о реформе, прежде всего следует отметить создание обширной сети таких новых культурно-просветительных учрежде­ний, как дворцы и дома культуры, создававшиеся как по террито­риальному признаку, так и при крупных промышленных предпри­ятиях, в городах и рабочих центрах, и многочисленные колхозные клубы в деревне. Для общего руководства ими и оказания методи­ческой помощи, а также политико-идеологического контроля за их деятельностью в составе Наркомпроса РСФСР и наркоматов про­свещения других союзных республик были созданы соответствую­щие управления. Одновременно создавались массовые общедоступ­ные библиотеки. Согласно постановлению ЦИК СССР от 27 марта 1934 г. «Обиблиотечном деле в Союзе ССР», в наркомпросах союзных республик также были учреждены библиотечные управле­ния, контролировавшие состояние библиотек независимо от того, какой организации они принадлежали. Комплектованием библио­тек ведала Всесоюзная книжная палата, состоявшая с 1936 года в ведении ЦИК СССР и являвшаяся общесоюзным центром государ­ственной регистрационной библиографии СССР. Наиболее круп­ные библиотеки, имевшие общегосударственное значение (Госу­дарственная библиотека СССР им. Ленина, Государственная пуб­личная библиотека СССР им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде), финансировались из союзного бюджета.

Расширилась и сеть музеев. Уже к 1932 году их было 732 вместо 180 в 1913 году. Для управления ими также были образованы специальные структурные подразделения в составе наркомпросов со­юзных республик. Однако такие крупнейшие музеи, как Третьяков­ская галерея, Музей изобразительных искусств в Москве, Эрмитаж, Русский музей в Ленинграде, финансировались из союзного бюджета.

Особое значение придавалось развертыванию сети театров, число которых к 1941 году достигло 926, филармоний и кинотеат­ров. Театральное искусство и в особенности кино обладали наибо­лее мощным эмоциональным воздействием. Отсюда и особое вни­мание власти к ним. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено в созданном постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусств при Правительстве СССР. В союзных и авто­номных республиках были также образованы управления по делам искусств. Наиболее крупные театры (Большой, Малый, МХАТ, Театр оперы и балета им. Кирова в Ленинграде и некоторые дру­гие) имели непосредственно союзное подчинение.

Учитывая тот факт, что кино в силу своей массовости (в 1939 г. в стране было 31 тыс. киноустановок против 1,4 тыс. в 1913 г.) и особенностей кинопроизводства практически выделилось в само­стоятельную отрасль, в марте 1938 года был образован Комитет по кинофикации при Совнаркоме СССР. На местах его органами ста­ли управления кинофикации при совнаркомах союзных и автоном­ных республик, краевых и областных исполкомах.

Говоря об огосударствлении сферы культуры и искусства, сле­дует отметить два аспекта: с одной стороны, благодаря прямому бюджетному финансированию ценности культуры и искусства ста­ли доступны самым широким народным массам (крайне низкие цены на билеты даже в самых престижных ведущих театрах стра­ны, филармониях, концертных залах, кинотеатрах, чисто символи­ческая плата в музеях). Государственная поддержка давала воз­можность в массовом масштабе развивать различные виды худо­жественного, технического и иного творчества (через самодеятель­ные кружки и коллективы при домах культуры и клубах).

Но, с другой стороны, разветвленная система государственных учреждений культуры и искусства (наряду с системой образования) выступала в качестве мощного орудия идеологического воспитания населения, внедрявшего в сознание народных масс коммунистичес­кие идеи. Деятельность всесоюзных комитетов по делам искусств и кинофикации, так же как и Комитета по делам высшей школы и наркомпросов союзных республик, направлялась Управлением аги­тации и пропаганды ЦК ВКП(б). Контролируя творческую интел­лигенцию, работавшую в государственных учреждениях образова­ния, науки, культуры и искусства (а иных не было), власть применяла разнообразные методы. Та часть старой интеллигенции, которая могла выказать неповиновение, была репрессирована еще в конце 20 — начале 30-х годов. Эти репрессии, а также репрессии 1937—1938 годов заставили ее подчиниться власти. Кроме того, надо иметь в виду, что к середине и особенно к концу 30-х годов уже более половины интеллигенции составляли люди, выросшие в советское время и получившие высшее образование в советских вузах. Начиная с 1938 года методы несколько меняются, хотя иде­ологический контроль ужесточается, расширяются функции цензу­ры (на Главлит и Главрепертком возлагаются и функции политико-идеологической цензуры), однако больше стали применяться методы поощрения. Учреждаются весьма престижные государствен­ные премии (называвшиеся «Сталинскими»), широко практикуется присвоение почетных званий (заслуженный, народный артист рес­публики, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств, заслуженный деятель науки), предоставлявших их носителям су­щественные привилегии.

Власть демонстративно выступает в качестве мецената, щедро награждая выдающихся артистов, музыкантов, ученых (пока они не проявляют непокорность), поддерживая ведущие театры. Все это (а также поощрение классики) создает ореол респектабельности власти.

Государственное управление в сфере охраны здоровья населения, социального обеспечения и демографии.В 30-е годы сложилась единая система здравоохранения. По Конституции СССР 1924 года управление в области здравоохране­ния относилось к исключительной компетенции союзных респуб­лик. Однако болезни и эпидемии границ не знают. Поэтому решать задачу противоэпидемической безопасности, так же как и санитар­ной охраны границ страны, целесообразно было в общесоюзном масштабе. С 1936 года постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзно-республиканский Наркомат здравоохранения, положение о котором было утверждено правительством 3 октября 1938 г. На него были возложены обязанности санитарной охраны границ СССР и проведение в общесоюзном масштабе противоэпи­демических мероприятий. С этой целью в составе Наркомздрава СССР была создана всесоюзная государственная санитарная ин­спекция. Второй задачей союзного Наркомздрава стало завершение формирования общегосударственной территориальной сети здраво­охранения. Наркомздрав Союза управлял ею через наркомздравы союзных и автономных республик, областные управления и район­ные отделы здравоохранения местных исполкомов. Низовыми звеньями системы являлись районные больницы и городские боль­ницы для стационарного лечения, поликлиники и амбулаторные и фельдшерские пункты (на селе) для оказания медицинской помо­щи больным на дому. Территория, закрепленная за поликлиниками и амбулаторными пунктами, подразделялась на врачебные участки с участковыми врачами. Таким образом вся территория страны и все ее население были охвачены бесплатным государственным здравоохранением.

Создание единой общегосударственной сети медицинского об­служивания потребовало увеличения числа медицинских учрежде­ний и врачей. Одновременно с территориальной системой создавались так­же медицинские учреждения по производственному принципу, т.е. при заводах, фабриках, отдельных ведомствах и учреждениях. Если территориальная система содержалась за счет госбюджета, как общесоюзного, так и республиканского и местного, то медицинс­кие учреждения, создававшиеся при заводах, фабриках и учрежде­ниях, финансировались за счет этих предприятий и учреждений. Но медицинский контроль за их деятельностью сохранялся в руках Наркомздрава. Главной задачей медицинских учреждений при предприятиях стала борьба с профессиональными заболеваниями и отравлениями. Наряду с сетью территориальных медицинских учреждений общего назначения в 30-е годы возникла и система спе­циализированной медицинской помощи (противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерические диспансеры, стомато­логические клиники и т.п.). Была существенно расширена сеть учреждений скорой медицинской помощи (специализированных институтов скорой помощи). Таким образом, впервые в мире была создана уникальная общегосударственная система общего и специализированного бесплатного медицинского обслуживания, охватывавшей все население страны.Радикально перестроена система обеспечения населения лекарствами. Их продажа была изъята из торговых предприятий Наркомторга и Центросоюза и разрешена только в аптеках. Сами аптеки были поставлены под контроль главного аптечного управления Наркомздрава СССР. Вся медицинская промышленность также была передана в ведение Наркомздрава СССР. В связи с резким увели­чением потребности в медицинских и фармакологических кадрах все медицинские и фармакологические учебные заведения были переданы в ведение Наркомздрава СССР, а с 1936 года была введе­на единая система медицинского образования на всей территории страны.

Важной составной частью государственной программы оздоров­ления населения и подготовки здорового, физически крепкого по­полнения для укрепления вооруженных сил стали занятия физкуль­турой и спортом. Хотя основная работа шла через добровольные спортивные общества, однако для координации спортивной работы при правительстве в июне 1938 года был учрежден Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, а финансирование спор­та шло из госбюджета отдельной строкой.

Органической составной частью управления в социальной сфе­ре была система социального обеспечения и социального страхо­вания. Вней в 30-е годы радикальных изменений не произошло. По-прежнему управление в данной области относилось к исключи­тельной компетенции союзных республик и осуществлялось нарко­матами социального обеспечения союзных республик через свои местные органы (наркоматы автономных республик, отделы соци­ального обеспечения областных и районных исполкомов). Правда, в Конституции СССР 1936 года появилась специальная статья о праве граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и временной нетрудоспособности. Однако она носила в значительной мере декларативно-программный характер и каса­лась главным образом рабочих и служащих. Крестьяне-колхозники правами социального обеспечения не пользовались. Да и для рабо­чих и служащих не все его формы имели реальное значение: так, пенсии по старости были настолько мизерными, что рабочие и служащие предпочитали работать и не выходить на пенсию до последней возможности. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1940 году в народном хозяйстве было занято 34 млн. рабочих и служащих, а пенсию получали лишь 0,2 млн. человек. Однако нужно иметь в виду, что в связи с неуклонным ростом численности рабочих и служащих росло и число лиц, на которых распространялись оплачиваемые отпуска, оплата по временной нетрудоспособности, выплаты по беременности и родам. Если в конце 20-х годов этими социальными благами пользовалось 15— 20% занятого населения, то перед войной, в 1941 году, — уже около 50%.

Тревожной в середине 30-х годов оказалась демографическая ситуация в стране. Если на протяжении 20-х и начала 30-х годов население СССР стабильно росло: с 1926 по 1929 год — на 7 млн. человек (со 147 до 154 млн.); с 1929 года по 1 января 1933 г. — почти на 12 млн. человек (с 154 до 165,7 млн.), то с 1 января 1933 г. по декабрь 1937 года оно не только не выросло, но, наобо­рот, уменьшилось на 2 млн. человек (с 165,7 до 163,8 млн. чело­век). Уменьшение численности населения объяснялось потерями от голода 1933 года и снижением рождаемости, вызванным голодом и экономическими трудностями, а также массовыми репрессиями. Это встревожило партийное и государственное руководство страны и вынудило при­нять ряд мер в области демографической политики и законода­тельства.

Прежде всего, постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. были запрещены аборты. Женщинам, сделавшим аборт по немедицинским показаниям, грозило лишение свободы на срок до двух лет. Эта мера способствовала некоторому повышению рожда­емости, но она повлекла за собой ряд негативных последствий: криминальные (подпольные) аборты, нередко с тяжелыми послед­ствиями для здоровья или даже со смертельными исходами; увели­чение статистики убийств новорожденных. Однако законодатель не ограничился лишь запретами. Были увеличены декретные от­пуска по беременности и родам. Правда, указом от 26 июня 1940 г. они были опять уменьшены. Отказ в приеме на работу или сниже­ние заработной платы по мотивам беременности стали уголовно наказуемыми. Увеличились пособия на кормление ребенка и пособия многодетным матерям. Вводился новый порядок определения суммы алиментов, при котором она назначается не по усмотрению суда, а в процентном отношении к зарплате ответчика: 25% зара­ботка — на одного ребенка, 33% — на двоих и 50%—на трех и более детей. Повышалась уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Были внесены некоторые измене­ния и в брачно-семейное законодательство. Если брачно-семейный кодекс РСФСР 1926 года разрешал развод по одностороннему заяв­лению одного из супругов, а роль органа ЗАГСа сводилась лишь к автоматической регистрации развода, то постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. обязывало орган ЗАГСа вызывать обоих супругов и принимать меры к их примирению. Существенно повышалась и оплата регистрации развода.

Помимо законодательных вводились меры и социально-эконо­мического характера: к 1939 году количество детских ясель удвои­лось, а детских садов — утроилось. Вместо взносов предприятий и учреждений на их содержание устанавливалось их прямое фи­нансирование из государственного бюджета. Все эти меры в сово­купности, а также улучшение положения с продовольствием в стра­не и некоторое повышение жизненного уровня населения в 1936—1938 годах дали результат: численность населения страны в 1939 году достигла 170 млн. человек.