ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.
Цель изучения дисциплины
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кострома 2010
В соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Разработана
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Направление подготовки: 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»
Цель изучения дисциплины - вооружить студентов системой знаний о Всеобщей истории государства и права, о возникновении государства и права, закономерностях их развития, а также выработать у студентов юридическое мышление, необходимое для усвоения и применения этих знаний на практике.
Задачи дисциплины,изучаемой традиционно на 1-м курсе, состоят, прежде всего, в том, чтобы создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких теоретических дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, история отечественного государства и права, римское право, а также других юридических дисциплин, включая международное, государственное, административное, гражданское, уголовное право.
Задачей изучения данной дисциплины является также выработка научного, историко-правового подхода к анализу процессов, происходящих в России и во всем мире.
Курс «История государства и права зарубежных стран» – одна из историко-правовых учебных дисциплин. Она является междисциплинарной наукой, имеющей прямое отношение как к науке истории, так и к науке о праве и государстве.
По своему характеру и содержанию история государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые являются необходимыми элементами высшего юридического образования.
При конкретно-историческом подходе к государственно-правовым явлениям и процессам история государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого, а ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные закономерности развития государственно-правовых институтов и явлений, проявляющиеся в конкретно определенном историческом пространстве и в хронологической последо-вательности.
Итак, данная учебная дисциплина изучает государство и право зарубежных стран в процессе их возникновения, становления и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности на основе выявления как общеисторических закономерностей, так и закономерностей, учитывающих особенности той или иной исторической эпохи и их проявления в отдельных государствах мира.
Студент, изучивший данную дисциплину, должен
знать:
– основные методы изучения истории государства и права зарубежных стран: общенаучный; исторический; сравнительно-исторический; системно-структурный; статистический; прогностический;
– основные теории происхождения (возникновения) государства и права (теологическая, психологическая, патриархальная, теория договорного происхождения, теория насилия, историческая и социологическая школы права, материалистическая теория и др.);
обладать следующими компетенциями:
– использовать нормативно-правовые документы (законодательные акты) различных исторических эпох и периодов для оценки, сравнения и анализа взаимодействия правовых и государственных структур в конкретно-исторической обстановке;
– отличать необходимое от случайного, выявлять закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями, находить и уточнять системообразующие факторы;
– творчески применять на практике полученные знания по истории государства и права и навыки работы с законодательством;
– самостоятельно овладевать методологией работы с первоисточниками и архивными документами, раскрывающими специфические черты развития государства и права зарубежных стран в конкретно-исторический период.
– иметь представление об истории возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности и права;
– иметь представление об основных направлениях и тенденциях развития современных правовых систем мира, их классификации (англосаксонская, романо-германская, мусульманская, социалистическая, система обычного права и др.);
Данная программа «История государства и права зарубежных стран» составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к данной дисциплине.
Само расположение учебных дисциплин осуществлено по логической схеме последовательности изучения данного курса, апробированных в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации с учетом степени подготовки квалификации «бакалавра юриспруденции».
Настоящая программа учитывает возросшие требования и рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации с акцентом на повышение качества обучения студентов, их теоретических знаний и практических навыков.
В основе успешного изучения данной дисциплины заложена систематическая, целеустремленная, самостоятельная работа над рекомендованной литературой, добросовестная подготовка и активное участие в семинарах и практических занятиях.
Перечень формируемых компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).
· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
Профессиональные компетенции (ПК):
· способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
· способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
· готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
· способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
· готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
· способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
· способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
· способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).