Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

ЛИТЕРАТУРА

Занятие 1.

Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

ЛИТЕРАТУРА

Исторические правовые источники:

1. Артхашастра или Наука политики / Перевод с санскрита А.И. Вострикова, Е.Е. Обермиллера, Б.В. Семичева. М.-Л., 1959. и М., 1993.

2. Вишну-смирити. Главы II-VII (Перевод А.А Вигасина // Практикум по истории древнего мира. Вып. I. Древний Восток. М., 1989.

3. Дхармашастра Нарады / Перевод с санскрита и комментарий А.А Вигасина и А.М. Самозванцева. М., 1998.

4. Законы Ману / Перевод С.Л. Эльмановича, исправленный и дополненный Г.Ф. Ильиным. М., 1960.

Основная:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. М., 2009.*

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2008. *

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2007.*

4. Каширина Т.В., Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.

5. История государства и права зарубежных стран/Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1-2, М., 2009.*

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. 1,2, М., 2004.*

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2011.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, т. 1,2. Под ред. К.И. Батыра, М., 2007.*

Дополнительная:

1. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб.: Алетейя, 2003.

2. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 2006.

3. Васильев Л.С. Древний Китай. Т.1. Предыстория Шань-Инь, Западное Чжоу (до VIII до н.э.). М.: Восточная литература, 1995.

4. Вигасин А.А. Юридическая тематика в композиции дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

5. Вигасин А.А. «Меры против воров» в Нараде-смирите // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985.

6. Вигасин А.А. Наём в Древней Индии // Вестник древней истории, 1989, № 3.

7. Вигасин А.А. «Устав о рабах» в Артхашастре Каутильи // Вестник древней истории. 1976, №4.

8. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

9. Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вестник древней истории. 1950, № 2.

10. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

11. Круглов Е.А. Очерки истории государства, религии и права Древнего Востока. Уфа, 1998.

12. Никифоров В.Н. Очерки истории Китая. II тыс. до н.э. - начало XX столетия. М., 2002.

13. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-207 гг. до н.э.). М., 1974.

14. Романов В.Н. О социальной значимости дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

15. Романов В.Н. К вопросу о жанре дхармашастр // История и культура Центральной Азии. М., 1983.

16. Самозванцев А.М. Артхашастра и Дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров // Вестник древней истории. 1984. № 2.

17. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

18. Самозванцев А.М. Теория собственности в Древней Индии. М., 1978.

19. Самозванцев А.М. Правовые тексты Дхармашастр. М., 1991.

20. Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.

21. Скрипилев Е.А. Государство и право Древнего Китая. М., 1960.

22. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Состав.: В.А. Томсинов. М.: 2001.*

23. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Состав. Н.А. Крашенниникова. М.: 2004.*

24. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2001.*

25. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2004.*

План занятия:

1. Распад родового строя, появление государства.

2. Реформы Тесея, законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена.

3. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

4. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон).

Основная:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. М., 2009.*

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2008. *

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2007.*

4. Каширина Т.В., Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.

5. История государства и права зарубежных стран./Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1-2, М., 2009.*

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. 1,2, М., 2004.*

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2011.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, т. 1,2. Под ред. К.И. Батыра, М., 2007.*

Дополнительная:

1. Андерсон Б. Воображаемые общества. Перевод В. Николаева. М., 2001.

2. Андреев Ю.В. Гомеровский полис. // Раннегреческий полис (гомеровский период). СПб.: Гуманитарная академия, 2003.

3. Андреев Ю.В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического развития Греции Х1-УП1 вв. до н.э.. СПб., 2004.

4. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов н/Д: Феникс, 1994.

5. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М., 1986.

6. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.

7. Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.

8. Федоров К.Г. Афины - правовое государство античности. Краснодар, 1991.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Состав.: В.А. Томсинов. М.: 200г.*

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Состав. Н.А. Крашенниникова. М.: 2004.*

11. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2001.*

12. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2004.*

 

Занятие 2. (активная форма - исследование-дискуссия)

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в создании профессионального контекста, приобретения коммуникативных и исследовательских умений, развития способности самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, формировании профессиональных навыков, обеспечении диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формировании целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике, развитии теоретического и практического мышления в профессиональной среде, обеспечении условий развития познавательной и профессиональной мотивации.

План занятия:

1. Реформы Сервия Тулия.

2. Государственный строй Рима в период республики.

3. Государственный строй Империи.

4. Источники римского права архаического, классического и постклассического периода. Законы XII таблиц. Институции Гая.

Технология проведения занятия – разбор и исследование конкретных исторических правовых источников и норм права.

Студенты работают индивидуально или в малых группах.

Исследование - изучение Законов Х11 таблиц и Институции Гая - древнейших памятников римского права, в которых нашли отражение вопросы становления его основных институтов. Приступая к изучению римского права, надо усвоить его периодизацию. Римское право лишь в процессе длительного развития превратилось в наиболее совершенную форму права, «покоящуюся на частной собственности». Оно пережило падение Рима, будучи реципировано в феодальной Европе, а также применялось и легло в основу гражданских кодификаций периода капитализма.

Законы XII таблиц как отражение начального этапа в эволюции римского права регулировали правовые отношения римских граждан в первый период - период становления и развития римской рабовладельческой республики.

В процессе интерактивного занятия исследованию будут подвергнуты следующие вопросы:

1. История составления и источники Законов XII таблиц.

2. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме.

3. Вещное право по Законам XII таблиц.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Суд и процесс.

6. Брачно-семейное и наследственное право.

1 вопрос. При рассмотрении этого вопроса необходимо изучить историю возникновения государства в Древнем Риме. В середине V в. до н.э., когда составлялись Законы XII таблиц, Рим представлял собой античный полис, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьба плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформы Сервия Туллия и её значение в становлении рабовладельческого государства.

Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы 1, У1, Х, ХП).

2 вопрос. Основными социальными группами в Древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того, в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо:

а) выявить происхождение этих групп;

б) объяснить их правовое положение;

в) указать на источники рабства.

3 вопрос. Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение), необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение деления вещей на движимые и недвижимые, манципируемые и неманципируемые и т.д., которое играло большую роль и при заключении договоров, и при установлении сроков давностного владения, а также деления на манципируемые и неманципируемые вещи, что имело значение для способов их отчуждения.

Для уяснения понятий: собственность и владение - студенты должны проанализировать содержание п.п. 1, 3, 4, 56, 7, 8 таблицы VI, а также п.п. 4, 86, 9, 96, 11 таблицы VII.

Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.

Следует также уяснить институт сервитута (таблица VII), который представлял собой определенное ограничение, стеснение прав собственника.

4 вопрос. Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо:

а) четко уяснить содержание понятий договора и деликта;

б) при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо.

Сохранившиеся отрывки из Законов XII таблиц дают возможность выяснить, что в Древнем Риме существовали уже различные виды договоров: займа (таблицы III п.п.1-6), купли-продажи (таблица VII п.1, 11), хранения (таблица VIII п.1а), товарищества (таблица VIII п.27). По-видимому, были и другие виды договоров, но о них сведения крайне неопределенны.

Необходимо более подробно остановится на договоре займа, который часто заключался в виде самозаклада должника кредитору для обеспечения исполнения договора (таблица III). Следует рассмотреть вопрос о размере процентов и их ограничении, имущественной и личной ответственности должника.

В эпоху составления Законов XII таблиц основанием для значительного числа обязательств оставались деликты. Деликт – противоправное причинение вреда имуществу или личности. В законах XII таблиц еще не было проведено четкого разграничения между деликтом и преступлением. К частным деликтам были отнесены кража, нанесение телесных повреждений, неумышленное повреждение чужого имущества и др. (таблицы VI, VIII), к публичным - лжесвидетельство, убийство, умышленный поджог и др.

5 вопрос. Древнейшей формой судопроизводства в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать п.п. 1-3, 7, 8 таблицы I, п.п.1,2 таблицы II, пп. 1, 2, 5а таблицы VI и п.22 таблицы VIII.

Законы XII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела перед магистратом и перед судьей, а также точное перечисление доказательств.

Раскрывая этот вопрос, студент должен проанализировать регулирование брака и семейных отношений в древнейшем римском праве (по Законам XII таблиц). Что из себя представлял брак с властью мужа (сит тапи таг Ш) и без власти мужа (зше тапи таг Ш)? Какова была власть мужа над женой и отца над детьми? Рассмотрите формы заключения брака, способы наследования имущества - по закону и по завещанию.

Аналитическое исследование Институций Гая классического литературного источника римского права - своеобразного учебника по римскому праву знаменитого римского юриста II в. н.э. Гая, содержание которого вошло в переработанном виде в Свод Римского гражданского права (VI в. н.э.). Этот источник римского права в период его наивысшего развития дает представление об эволюции основных правовых институтов Рима. В то же время в Институциях Гай описывает и отдельные нормы древнего квиритского права, Законов XII таблиц.

Особое место при изучении данной темы должно быть отведено характеристике так называемого преторского права, его значению, роли формулярного процесса в закреплении норм преторского права.

Рассмотрению будут подлежать следующие положения:

1. Источники римского права по Институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Право собственности: квиритская и бонихарная собственность.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья по Институциям Гая.

6. Суд и процесс.

1 вопрос. Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай. книга 1, пп.2-7), указав период их появления в истории развития римского государства. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде, проследив прямую связь между изменением формы правления и системой источников права.

Особое внимание надо уделить преторскому праву, объяснив причины его появления и механизм действия. Роль преторского эдикта в создании новых правовых систем: преторского права и права народов.

Исторические причины создания новых систем права.

Смена форм правления и изменения в системе источников права. Упадок правотворческой деятельности преторов в период империи. Создание во II в. н.э. эдиктом Юлиана «вечного эдикта». Усиление роли постановлений Сената (сенатус-консультов). Расширение законодательной власти императоров. Роль римских юристов в развитии права.

2 вопрос. Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с выяснения основного классового деления древнеримского общества на рабовладельцев и рабов. При характеристике рабства необходимо раскрыть содержание общего принципа римского права - рабы суть вещи.

Что касается свободного населения, то его деление на различные группы определялось прежде всего принадлежностью к той или иной территории римского государства.

Прежнее деление на патрициев, плебеев и клиентов исчезает, однако в праве находят отражение другие сословные различия, например, римских граждан, латинов, перегринов. Студент должен выявить общие и особенные черты в их правовом статусе. Студент должен проанализировать эволюцию статуса физических лиц в римском праве.

Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан; б) освобождением от рабства; в) путем пожалования римского гражданства (за заслуги перед народом) иностранцу (Гай, Книга 1, пп. 10,11,19). При рассмотрении этого вопроса необходимо показать, что переход в разряд римских граждан был чрезвычайно трудным и сложным. Во-первых, освобождение раба на свободу сопровождалось сложной процедурой (Гай, Книга 1, п.п. 36,37,38,40,42,43,44). Во-вторых, вольноотпущенник, хотя и считался римским гражданином, не пользовался всеми правами свободных римских граждан.

В заключении следует раскрыть понятие правоспособности римских граждан (физических лиц). При этом надо не только перечислить элементы (статусы), из которых слагалась правоспособность (состояние свободы, состояние гражданства и семейное положение), но и раскрыть формы ее ограничения.

3 вопрос. При ответе на этот вопрос студенту надо раскрыть понятие права собственности, его основные элементы, способы передачи и приобретения, развития института собственности и владения, права пользования чужой вещью в классическом римском праве.

Особое внимание надо обратить на изменение института собственности по преторскому праву, на появление самого института бонитарной собственности, какую роль здесь сыграли устранение чрезмерного формализма квиритского права и формулярный процесс. Давая характеристику институту владения, надо указать на его особенности применительно к залоговому праву, рассмотреть формы ограничения права собственности, сервитуты. Студент должен уметь объяснить различия между личными и вещными сервитутами, назвать их основные виды и пр.

4 вопрос. Отвечая на этот вопрос, студент должен рассказать о классификации договоров на четыре группы: вербальные, литтеральные, реальные, консенсуальные. При этом надо хорошо усвоить, какие виды договоров входили в ту или иную группу, и дать различия между реальными и консенсуальными контрактами. Для понимания этих различий надо хорошо усвоить, например, происходил ли переход права собственности на вещь в том или ином договоре. Какое значение в данном случае имело также деление вещей на индивидуально-определенные и родовые?

При рассмотрении различий этих групп контрактов надо объяснить, на какую из сторон и когда ложится риск случайной гибели вещи, а также, какие последствия наступали при неисполнении обязательных условий договора и пр.

При анализе вербальных контрактов особое внимание надо уделить стипуляции.

Обязательства из деликтов претерпели в эпоху Гая значительные изменения, большая их часть перешла в разряд преступлений. Какие из деликтов остались в числе обязательств?

5 вопрос. Этой теме в Институциях Гая отводится много места. Студенту следует изучить содержание соответствующих разделов Институций и ответить на следующие вопросы:

а) Какие формы брака существовали в Древнем Риме и как они изменялись исторически? Как менялся характер власти мужа над женой и отца над детьми, институт развода и приданного?

б) В чем заключались различия между агнатами и когнатами и как исторически менялись эти связи, особенно, в отношении права наследования (расширение круга наследников, изменение форм завещания, определение «обязательной доли»)?

Раскройте ослабление власти мужа и отца в классическом римском праве, институт развода и приданого, какие изменения произошли в наследственном праве: расширение круга наследников, изменение форм завещания, определение «обязательной доли» и др.

6 вопрос. При подготовке к этому вопросу проанализируйте повышение роли претора в суде и утверждение формулярного процесса в II в. до н.э. утверждение к концу классического периода экстраординарного процесса.

Оценка успешности учебной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки.

Конечный результат представляется студентами в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

Дидактическое оснащение – исторический правовой источник.