Тема 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ЛИТЕРАТУРА

Исторический правовой источник:

1. Законы вавилонского царя Хаммурапи / Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1980. Ч. I.

Основная:

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 2009.*

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2008. *

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2007.*

4. Каширина Т.В., Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.

5. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 2009. Ч. 1-2.*

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. 1,2, М., 2004.*

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2011.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, т. 1,2. Под ред. К.И. Батыра, М., 2007.*

Дополнительная:

1. Авдеев З.И. История Древнего Востока. М., 1970.

2. Богданов И.В. Две традиции о происхождении V династии в Египте // Вестник древней истории. 2006г. № 1.

3. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 2006.

4. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914.

5. Дандамаев М.А. Вавилонское народное собрание в 7-6 вв. до н.э. // Восток. 1998г. № 4.

6. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1982.

7. Дьяков И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

8. Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб., 2001.

9. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. (Предисловие, перевод и комментарии под ред. И.М. Дьяконова) – «Вестник древней истории», 1952. № 3-4.

10. История Востока в шести томах. Том I. Восток в древности. М., 2000.

11. История государства и права зарубежных стран. (Под ред. О. А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой) М., 1998.

12. Кормышева Э. Древний Египет. М., Весь мир, 2005.

13. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

14. Крамерс. История начинается в Шумере / Пер. с англ. 2-е изд. М., 1991.

15. Круглов Е.А. Очерки истории государства, религии и. права Древнего Востока. Уфа, 1998.

16. Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

17. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века). Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. М., Зерцало, 2000.

18. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том I. Древний мир и Средние века. М., Норма, 2004.

19. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Состав. В.А. Томсинов. М., 2001.*

20. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Состав. Н.А. Крашенниникова. М., 2004.*

21. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2001.*

22. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2004.*

23. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории, 1981г., № 4.

24. Якобсон В.А. «Кража» и «грабёж» по законам Хаммурапи – Палестинский сборник. Вып. 26. М., 1978.

Занятие 2 (активная форма - исследование-дискуссия)

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в создании профессионального контекста, приобретения коммуникативных и исследовательских умений, развития способности самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, формировании профессиональных навыков, обеспечении диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формировании целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике, развитии теоретического и практического мышления в профессиональной среде, обеспечении условий развития познавательной и профессиональной мотивации.

План занятия:

1. Государственно-правовое развитие Древней Индии.

2. Дхармашастра Ману (“Законы Ману”) и артхашастра Каутильи.

3. Государство и право Древнего Китая.

4. Конфуцианство и легизм как источника права.

Технология проведения занятия – разбор и исследование конкретных исторических правовых источников и норм права.

Студенты работают индивидуально или в малых группах.

Дхармашастры – это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранившихся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке “Законами Ману”, создавалась во II в. до н. э. по II в. н. э.

Артхашастрами в Древней Индии назывались произведения, посвящённые искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управлению государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны, ведению внешней политики и т.д.

В настоящее время сохранилась артхашастра, приписываемая брахману Каутилье. Исследователи датируют её создание I в. до н. э. – III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, т. к. на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался – в него вносились различные изменения или дополнения.

Изучение “Законов Ману” и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии позволяет получить студентам представление о религии и культуре Древней Индии, предписаниях религиозной морали и правовых нормах, сложившихся в этот период, структуру древнеиндийского общества, деления общества на варны и касты. Кроме того, студенты должны проанализировать на занятии нормы брачно-семейного права, правовое регулирование имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, уголовное право, организацию судоустройства и правила судопроизводства.

Для достижения указанных целей на интерактивном семинарском занятии необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика Дхармашастры Ману (“Законов Ману”) и Артхашастры Каутильи.

2. Правовое положение основных групп населения в “Законах Ману” и Артхашастре Каутильи.

3. Институты брачно-семейного права в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

4. Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

5. Преступления и наказания в Дхармашастре Ману и Артхашастры Каутильи.

6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи опираются на древнеиндийские источники, развивающиеся, по меньшей мере, тысячелетие, истоки которых имеются в священных книгах индуизма – Ведах. В связи с этим, прежде чем обратиться к текстам Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, студентам необходимо рассмотреть всю систему источников права Древней Индии. При этом следует особо выделить Веды, Дхармашастры, артхашастры, обычаи, судебную практику, указы правителей, советы знатоков традиционных правил поведения. Значение всех названных источников права определяется в соответствующих статьях Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Студенты должны проанализировать эти статьи и объяснить их смысл, определить место и роль дхармашастр и артхашастр среди данных источников.

После этого необходимо остановиться на основных вехах истории дхармашастр. Студенты должны кратко охарактеризовать: во-первых, ранние дхармашастры – так называемые дхармасутры (Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи), создание которых датируется IV-II вв. до н. э.; во-вторых, дхармашастры Ману и Яджнавалкьи, датируемые II в. до н. э. – II в. н. э.; в-третьих, Дхармашастру Нарады, созданную во II-IV вв. н. э.

Характеристику дхармашастр в качестве источников права следует начать с установления значения понятия “дхармашастра”.

Дхарма представляет собой необыкновенно сложное, не имеющее никаких аналогов в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно обозначает всеобщий порядок, пронизывающий все живые существа и всю живую материю. В более же узком и распространённом значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, образ жизни идеально благочестивого, добродетельного индуса. Понятие дхармы означает одновременно и религиозные, и моральные, и правовые нормы.

Термин “шастра” обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о драхме (о всеобщем порядке).

Центральное место в содержании дхармашастр занимает концепция “варнадхармы”, оформляющая деление древнеиндийского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функции, права и обязанности. С концепцией “варнадхармы” тесно связана теория “ашрамадхармы”, согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре – “ашрамы”: 1) стадия ученика, 2) стадия домохозяина, 3) стадия отшельника, 4) стадия аскета. Пребывание на каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфические обязанности, требует определённого образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя государства, дхарму об эпитимии (покаянии).

Выявляя типические для дхармашастры признаки, студенты должны на примере “Законов Ману” показать комплексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этнических правил.

После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произведения, особенно 8-ую главу “Законов Ману”. Следует в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенно терминологии.

В тексте “Законов Ману” имеется уже определённая тенденция к преодолению казуистичности, закономерных для правовых памятников древней истории. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического понятийно аппарата. Студентам необходимо ответить на вопрос: какие простейшие юридические понятия можно обнаружить в “Законах Ману”.

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина “артхашастра”. В переводе с санскрита “артха” – это польза. Следовательно, термин “артхашастра” обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнему учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, 3) кама.

Названным ценностям должен был, по мнению Каутильи, служить мудрый правитель государства. При этом под служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служением дхарме – поддержание правителем общественного порядка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматриваемого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно дхарма. Необходимо обратить внимание студентов на более детальное изложение в Артхашастре Каутильи правил судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.

Сравнивая текст Артхашастры Каутильи и “Законы Ману”, студенты должны определить, в каком из этих двух документов элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идёт речь в тексте Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь дан правовой статус варн. При анализе статей, излагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в обществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изучаемых трактатов религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей документов необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.

При рассмотрении правового статуса варн следует также обратить внимание на предписания, закрепляющие обособленное положение шудр к остальным трём варнам.

После рассмотрения норм, закрепляющих правовое положение варн, следует обратиться к статьям этих двух документов, устанавливающим статус других социальных групп.

В частности, необходимо остановиться на статьях, отражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе “Законов Ману” на русский язык для обозначения рабов иногда употребляется санскритский термин “дасью”. Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статусом шудр.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Институтам брачно-семейного права посвящено более половины статей 9-й главы “Законов Ману”, где излагается так называемая “вечная дхарма для мужа и жены”. Кроме того, статьи, регулирующие брачно-семейные отношения, имеются в других главах указанного произведения (главы II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права выделяются в особую группу статей, которая обозначается как “правила, связанные с браком” (главы 2, 3, 4 книги III).

Содержащиеся в “Законах Ману” нормы брачно-семейного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придаётся в нём варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наследства.

В “Правилах, связанных с браком” Артхашастры Каутильи принцип обнаруживается лишь там, где говориться о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастры Каутильи, “жёны шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращающихся), должны ждать соответственно: один, два, три и четыре года, если у них нет потомства. Если жёны имеют потомство, то они (соответственно) должны ждать на год больше”.

Принадлежность индивида к той или иной варне учитывается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентирующих порядок наследования. В частности по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество умершего поступает в пользу правителя государства. Однако для выморочного имущества, принадлежащему умершему брахману, который является знатоком вед, Артхашастра Каутильи устанавливает исключение из данного правила – такое имущество отдаётся не государству, а другим знатокам вед. Если умирающий брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхашастре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки – 3 доли, сын женщины – вайшьи – 2 доли, сын шудрянки – 1 долю.

В Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи раскрываются представления о сущности брака и семьи. В чём заключается суть этих представлений? Какие формы брака выделяют указанные правовые памятники?

При рассмотрении правового положения женщины в семье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX “Законов Ману”. Студенты должны сравнить содержание, этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?

Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 233 той же главы “Законов Ману”. Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного “Законами Ману” правового положения женщины и детей в семье большое значение имеет статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье выражает эта статья?

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС. При рассмотрении статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, посвящённых вещным правам, необходимо в первую очередь провести различие между правовыми нормами, отражающими практику, и идеологическими декларациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?

В обоих рассматриваемых произведениях проводится достаточно чёткое различие между институтами права собственности и владения. Студенты должны показать это на примере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи.

Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся споров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263 главы VIII “Законов Ману”; 8 и 9 главы III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель государства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее? Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владения оросительными сооружениями?

Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отношения, следует, прежде всего, уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые давали основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых памятниках?

При анализе статей, посвящённых отдельным видам сделок, необходимо уделить главное внимание наиболее разработанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидности договора, например – договору купли-продажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающих уровень развития древнеиндийского общества и государства в ту эпоху, когда создавались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?

ПЯТЫЙ ВОПРОС. Приступая к обсуждению указанного вопроса, необходимо в первую очередь выяснить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чём усматривают данные произведения сущность наказания?

Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что имеющиеся в “Законах Ману” и Артхашастре Каутильи представления о сущности преступления и наказания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззренческих установок и религиозно-этических принципов индуизма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей – Артхашастры.

С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндийского общества и государства.

В чём конкретно – в каких статьях “Законов Ману” и Артхашастры Каутильи – проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?

Как отразились на содержании норм уголовного права, рассматриваемых правовых памятников сословность древнеиндийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?

В поисках ответа на поставленные вопросы следует обратиться, прежде всего, к седьмой и восьмой главам ”Законам Ману”, но при этом нельзя игнорировать содержание и других глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него – стержневая тема любой дхармашастры.

В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Однако отдельные статьи, устанавливающие наказания за совершённые правонарушения, встречаются и в других главах данной книги.

Дайте конкретный анализ содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм. В процессе этого анализа следует определить, выделяются ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли преступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершённое преступление, выделить обстоятельства, смягчающие или отлагающие наказания.

Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потерпевшего?

Студенты должны научиться отличать в тексте “Законов Ману” уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конкретна, декларация или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII “Законов Ману”, устанавливающая, что “брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жёны всех четырёх варн всегда должны быть охраняемы”, или ранее идущая статья 350, разрешающая “убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, даже гуру, ребёнка, престарелого или брахмана, весьма учёного в Веде”, более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: “Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений”. В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заявляющая, что “к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам - ремесленникам, актёрам, слугам и ростовщикам надо относится, как к шудрам”.

Последняя статья противоречит своим содержанием выше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительного нет – различные призывы или декларации часто противоречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.

При рассмотрении отдельных видов преступлений и наказаний следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастр Каутильи предпринимаются отдельные попытки дать определения преступлений. Наиболее очевидные случаи – статья 332 главы VIII ”Законов Ману” и первые по счёту статьи глав 17, 18, 19 книги III Артхашастры Каутильи.

ШЕСТОЙ ВОПРОС. Текст “Законов Ману” даёт лишь самое общее представление о суде и судебном процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных статей данного произведения можно сделать определённые выводы относительно характера суда, его состава, видов, процедур судебного разбирательства и т. д. (например: статьи 16, 31, 140, 141 главы VII и статьи 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64, 65, 66, 70, 73 главы VIII и др.)

Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить внимание на главу I книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: статья 1 главы 8, статья 15 главы 9, статьи 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, статьи 17, 19, 20 главы 19, статьи 17, 22 главы 20 и др.).

После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (например: статьи 48, 49, 50 главы VIII “Законов Ману” и другие). Студенты должны проанализировать их и установить, в каких случаях и каким лицам “Законы Ману” разрешают применять внесудебные средства восстановления нарушенного права.

Оценка успешности учебной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки.

Конечный результат представляется студентами в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

Дидактическое оснащение – исторический правовой источник.