Благоразумный, выдав дочь за кого-нибудь, пусть не выдает опять, ибо тот, кто (уже) выдав, выдает опять, совершает (грех равный) лжи в отношении человека.
Но (что касается) того (поля), которое дано для посева по заключенному соглашению, то владелец семени и владелец поля - оба считаются в этом мире имеющими право на пользование (плодами).
Ни вследствие продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа...
Знающие прошлое... объявили, (что) поле - вырубившего лес, животное - поразившего (его) стрелка.
Пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье (в неположенное время), проживание в другом доме - шесть действий, порочащих женщину.
Глава IX
Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
Брахман может уверенно присваивать имущество шудры (-раба), ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.
Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.
Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений.
На виновного (однажды и опять) обвиненного в течение года - штраф двойной...
Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и своего превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два его пальца должны быть отрезаны и он заслуживает штрафа в шестьсот (пан).
Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.
Кто любезничает с чужой женой (в уединенных местах) - где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, - должен считаться виновным в прелюбодеянии.
Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство.
Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, - (даже) гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Беде.
Убивающий, защищающий самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.
Привязывающий (скотину, принадлежащую другим), находящуюся на привязи, освобождающий привязанную, уводящий раба, лошадь или повозку становится виновным в воровстве.
Дважды рожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два (съедобных) корня, не должен платить штраф.
Брахмана - в шестьдесят четыре, или полностью в сто раз, или в двое более, чем шестьдесят четыре, (соответственно) пониманию (каждым из них сущности) добра и зла.
359. Не брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены (всех) четырех варн всегда должны быть охраняемы.
364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию: но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен ей.
45. Только тот (настоящий) человек, кто (имеет) жену, себя и потомство, и брахманы объявили также: "Каков муж, таковой считается и жена".