Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовался плодом и царь, и исполняющий работы.

Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыба на вертеле.

Наложенное надлежащим образом, после (должного рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, - губит все.

Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.

Рассмотрев основательно место и время (преступления) возможность и степень сознательности, ему надо накладывая (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

Поэтому пусть (никто) не нарушает дхарму, которую установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму нежелательную для нежелательных.

Но кто по глупости ненавидит его, несомненно, погибает, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.

Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со скотом и накопленным имуществом.

Даже (если) царь - ребенок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека.

Как солнце, он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него.

Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира).

Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой должна совершаться, как положено, охрана всего этого (мира).

Глава VII

Использовав огни при похоронном обряде в честь жены, умершей раньше (его), муж может опять совершить брачный обряд и зажечь священные огни.

Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, (а) после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями.

Потомство, рожденное от другого -даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин.

Но жена, которая из желания (иметь) потомство, нарушает (обет верности умершему) мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа (на небе).

Добродетельная жена, пребывающая в целомудрии после смерти мужа, достигает неба, даже не имея сыновей как те целомудренные.

Ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной, желающей (исполнить) ту высочайшую дхарму, которая (предписана) для жен, имевших только одного мужа.

Пусть она добровольно изнуряет тело, (питаясь только) чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого (мужчины).

Добродетельная жена, желающая достичь (после смерти) местопребывания мужа, пусть не делает ничего неприятного для получившего ее руку - как живущего, так и умершего.

Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе.

Муж (даже) чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог.

1. ("Теперь") я изложу вам дхармы царя, какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков (путь достижения) высшего успеха.