Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.
При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны).
Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую...
Омывшись с позволения гуру, исполнив, согласно правилу обряд возвращения домой, дважды рожденному надо взять жену одной с ним варны...
Глава III
Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца среднего, послушанием гуру - мира Брахмы.
Те тяготы, которые переносят родители при рождении людей, не могут быть вознаграждены даже за сотни лет.
Учитель, отец, мать и старший брат не должны быть презираемы даже обиженным, особенно брахманом.
Природа женщин в этом мире вредоносна для мужчин; по этой причине мудрые остерегаются женщин.
Где злословят (по адресу) гуру или осуждают его, там (учеником) должны быть закрыты уши или при этом нужно уйти в другое место.
Под священным откровением разумеется Веда, а под священным преданием - шастры, (содержащие предписания) дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них.
Корень дхармы - вся Веда священное предание и поведение знающих (Веду), а также поведение добродетельных людей и самоудовлетворение.
Глава II
Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшия.
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.
А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
Глава 1
ЗАКОНЫ МАНУ
Если человек купит раба или рабыню и подвергнется иску, то по иску отвечает только его продавец.
Если человек купит раба или рабыню и до прошествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил.
Если человек наймет наемника, то он должен давать ему от начала года до пятого месяца 6 ше серебра в день. С шестого месяца до конца года он должен давать 5 ше серебра в день.
Если в загоне произойдет прикосновение бога или лев убьет животное, то пастух должен перед богом очистить себя, а хозяин загона должен простить ему падеж в загоне.
Если пастух, которому даны для пастьбы крупный или мелкий скот, будет нечестен, изменит клеймо или отдаст скот за серебро, то его должно изобличить, и он должен возместить его хозяину в 10-кратном размере, что украл крупным или мелким скотом.
Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли общины, то он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра.
§ 282. Если раб скажет своему господину: "Ты не мой господин", то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.
Приложение 2
1. Почтив самосущего Брахму*, наделенного неизмеримым блеском, я изложу различные дхармы, объявленные Ману.
1. "Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей".
7. Какой закон для кого ни был" бы объявлен Ману, он весь изложен в Веде, ибо он (был) всезнающ.
246. Следует преподнести угодное гуру: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае - обувь, зерно, одежды или зелень.