Тема 4.

Власть

Системы государственной власти и права

 

Государство возникает как необходимое условие для решения общих дел, форма организации общества созданными людьми для того, чтобы успешно решать проблемы, для того чтобы организовывать и регулировать поведение и отношение людей и поддерживать в обществе правопорядок, то есть государство - это форма политической организации общества, механизм публичный власти выполняющий право и силу. Для этого необходимо наличие государственного аппарата управления, органов власти наделенных правом создавать законы, правом требовать выполнения, осуществлять определенным законом действие или требовать действий от других участников, обеспечивать пределы власти над человеком и соблюдение прав и свобод гражданина. В соей деятельности государственные органы могу использовать не только политико-административные действия, но и аппарат принуждения, аппарат насилия, различные органы обеспечивающие государственную безопасность и так далее.

Подходы к сущности политики:

1. Директивный - направлять. В рамках этого подхода политика трактуется как деятельность, руководствуется действиями общественного процесса с использованием механизмов власти (Макс Вебер)

2. Функциональный - сущность политики состоит в реализации полномочий, разделении обязанностей, полномочий и непременным их согласованием. Участники политической жизни должны выполнять строго определенные функции отведенных им ролей. Для сохранения целостности общества

3. Коммуникативный - политика рассматривается как универсальное средство обеспечении целостности общества и как инструмент удовлетворения потребностей общества.

• Интегративная политика (Аристотель) - политика рассматривается как социальная этика. Целью является благо человека, а не общества. Где только через достижение блага для каждого человека можно добиться блага для всего общества

• конфликтное - Рассматривается как сфера господства и подчинения одних социальных групп другими. Этой чистой воды макиавелянтство (А также марксизм. где политика рассматривается как подавление интересов одних социальных групп другими, то есть политика - это сфера господства)

 

Политика – это деятельность направленная на завоевание и удержание власти.

1. Политика рассматривается как функционирование государственной власти

2. Политика - урегулирование групповых потребностей и интересов с помощью установленного нормативного порядка

Власть в общем виде - это способность субъекта подчинить себе объект, способность привести его в соответствии со своими намерениями. По природе своей власть ассиметрична, она не подразумевает политета. Задачей политики является согласование интересов и целей, задачей управления является достижение цели.

Власть является основным ресурсом управления. Это справедливо для любой управленческой деятельности.

Одно из важнейших характеристик власти - легальность и легитимность.

Легитимность - это принятие обществом или по крайней мере большей ее части существующих правящей власти или политического режима. Несмотря на то, что легитимность принята отождествлять законностью происхождению властью сама по себе правовой категорией не является.

Концепция трех типов легитимности:

1. Традиционная - основанная на обычаях, на вере в справедливость сущетвующих порядков. Она всегда носит личный характер, передается по наследству, освещается традициями, правовыми нормами и подпитывается общественными нормами. Почти всегда имеет место быть сакрализация (Обожествление).

2. Харизматическая легитимность, основанная на харизматических качествах лидера. Меньшая устойчивость, прочность. В основе эмоциональное отношение массы к вождю. Любая погрешность и ошибка власти приводит к постепенной или мгновенной утрате доверия к носителям власти при легитимизации по харизматическому типу. Примером может служить Ельцин, который был безусловно харизматичным лидером, безусловно был легитимен, а затем при либерализации цен в 1992 году и резком падении уровня жизни была мгновенная потеря доверия к нему.

3. Рационально-легальная - основанная на формальных рациональных процедурах и законах, на рационально понятом интересе побуждающим людей подчиняться лидеру. (современные демократические государства)

Осуществляться легитимность может на разных уровнях. Например, на идеологическом уровне, на структурном уровне (признание народом эффективности и законности существующих структур, полит. институтов) и, наконец, на персональном уровне (Речь идет о доверии к отдельным лидерам или элитарным группам находящимся у власти)

В частности, Чиркин предлагает пять типов легитимности. В нем присутствуют традиционная, харизматическая и рационально-легальная. Также там есть стереотипическая и ксиническая легитимность.

 

По природе своей государственное управление связано с целыми рядами функций:

• социальной коммуникации

• контроля

• обеспечения социальной справедливости

Огромную роль играют моральные нормы, этика и культура власти, иначе говоря все что допустимо с точки зрения права недопустимо с точки зрения граждан.

 

Понятие политической культуры

Политическая культура – совокупность и характер политических знаний, образцо, норм политического поведений определяющих особенности и характер функционирования политических институтов данного общества, его политической системы

Политическая культура – комплект типичных для данного общества укореннившихся образцов, политических представлений и ценностных ориентаций, характерных для данного общества.

Политическая культура – исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культура поведения.

Оно является важной частью политической системы общества

 

Модель политической системы общества:

1. Институциональная - политические институты. В ее составе можно выделить само государство, институты гражданского обещства (Политические партии, общественно-политические движения, различные объединения и группы интересов) и средства массовой информации (СМИ)

2. коммуникативная - политические отношения: – это полтитические отношения. Различают межгрупповые политические отношения, межпартийные, федеративные и прочие.

3. Регулятивно-правовая – формулизованные нормы. Конституция, законы и иные нормативно-правовые акты(Конституционные или устава федеральных субъектов, федерально-конституционные, федеральные законы, указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства). Идеология

4. Духовная – политическая культура. Идеология и психология. Слабость институциональной власти компенсируется политической культурой

· Культура политического сознания (Когнитивный или политический блок) Политические взгляды, убеждения, установки, идеалы

· Культура политического поведения (Мотивационно-поведенческий блок) Образцы политического участия “От меня ничегоне зависит”

· Культура функционирования политических институтов(Функциональный блок) Культура электорального процесса, культура принятия и организации политических решений властью

· Культура разрешения конфликтов (Наличие практики поиска консенсуса)

 

Три основные составляющие политической культуры:

1. культура политического сознания (познавательный)

• политический взгляды

• убеждения

• установки

• идеалы

2. культура политического поведения (мотивационно-поведенческий блок)

• образцы политического участия

3. культура функционирования политических институтов (функциональный)

• культура электорального процесса

• культура принятия идеализации политических решений властью (насколько открыта власть принимает решение)

• культура разрешения конфликтов (поиск конценсусса)