СИРОТА Н.М.

Государство как политический институт

ЛЕКЦИЯ №3

I. Государство – основной институт политической системы общества. Типология государств.

II. Правовое государство и его признаки.

III. Политические режимы и их разновидности: демократические, тоталитарные, авторитарные.

IV. Распад СССР его причины и последствия. Образование СНГ (содружества независимых государств), его основные органы и перспективы развития.

 

 

I. В цивилизованном обществе ведущее место в политической системе занимает государство. Оно является формой организации политической власти и управления социальными процессами в обществе. Возникновение государства связано с разложение первобытнообщинного строя и появления классов общества. При помощи государства экономически господствующий класс утверждает себя и политически. Важнейшим признаком государства, который отличает его от родовой организации общества, состоит в разделении государства по территориальному признаку. Государство обладает определенной территорией и суверенитетом на этой территории. Суверенитет обеспечивает государству верховенство власти внутри его границ и независимость на международной арене.

Другим характерным признаком является наличие особого аппарата профессионального управления. Тем самым, государство занимает особое место в политической системе общества. Оно является наиболее организованной силой общества, издает законы, акты и имеет в распоряжении принудительный аппарат. Ни одна другая организация не располагает этими качествами. Государство представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, оно является выразителем экономических и политических интересов господствующего класса, содействует сохранению его доминирующего положения в обществе, подавлению классовых противников. Однако с другой стороны, государство осуществляет выполнение общественных интересов, вытекающих из природы всего общества как единого социального организма.

Таким образом, государство выполняет две группы функций. Это не только охрана существующего способа производства и социально-политической структуры, о и соблюдение правопорядка и законности, регулирование правопорядка и законности, регулирование хозяйственной деятельности и общественных отношений, культурной и идеологической деятельности, защита экономических и политических интересов на международной арене. Соотношение этих функций в деятельности государства не остается раз и навсегда данным. Оно зависит от природы общества и государства, а так же от конкретных исторических условий. Так можно привести примеры, когда на кризисных и переломных этапах развития буржуазного общества, государство поднималось над интересами господствующего класса и выступало как орган выражения всей нации. Эта тенденция особенно убедительно прослеживается в период второй мировой войны в странах антигитлеровской коалиции. Борьба против фашистского порабощения отвечала интересам всей нации в целом. Сейчас можно сделать вывод о том, что усложнение общественных отношений и приоритет общечеловеческих ценностей порождает в качестве ведущей тенденции постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов всего общества в целом.

Типологиягосударств может проводиться по различным признакам. В тип государства тесно связан с социальной системой и общественным строем каждой страны. В соответствии с этим критерием государство подразделяется на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяет распределение государств на стабильное и неустойчивое. Последнее отличается большим числом путчей и переворотов, частой сменой президентов, парламентов, правительств, конституций. Так, особой нестабильностью отличается государственная жизнь латиноамериканского континента. За 158 лет независимого существования латиноамериканских республик в них было совершено 150 государственных переворотов.

Государства могут быть типологизированы по функции, имеющей приоритетное значение в их деятельности. Можно выделить, например военное и полицейское государство, характеризуется значительным развитием и ролью структур государственного насилия: армия ВПК, органы охраны порядка и безопасности. В противоположность этому, социальное государство сосредотачивается на проведении активной социальной политики, ведущей к смягчению и предупреждению социальных конфликтов. Один из критериев классификации государств- географический, за которым стоит общность истор., судеб. и культур. С этой точки зрения можно выделить западные и восточные, европейские, азиатские, африканские и другие государства.

Разделение государств по формам правления.

Формы государственного правления указывают на организацию верховной государственной власти, на структуру высших государственных органов и принципы их взаимоотношений.

По формам правления государства подразделяются на:

1) Монархии (греч. правление одного)

2) республики (res publıca- дело общества)

Монархия – это такая форма государственного правления, при которой главой государства является монарх, власть которого передается по наследству. В настоящее время в мире насчитывается 29монархий, формально больше 40.в целом ряде стран Британского содружества наций (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других) главой государства юридически считается королева Великобритании.

Монархии подразделяются на

ü Абсолютные

ü Конституционные

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, он сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, судебной и исполнительной власти. Сейчас такими монархиями считаются Саудовская Аравия ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).

В свою очередь, конституционная монархия является

· Дуалистической

· Парламентской

В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом в законодательной области, однако монарх обладает исполнительной властью. Такие монархии в Кувейте, Марокко.

Парламентская монархия. Власть монарха значительно ограничена, и он выполняет в основном протокольные и совещательные пункты. Про английскую королеву говорят, что она царствует, но не правит. По традиции каждая сессия вновь избранного парламента в Великобритании открывается тронной речью королевы, однако эту речь читает премьер-министр и заявляет в ней программу своего правительства. К парламентской монархии относятся также Испания, Швеция, Дания, Япония.

В целом ряде стран монархии играли и играют позитивную роль в политической жизни. Так, в Испании демократическая политика короля Хуана Карлоса I сорвала попытку фашистского переворота. В ряде стран Ближнего Востока (Иран и др.) была проведена так называемая «революция с трона», благодаря которой эти страны совершили бурный скачок от средневековой отсталости к современному прогрессу. За последнее время в ряде стран растет интерес к монархической форме правления. Это обусловлено тем, что монархия придает известную стабильность политической жизни. Так, мы не знаем, кто будет следующим президентом США, Франции, России. Однако в странах с монархией точно известно кто будет главой государства, поскольку в них существует институт наследников престола.

Другой формой правления является республика. Здесь высшие органы власти формируются на выборной основе. Источником власти в республике является парламентское большинство. Республики подразделяются на парламентские и президентские.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно формирует кабинет министров и избирает премьера. Как правило, в современных парламентских республиках парламент избирает так е и президента, который выполняет военные и представительские функции, а также конституционные. В случае необходимости парламент может выразить им недоверие. Главной политической фигурой в парламенте является премьер – министр.

Парламенты бывают однопалатные в небогатых и малых странах и двухпалатные- в более крупных и развитых.

Современными парламентскими республиками являются Италия, Индия, Швейцария, Турция и ряд других.

В президентских республиках верховная власть принадлежит президенту. В целом ряде президентских республик ( США, Бразилии, Мексике) президент является одновременно и главой государства и главой правительства. В них нет должности премьер-министр и правительство работает непосредственно под руководством их президента. В других президентских республиках (Франция, Финляндия) есть глава правительства, но президент постоянно контролирует работу правительства. Такие республики иногда называются полу – президентскими.

В современных президентских республиках президент, как правило, избирается вне парламента: всем народом, или как в США, коллегией выборщиков, которые являются членами конгресса США. Парламент имеет права выразить недоверие президенту. В США больше чем за двухсотлетнюю историю процедура импичмента или отстранения от должности президента возобновлялась четыре раза и лишь один раз президент Никсон был вынужден уйти в отставку. Президент пользуется правом созыва и роспуска парламента, правом законодательной инициативы и правом отлагательного вето. Последнее означает, что президент может отклонить любой закон, принятый парламентом. В этом случае закон отправляется на повторное рассмотрение и вступает в силу, если за него проголосует 2/3 и больше членов парламента. Президентские республики в России, других странах СНГ, РТ.

Разделение государств по государственному устройству.

По государственному устройству государства подразделяются на

1) унитарное

2) федеративное

3) конфедеративное

Государственное устройство отражает распределение властных полномочий между центром и местными органами власти.

Унитарное государство- единое и неделимое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Характерными чертами унитарного государства являются следующие:

1) Единая конституция, нормы которой применяются для всей территории страны.

2) Единая территория, административно-территориальные единицы которой подчиняются центральной власти.

3) Единые гражданство, армия, валюта, полиция.

4) Всю международную деятельность осуществляет государство в целом, а территориальные единицы лишены права развивать какую-либо внешнеполитическую деятельность.

Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Испания, Япония и др.. В целом ряде унитарных государств, особенно с многонациональным составом населения, образуются национально-территориальные и административные автономии (Шотландия, совр. Ирландия, Уэльс, в Великобритании, страна Басков в Испании). Для автономий характерен более высокий уровень самостоятельности, но они также не рассматриваются как государственные образования.

В федерации суверенитет делится между центром и субъектами (членами) федерации. Нормативные акты обязательны для всех членов федерации и граждан.

В федеративном государстве существует двойное налогообложение. Часть налогов отправляется в федеральный центр, другая часть остается в распоряжении местных властей. Субъекты федерации штаты (США, Бразилия, Мексика, Индия), земли (ФРГ, Австрия), кантоны (Швейцария), республики (бывший СССР и Югославия). Эти субъекты обладают собственной учредительной властью, правом признания конституций, правом развивать международные связи с другими государствами и их регионами.

В состав современных федераций входит различное число субъектов.

США-50

Канада-10

Швейцария-26

Бразилия-26

Мексика-31

Индия-25

Самое большое количество входит в РФ-89.

Федерация создается по различным принципам. Наиболее распространенными являются федерации, образуемые по административно – территориальному принципу (США, ФРГ, Мексика, Бразилия).

В прошлом существовали федерации, основанные по национальному территориальному признаку (СССР, Югославия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытаний жизнью.

К федерациям смешанного типа относится РФ.

В РФ входят три вида субъектов. 1) республики, преобразованные, как правило, из бывших автономий.

2) государственно-территориальные образования- края, области, города федерального значения

3) национальные образования – автономные области, автономные округа.

· 21 республика

· 6 краев

· 49 областей

· 10 автономных округов

· 1 автономная область

· 2 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор: Швейцария, Канада, Пакистан, Бирма.

Есть федерации по языковому признаку (Индия, Польша), где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Как правило, в федеративных государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата- верховная выражает интересы субъектов федераций, другая является органом общефедеративным (в России – Совет федерации и Госдума)

Конфедерация – союз государств. Суверенитет остается у государств, вступивших в конфедерацию. Действия принимаемых нормативных актов распространяется на конфедерацию в целом, но не на каждого из ее членов. Члены конфедерации могут объявить недействительными те акты центрального правительства, с которыми они не согласны. Конфедерация финансируется за счет взносов членов конфедерации в центральные органы. В настоящее время конфедераций в мире нет. В прошлом конфедерацией были США до 1789г и Швейцария до 1848г. Кроме того, после второй мировой войны недолго существовала ОАР в составе Египта и Сирии.

Однако сейчас можно прогнозировать появление конфедеративных государств. Так, государство конфедеративного типа складывается между Россией и Белоруссией. В Западной Европе идет процесс преобразования 27 государств – членов Европейского Союза в СШЕ. У них уже существует общеевропейский парламент, правительство, отменены таможенные барьеры и перегородки. С 1 января 2001года функционирует единая валюта – евро.

Существуют и более широкие государственные объединения- сообщества. Это Британское Содружество Наций, которое объединяет 49 независимых государств, а так же независимые партии Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. В Западной Европе сложился и функционирует Евро Союз, в который входят уже 27 стран и хотят вступить новые. На постсоветском пространстве образовалось Содружество Независимых Государств, в которое входят бывшие советские республики, за исключением Прибалтики.

 

II. Правовое государство.

Высшей формой современной государственности является правовое государство.

Сам термин правового государства был утвержден в первой трети XIXвека (хотя сама идея появилась значительно раньше). В трудах немецких ученых К.Велькерта и Р.Моля. в общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон.

Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон владыка над правительствами, ….. Я усматриваю спасение государства».

Основными признаками правового государства являются:

1. Конституционное закрепление разделения властей. Сдерживая и уравновешивая друг друга, три ветви создают реальные гарантии против нарушения демократических норм и злоупотребления властью.

Граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс получают возможность контролировать власти и в случаях необходимости корректировать их действия.

2. Верховенство законов во всех сферах жизни общества и на всей территории государства. Юридическим верховенством обладают нормативные акты, принятые высшими государственными органами. Их никто не может отменить. Все другие акты должны быть в полном соответствии с законом. В правовом государстве неразрывно связано с законом само государство, его органы, все должностные лица и все граждане. Государство, принявшее закон, не может его нарушить. Перед законом все равны. Каждый высший государственный чиновник должен подчиняться ему, так же как и рядовой гражданин. В правовом государстве реализуется взаимная ответственность государства и личности, охраняются права и свободы личности.

3. Реальность прав и свобод граждан, их защищенность. В правовом государстве эффективно и целенаправленно функционируют все основные государственные структуры. В нем каждый человек может рассчитывать на защиту своей личности и своего имущества. В таком государстве законно избранное правительство правомочно применить силу в качестве инструмента принуждения. Как считают некоторые юристы, слабость государственной власти является смертельным грехом государства. Если государство, в случае необходимости не может защитить своих граждан, то оно не будет пользоваться среди них авторитетом.

4. Приоритет международного законодательства и международных правовых обязательств государства перед национальными. Если государство признало какие-то нормы международного права, то оно должно их трансформировать, включить в национальное законодательство. Так, например, основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948г., были включены в конституцию многих европейских государств, в том числе и СССР.

5. Наличие специального независимого механизма конституционного надзора, обеспечивающего нормальное функционирование законодательных норм. Этот орган может отменить любой акт законодательной и исполнительной власти, если он противоречит конституции или ущемляет права и свободы личности (Конституционный суд в РФ).

Разновидностью правового государства является правовое социальное государство. Такое государство проводит эффективную социальную политику, содействует смягчению социальных конфликтов и примирению различных социальных интересов.

Широко развита система социальных услуг : бесплатные образование, здравоохранение, доступ к различным сферам культуры, спорту. Выравнивает стартовые возможности людей, повышает стабильность всей политической системы. Государство помогает наиболее уязвимым социальным слоям, больным, инвалидам, пенсионерам, учащейся молодежи. Как свидетельствует исторический опыт, правовое государство является наиболее эффективным этапом развития государственности в современных условиях. Такое государство в основных своих чертах сложилось в современных демократических странах Северной Америки, Западной Европы. К сожалению, в России только еще формируются предпосылки для создания правового государства, которые должны быть реализованы в будущем. Необходимо создание мощного экономического потенциала и развитого гражданского общества.

 

III. Политические режимы и их разновидности: демократические, тоталитарные, авторитарные.

Слово режим происходит т латинского- «управление». Политический режим – это совокупность методов, приемов, средств существования политических властей. Как формируется власть? Как происходит функционирование, ее воздействие на общество? И, наконец, как происходит смена власти? Ответ на эти вопросы позволяет определить характер политического режима и понять как функционирует политическая система.

Подразделение государств по формам правления на монархии и республики далеко не исчерпывают всего богатства и разнообразия политической жизни. Более того, на практике такой подход может привести к путанице. Так было бы неверно утверждать, что монархии представляют консервативный политический режим, а республики – прогрессивный. Например, бывший СССР и социалистические страны объявлялись демократическими республиками, а на деле в них существовали тоталитарные режимы. В то же время такие монархистские государства, как Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания являются подлинно демократическими государствами. За одной и той же формой правления может существовать различный политический режим. В связи с этим было введено понятие политический режим. Это понятие раскрывает конкретный механизм политического властвования, показывает как в том или ином обществе функционирует политическая система, осуществляется государственная власть.

В соответствии с этими критериями наиболее характерными в современных условиях являются три разновидности политических режимов:

1) демократический

2) авторитарный

3) тоталитарный

Демократический режим предполагает такое государственное политическое устройство общества, которое основано на признании народа в качестве источника государственной власти. Реально обеспечивает гражданские права и свободы (уровень политической свободы – гарантия их реализации). Для него характерны выборность представительных органов, установление всеобщего избирательного права.

Отличительным признаком демократического режима является политический плюрализм, когда существуют независимые различные политические организации и группы, борющиеся за государственную власть или за влияние на нее. Причем ни одна группа не имеет монополии на власть, не претендует на нее. Необходимым условием плюрализма является свобода формирования политических партий и наличие политических оппозиций. В демократических странах политическая оппозиция играет положительную роль, заставляет государственную власть корректировать свою политику в интересах всего общества. Важно подчеркнуть, что за последнее время в современном мире произошло заметное расширение демократического пространства. Так, за последнее десятилетие количество демократически выбранных правительств резко возросло: в 1974году в 39 странах мира, в 1997 – в 112 были проведены открытые демократические выборы. Построение государственного аппарата по принципу разделения властей. Демократия возникает и сохраняется при высоком уровне экономического развития. В исследованиях американских политологов убедительно доказывается, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. В то же время из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов, лишь 2могут быть названы демократическими.

Авторитарный режим – такое государственное устройство общества, основу которого составляет диктатура или одного лидера, или узкой группы лиц, в которой лидер является первым среди равных.

В обстановке такого режима происходит жесткая централизация власти. Так, исполнительная и судебная власти не распределены и подчинены центру. Свободы и права граждан ограничены и во многом носят формальный характер. Тоталитарная оппозиция либо запрещена, либо сильно ограничена в своей деятельности. Репрессии носят ограниченный характер, с оппозицией борются не только путем прямых репрессий, но и политическими и идеологическими средствами.

Так, во времена Брежнева были лишены своего гражданства и высланы из страны целый ряд выдающихся деятелей культуры, в том числе Солженицын, академик Сахаров выслан в Нижний Новгород. Политическая элита делает упор на собственное самосохранение. Авторитарный режим существовал после смерти Сталина. В настоящее время авторитарный режим существует в Северной Корее, на Кубе, в Египте, Сирии, Алжире.

Многие политологи последнее время стали выделять в качестве отдельных разновидностей «авторитаризм развития». В отличие от традиционного авторитаризма , главной чертой здесь является содействие экономической модернизации. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером может быть Китай, Южная Корея 70-80гг., Таиланд и др. В Китае экономический прирост в 1981 – 1992 гг. составил 13%. Произошло обуздание инфляции, решили проблему голода, оживилась внешняя торговля.

Тоталитарный режим – такое государственное политическое устройство общества, которое характеризуется полным или тотальным контролем над всеми сферами жизни общества. Ему свойственно огосударствление не только государственных, но и в значительной степени частной жизни, максимальное ущемление прав. В условиях такого режима происходит монополизации власти, которая оказывается в руках одной партии, а сама партия под властью одного лидера. Его характерной чертой является:

1) сращивание правящей партии с государственным аппаратом.

2) Все другие политические партии и общественные организации, не подчинившиеся правящей партии, запрещаются. Режим не приемлет никакой оппозиции.

3) Ему соответствует особого рода господствующая идеология, которая насильно внедряется в сознание людей.

4) Для тоталитарных режимов характерно применение террора и насильственной политики репрессий.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах: Германии, Италии, Испании, а после ΙΙ мировой войны – в Греции и Чили.

В нашей стране тоталитарный режим был при Сталине. Сейчас он существует в Ираке. Сейчас для России имеет большое значение переход политических режимов от тоталитарного и авторитарного к демократическому. Такой опыт существует прежде всего у бывших фашистских государств. В настоящее время в России существует переходный политический режим, в котором имеют место и демократические и авторитарные черты с преобладание авторитарных. Для становления подлинно демократического режима в стране необходим подъем экономики и ее стабилизация, реальное повышение жизненного уровня широких народных масс, переход их отчужденности от политики к активному участию в политической жизни. В том числе – молодежи.

 

ΙV. Распад СССР его причины и последствия. Образование СНГ (содружества независимых государств), его основные органы и перспективы развития.

На развитие государственности России и других бывших Советских республик определяющее значение оказал распад СССР. 8 декабря 1991года в Минске РФ, Белоруссия, Украина подписали соглашение о создании содружества независимых государств. 21 декабря 1991года была принята декларация, в которой учредители содружества выступили 11 бывших союзных республик, кроме Прибалтики и Грузии. Однако Грузия впоследствии тоже вступила в СНГ. В декларации подтверждается, что с образованием СНГ, СССР прекращает свое существование. Разумеется, в прежнем виде СССР существовать уже не мог, однако то, что его не удалось реформировать и сохранить, явилось большой трагедией для большинства народов бывшего союза. По существу от распада СССР выиграла так называемая элита бывших Советских и национальных республик России.

На самом деле с распадом СССР с политической карты мира исчезла великая Евразийская держава с 320-ти миллионным населением с мощным еще недавно сравнимым с США военно-стратегическим и экономическим потенциалом. В результате распада союза существенно сузилось политическое пространство России. Она сейчас оказалась в Европе в границах примерно XVI века времен И.Грозного, а Московский военный округ по существу стал пограничным военным округом. На Балтике Россия потеряла 8 портов и таким образом оказалась замуровано окно в Европу, которое в свое время прорубил еще Петр I. Распад СССР породил целый ряд острых проблем. Из 146 миллионов русских 25миллионов сейчас проживают за пределами России, и почти во всех бывших советских республиках имеется проблема с дискриминацией русскоязычного населения, которая проявилась в Латвии и Эстонии. Кроме того. В пределы бывшего Союза не было маркировано до 19 границ.

В свое время Крым, который являлся исконно русской территорией, Хрущев передал Украине. В период давления целинных и залежных земель некоторые русские области были переданы Казахстану. Когда все жили в одном государстве, это не вызывало никаких особых проблем. Однако сейчас обострилась ситуация из за Крыма, города русской славы – Севастополя и раздела Черноморского флота. Усиливаются требования о возвращении русских областей назад, к России, это порождает целый ряд проблем, так как Россия и Казахстан – теперь независимые государства.

В экономическом отношении зависимость каждой бывшей советской республики от межреспубликанских связей была более внушительной, чем с зарубежьем. В 1985 году в СССР действовали 700 тысяч предприятий, выпускающих 25 миллионов наименований продукции. Некоторые экономисты считают, что до 85 % спада производства в России и других бывших союзных республиках произошло из-за распада экономических связей между ними.

СНГ- это не государство и не национальное объединение. Его основная функция – согласование политики вошедших в него государств в области экономики, экономических реформ, обороны и безопасности. Его главным органом является Совет Глав государств, заседание проводится в Москве и в столицах других республик СНГ. На этих заседаниях поочередно председательствуют президенты стран СНГ. В настоящее время председательствует президент России – В.В.Путин. Кроме того, имеется Совет Глав правительств, Совет Министров иностранных дел и Совет Министров обороны. Создана так же Межпарламентская ассамблея СНГ, заседание которой проводится в Санкт-Петербурге. Техническим органом содружества является Исполнительный Комитет, место пребывания которого – г. Минск.

Следует отметить, что за время своего существования СНГ так и не превратилось в экономически и политически эффективную организацию. С лишком различен уровень развития стран – членов СНГ. Очень слаб экономический потенциал России. Целый ряд государств в СНГ в своей политике ориентируются на США, страны Запада, на Турцию и другие богатые страны Востока и Азиатского континента. Можно отметить, что из более чем 900 документов, принятых за время существования СНГ, всеми государствами содружества подписано всего 130. к тому же многие из них на деле не выполняются. Из 68 органов СНГ представители всех стран участвуют так же в двух советах глав государств и правительств в 13 отраслевых. Очевидно, что будущее СНГ во многом зависит от того, сумеют ли большинство его государств проводить согласованную политику. В обозримой перспективе СНГ или распадется, или будет постепенно преобразовываться в союз государств конфедеративного типа. Уже имеется ряд проектов преобразования СНГ в конфедерацию, в том числе предложение президента Казахстана Н.Назарбаева о преобразовании СНГ в Евразийский союз.

Очевидно, что содружество между странами СНГ уже носит, и будет носить впредь разноуровневый характер. Наиболее продвинулись отношения между Россией и Белоруссией, между которыми складывается единое союзное государство конфедеративного типа. Уже с 2001г. Предполагалось провести выборы в объединенный парламент России и Белоруссии. Страны таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) в октябре 2000г.преобразовали его в Евразийское экономическое сообщество. Основными задачами этого союза является оформление в полном объеме режима торговли, создание единого таможенного тарифа, установление общих правил торговли и услуг, создание общей отраслевой системы. В 1992г. Был создан договор о коллективной безопасности, членами которого являются 6 стран: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Одной из главных целей является создание коллективной безопасности стран – участниц. В октябре 2000года страны – участницы в связи с обострением обстановки в Афганистане и Центральной Азии подписали соглашение о формировании региональных вооруженных сил совместного отражения военной агрессии и проведения контртерраристических операций. В случае эффективного развития Евразийского сообщества и союза государств России и Беларуси, в них постепенно будут вступать все новые страны СНГ.

В сентябре 2002г. Подписан договор между Россией и Украиной о создании на паритетных началах консорциума по транспортировке российского газа через Украину, Германию в Европу.

18 сентября 003г. в Ялте саммит глав государств и представителей стран СНГ по вопросам сотрудничества.

19 сентября 2003г. – подписание на саммите четырьмя государствами : Украиной, Россией, Белоруссией и Казахстаном договора о едином экономическом пространстве, который вступил в силу с 1 января 2005 года.

Российские соотечественники, проживающие в СНГ и Балтии, составляют около 22 миллионов человек, из них большее число проживает в Украине (11,2 миллиона человек). Целенаправленная политика торможения роста образовательного и культурного уровня русскоязычного населения. Повсеместно проводится свертывание подготовки русскоязычных кадров, что приводит , что приводит к вымыванию из этих стран русской гуманитарной и технической интеллигенции.

Казахским, как государственным языком, среди казахов владеют 40 %, а среди не казахов- 0,5%, а русским языком владеют 99 %. Языком работы и делопроизводства является казахский язык, с чем не согласна значительная часть казахского населения, говорящего на русском языке. Обучение в вузе на русском языке стоит 1000 долларов США в год и выше.

В Латвии в октябре 2002 г. Произошли выборы в парламент. ¼ часть русскоязычного населения не приняла участия в выборах, так как она лишена политических прав (более 500тыс. человек). II место в парламент заняла партия, отстаивающая интересы русскоязычного населения за предоставление людям граждански прав. Президент Латвии заявила, что единственный государственный язык в Латвии – латвийский, а кто его не знает (русскоязычное население), может уезжать.

В Эстонии в 2003г. по той же причине не приняло участие в выборах 7500 человек.

 

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: