Иммунитетом по исполнению судебных решений.

Пользуются во Франции иммунитетом в отношении юрисдикции, как и

Иностранные государства в силу независимости и суверенитета

Суда 1-й инстанции о снятии ареста с этого парохода и указал, что

Был наложен арест. Апелляционный суд г. Экса поддержал решение

Иммунитете можно указать на дело о пароходе «Покровский», в

Более позднего периода применительно к позиции по вопросу об

Стать объектом мер взыскания. Из французской судебной практики

Быть привлечено в иностранном суде к ответу по иску, а имущество его

Что суверенное государство не может согласно международному праву

Называемое «пререкание о подсудности», в ходе которого

Германии. В соответствующем германском суде было возбуждено так

Признанный уважительным Министерством иностранных дел

Русского правительства, хранившиеся в банкирской конторе в

Правительства, на основании которого был наложен арест на средства

Сомнительному иску получил исполнительный лист против российского

Например, в 1916 г. некий германский подданный по более чем

Территориальную целостность и политическую независимость, г) каждое

Суверенитета, в) личность государства пользуется уважением, правом на

Равны, б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного

Суверенным равенством» понимается следующее: а) государства юридически

государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности». Из этого

следует, что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого

государства какие-либо меры принуждения, несовместимые с суверенитетом

последнего, даже если оно действует на иностранной территории. Принципы

суверенного равенства и уважения суверенитета закреплены во многих

последующих международных документах: Декларации ООН о принципах

международного права, касающихся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами, 1970 г., Заключительном акте Совещания

по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартии для

новой Европы 1990 г. и др.

Подходя к рассмотрению вопроса иммунитета государства, следует

подчеркнуть его международно-правовую природу. Кроме того, важно

отметить, что до появления на мировой арене советского государства принцип

иммунитета государства повсеместно и безоговорочно использовался и активно

поддерживался. В литературе приводились даже курьезные случаи обращения к

принципу иммунитета в судах западных держав. В частности, в 1883 г.

английский Суд Королевской Скамьи (King's Bench), будучи апелляционным

судом, признал, что независимый монарх (а речь шла о главе небольшого

колониального княжества) «не колеблет своего иммунитета, даже проживая в

Англии и вступая в договор под вымышленным именем, не исключая даже и

столь личного характера договора, как обещание жениться». Как видно,

понимание иммунитета в английской доктрине, если судить по приведенному

решению, не ограничивается вопросами «публичных актов» государства. Таким

образом, английская практика особенно твердо стояла на защите иммунитета

государства.

В судах Германии в начале века принцип иммунитета также проводился в

жизнь весьма устойчиво.

Германии. Царское правительство заявило протест по этому поводу,

рассмотрение со всей детальностью спора завершилось констатацией,

отношении которого в 1938 г. по требованию общества «Сосифрос»

В том же 1938 г. было вынесено решение английской высшей

судебной инстанцией по делу, связанному с пароходом «Cristina».

Палата лордов признала, что судно, перешедшее в собственность

испанского правительства, пользуется иммунитетом и не может быть

ни задержано, ни арестовано судебными властями Англии. Суд, кроме

того, подчеркнул, что судебные органы не должны привлекать к суду

иностранное суверенное государство против его воли независимо

оттого, направлен ли судебный процесс непосредственно против

государства или преследует цель изъятия определенного его

имущества.

Современное регулирование отношений в связи с провозглашением,

действием и защитой иммунитетов государства, а также их объемом и

содержанием строится большей частью на основе специального национального

законодательства. Во многих странах приняты отдельные акты, посвященные

иммунитету. Данная тенденция активно начала развиваться с 70-х гг. XX

столетия, когда в ряде государств Европы, Азии, Африки и Америки

развернулись правотворческие процессы в данной области в форме выработки

законов. Так, в Австрии в 1974 г. был принят акт, касающийся иммунитета

государства, в ранге федерального закона, в США в 1976 г. издан Закон об

иммунитете иностранных государств, Великобритания приняла в 1978 г. Закон

ь об иммунитете государств, Сингапур — в 1979 г. Закон об иммунитете

иностранного государства, ЮАР — в 1981 г. Закон об иммунитете

иностранного государства, Пакистан — в 1981 г. Ордонанс об иммунитете

государства, Канада — в 1982 г. Закон, предоставляющий государству

иммунитет в судах Канады, Австралия — в 1984 г. Акт об иммунитете

иностранного государства.

В нашем государстве вопросы иммунитета урегулированы в ст. 61 Основ

гражданского судопроизводства Союза ССР и ст. 435 ГПК 1964 г. (в ред. Указа

Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1980 г.). В Основах ГЗ

1991 г. говорится, что «особенности ответственности государства в

регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием

иностранных юридических граждан и государств определяются законом СССР

об иммунитете государства и его собственности» (ст. 25). Более того, ст. 127 ГК

РФ 1994 г. практически дословно повторяет это положение. Из этого можно

заключить, что в нашей стране также планируется создание подобного рода

акта. С другой стороны, согласно ст. 124, 1204 ГК РФ установлено, что участие

Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в

гражданских отношениях осуществляется на равных началах с иными

участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В

принятом 30 декабря 1995 г. федеральном законе «О соглашениях о разделе

продукции» впервые за всю историю существования советской и позднее

российской государственности было закреплено положение о том, что в

соглашениях, заключаемых Российской Федерацией с иностранными

гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен

в соответствии с российским законодательством отказ государства от судебного

иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и

исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23).

В других странах Европы положения, относящиеся к иммунитету

государства, содержатся либо в законах о международном частном праве, либо

в общих гражданско-правовых __________актах. Например, венгерский Указ Президиума

ВНР № 13 о международном частном праве 1979 г. устанавливает, что

венгерскому суду или иному компетентному учреждению не подсудны иски к

иностранному государству, иностранному органу государственной власти или

государственного управления, если они не отказались от иммунитета (ст. 56—

57).

Закон Чехии (в прошлом действовавший в ЧССР) 1963 г. о международном

частном праве и процессе определенным образом высказывается по проблеме

иммунитета государства: «Юрисдикции чехословацких судов и нотариатов не

подлежат иностранные государства и лица, которые на основании

международных договоров или иных правил международного права или

специальных чехословацких правовых предписаний пользуются в

Чехословацкой Социалистической Республике иммунитетом» (п.(1) § 47).

Вместе с тем далее закон предусматривает изъятия из приведенного правила:

«Однако юрисдикция чехословацкого суда налицо в тех случаях, когда

предметом производства является недвижимое имущество государства и лиц,

указанных в части 1, находящееся на территории ЧССР, или их права в

отношении такого недвижимого имущества, принадлежащего другим лицам, а

также права, вытекающие из правоотношений найма такого имущества, если

предметом производства не является оплата за наем; предметом производства

является наследство, в котором указанные в части 1 лица выступают вне своих

официальных функций; предмет производства относится к выполнению

профессии или осуществлению торговой деятельности лицами, указанными в

части 1, вне их официальных функций» (пп.(а)—(в) § 47). Но подлинный смысл

пониманию чехословацким законодателем иммунитета государства придает

последний из подразделов § 47, исключительно в совокупности с которым

должны трактоваться все предыдущие и который недвусмысленно утверждает,

что иностранное государство и лица, указанные в части 1, подчиняются

юрисдикции чехословацких судов и органов добровольно.