Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

Наличие развитого гражданского общества;

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.

 

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон­танно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

 

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опос­редованные государством политические отношения между инди­видами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

 

В гражданском обществе в отличие от государ­ственных структур преобладают не вертикальные (подчиненнос­ти), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и соли­дарности между юридически свободными и равноправными парт­нерами.

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством дос­таточно сложно.

Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило акту­альности и нужно, прежде всего, для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обес­печения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

 

Для посткоммунистических стран формирование граж­данского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

· Отличительные черты правового государства

Можно выделить некоторые общие признаки правовых государств:

2) Огра­ничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благопри­ятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) Ми­ровоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за соб­ственное благополучие;

4) Правовое равенство всех граждан, при­оритет прав человека над законами государства;

6) суве­ренитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию, решения которой обязательны для всех;

8) метода запрета над методом дозволения. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений.

Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом».

Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномо­чий;