Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

Оно стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека — его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничиваются лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.

И все же реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в результате длительного естественно-исторического развития общества;

антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека.Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития.

Идеи Аристотеля используют современные естественно-истори­ческие концепции государства, которые рассматривают его как орга­нически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.

Отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.

 

Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

· Исторические рубежи в развитии государства

Существуя на протяжении многих ты­сячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является.

С точки зрения особенностей взаи­моотношений государства и личности, в развитии государства можно выделить два глобальных эта­па: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность.

Они имели нео­граниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись мо­нархии.

 

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования.

 

В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных гарантий прав человека.

 

· Конституция

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях.

Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства».

 

Иными словами, реальная конституция — это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом.

Он не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам.

Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» — это свод законов, юридический или нормативный акт.

Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

 

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламонтирующего его деятельность.