Система права франков

Социальные группы франкского общества

 

Право было ориентировано на общинный быт во всем, что касалось общей организации порядка жизни, семейных и имущественных отношений. Однако общинные связи франков уже были двойственными: в одних правоотношениях проявлялось доминирование прежней родовой общины, в других – соседской общины.

Поселение в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников. За старым жителем селения-ВИЛЛЫ – сохранялось право категорически возражать против поселения, и это требование должно было быть удовлетворено в правовом порядке. Закон устанавливает давностный срок такого требования: если в течение 12 месяцев протеста не поступит, переселенец останется неприкосновенным. Однако поселение по указу короля во всех случаях должно было признаваться общинниками безусловным.

Постепенное проникновение государственного уклада в общинный строй франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения.

Наряду с общей массой свободных и полноправных франков, закон выделяет как привилегированные слои, так и неполноправные.

1) Знать - верхушка франкского общества, отличающаяся своей принадлежностью к королевской службе. Правовой статус определялся размером штрафа за убийство по Салической правде. АНТРУСТИОНЫ (новая знать) - слуги и дружинники короля, находившиеся на особом доверии у короля, обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. КОРОЛЕВСКИЕ СОТРАПЕЗНИКИ – римляне, состоявшие на службе у короля, также пользовались более серьезной защитой, чем рядовые франки. Однако галло-римское население, не занятое службой в новой королевской иерархии, считалось ниже свободных франков.

2) Свободные франки - крестьяне-общинники, составляли основную массу населения.

3) Литы - неполноправные жители общины (прежние колоны), находящиеся в личной и материальной зависимости от господина. (Имели право вступать в договорные отношения, принимали участие в военных походах).

4) Рабы - приравнялись к вещам, не получили большого распространения, вследствие христианизации. Браки с рабами и рабынями были наказуемы или вели к потере собственного статуса.

Преступления, совершенные рабами и литами, карались строже: к ним применялись пытки при расследовании.

Социальные градации только в случае с несвободным населением были связаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.

 

Источники права франков.

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к IV - V вв. составило единую систему особого германского типа.

Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры.

В условиях ранней государственности германцев обычное право было сначала записано, а затем кодифицировано. Эти письменные своды получили название Варварских правд. Ни одна из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде; многие известны по своим редакциям разного времени. Известны Вестготская, Бургундская, Алеманская, Баварская, Рипуарская, Лангобардская, Тюрингская, Саксонская правды. Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Как исторический тип варварская правда - сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них занимали выдержки или полные тексты королевских капитуляриев и эдиктов. Крайне малое место в правдах занимали нормы частного права: не только в силу недостаточной выраженности этих отношений в культуре германцев, но и потому, что в ряде германских областей продолжало действовать римское право. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормы в подавляющем большинстве имели казусный характер; но в более поздних правдах появляются и более общие предписания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст.

Одной из самых ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон (LEX SALICA), принятый у франков - его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная преемником первого франкского короля, правда состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее Салический закон неоднократно расширялся и дополнялся - так появились редакции, названные Эмендате (VI - VII ВВ.) и Геральдия (при Карле Великом).

Салический закон в минимальной степени испытал влияние римского права, сохранив даже некоторые пережитки языческой старины и родовых обычаев германцев. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение репрессии: это характерно для догосударственного и иногда раннегосударственного права.

Другим правовым источником являлись КАПИТУЛЯРИИ - акты королей, которые сначала именовались также эдиктами, декретами. Посредством капитуляриев восполнялись пробелы Салической Правды. Эти королевские указы имели более универсальное значение и гибкость, распространялись на всю территорию государства, всех его жителей.