Поняття та ознаки застосування права. Ідеологія застосування права.
Применение норм права - это реализация норм права компетентными организациями с разрешения конкретного дела, которая имеет государственно-властный, творчески-организующий характер, осуществляется в установленных процессуальных формах и завершается изданием индивидуально-конкретного предписания. • имеет государственно-властный характер. Это один из видов юридической деятельности государства, которую выполняют государственные органы и должностные лица;
Признаки:
• имеет активный, творческий характер. Государство должно активно принять организационные меры по их реализации. При этом правоприменитель в каждом случае решает значительно более сложные вопросы, чем те, которые закреплены схематически в норме права;
• государственно-властный характер правоприменения предполагает четкую определенность субъектов этой деятельности. Если реализацию норм права в непосредственных формах осуществляют как государственные органы и должностные лица, так и граждане, то применением права граждане не могут заниматься, они могут инициировать применение права или оказывать помощь должностным лицам в этой деятельности;
• осуществляется в рамках компетенции органа или должностного лица, а также определенных процедурных форм, которые регулируют этот процесс. Процедурно-процессуальные нормы не только ограничивают правоприменительные действия, но и обязывают субъекта к активным юридических действий. В важных для личности и общества случаях порядок разрешения дел детализированы в законе;
• правоприменительный процесс имеет комплексный характер, который включает прямые формы реализации. Как правило, это соблюдение или выполнения норм права. Так, следователь в своей деятельности должен четко придерживаться запретительных норм и выполнять обязывающие нормы;
• процесс применения норм права завершается изданием правоприменительного акта, в котором фиксируется индивидуально-конкретный правовое предписание. Акт имеет государственно-властный характер и является юридическим фактом.
Под идеологией правоприменения понимается совокупность идей, взглядов на то, как должны применяться нормы права. Идеология определяет, какие ценности должны реализоваться в ходе правоприменения. К числу ценностей (принципов), которые должны утверждаться в ходе правоприменения, относятся оперативность, объективность, единообразие, справедливость, целесообразность, эффективность, законность.
Оперативность (быстрота) правоприменения — условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты законных интересов субъектов. Противоположное качество — волокита в разрешении дел — это, безусловно, антиценность. Чтобы избежать волокиты в разрешении дел, закон зачастую устанавливает сроки рассмотрения, расследования дел, обжалования, опротестования и т. д.
Объективность правоприменения в данном контексте понимается как беспристрастность правоприменителя. Решение будет объективным, если оно вынесено на основе критериев, не зависящих от субъекта применения, будет объективно вытекать из норм права и фактов, беспристрастно установленных в ходе правоприменения. Если на решение оказывает влияние пристрастность, заинтересованность правоприменителя, то об объективности говорить не приходится. Объективности способствует строгое соблюдение порядка, процедуры рассмотрения дел, установленных законом.
Единообразие правоприменения состоит в том, что по однотипным делам выносятся однотипные решения. Решения будут однотипны тогда, когда для решения определенного вида дел берутся одни и те же нормы и при выборе решения руководствуются одними и теми же критериями.
Справедливость решения состоит в том, что оно должно соответствовать представлениям о справедливости, сложившимся в обществе. Однако справедливость решения не должна противоречить его законности. В ходе применения должен действовать принцип: «что незаконно, то несправедливо». Здесь мы имеем дело со справедливостью «под правом» (что законно, то и справедливо), тогда как в процессе нор-мотворчества должна действовать «справедливость над правом», закон должен быть справедливым. Законодатель по мотивам справедливости может изменить закон, правоприменитель по этим мотивам не должен отходить от закона, выносить решение, противоречащее закону.
Эффективность и целесообразность решения. Правоприменительные решения будут эффективными тогда, когда они являются целесообразными, т. е. когда они в наибольшей степени достигают цели, предусмотренной нормами права. Степень эффективности определяется, следовательно, степенью достижения таких целей. Необходимо учитывать, что зачастую цели одних и тех же норм могут быть разными. Между ними может возникнуть определенный конфликт.
Законность правоприменения. На всех стадиях правоприменения следует соблюдать материальный и процессуальный законы. Основные требования законности состоят в следующем: правоприменительное решение должно основываться на достоверных, истинных фактах. Эти факты должны быть установлены, доказаны в соответствии с процедурой, предусмотренной процессуальным законом. Доказательства, полученные иным путем, в обход, в нарушение закона, не должны приниматься во внимание.