Поняття та ознаки застосування права. Ідеологія застосування права.

 

Применение норм права - это реализация норм права компетентными организациями с разрешения конкретного дела, которая имеет государственно-властный, творчески-организующий характер, осуществляется в установленных процессуальных формах и завершается изданием индивидуально-конкретного предписания. • имеет государственно-властный характер. Это один из видов юридической деятельности государства, которую выполняют государственные органы и должностные лица;

Признаки:

• имеет активный, творческий характер. Государство должно активно принять организационные меры по их реализации. При этом правоприменитель в каждом случае решает значительно более сложные вопросы, чем те, которые закреплены схематически в норме права;

• государственно-властный характер правоприменения предполагает четкую определенность субъектов этой деятельности. Если реализацию норм права в непосредственных формах осуществляют как государственные органы и должностные лица, так и граждане, то применением права граждане не могут заниматься, они могут инициировать применение права или оказывать помощь должностным лицам в этой деятельности;

• осуществляется в рамках компетенции органа или должностного лица, а также определенных процедурных форм, которые регулируют этот процесс. Процедурно-процессуальные нормы не только ограничивают правоприменительные действия, но и обязывают субъекта к активным юридических действий. В важных для личности и общества случаях порядок разрешения дел детализированы в законе;

• правоприменительный процесс имеет комплексный характер, который включает прямые формы реализации. Как правило, это соблюдение или выполнения норм права. Так, следователь в своей деятельности должен четко придерживаться запретительных норм и выполнять обязывающие нормы;

• процесс применения норм права завершается изданием правоприменительного акта, в котором фиксируется индивидуально-конкретный правовое предписание. Акт имеет государственно-властный характер и является юридическим фактом.

Под идеологией правоприменения понимается совокуп­ность идей, взглядов на то, как должны применяться нормы права. Идеология определяет, какие ценности должны реали­зоваться в ходе правоприменения. К числу ценностей (принципов), которые должны утверждаться в ходе правоприменения, относятся оперативность, объективность, единообразие, справедливость, целесообразность, эффектив­ность, законность.

Оперативность (быстрота) правоприменения — условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты закон­ных интересов субъектов. Противоположное качество — во­локита в разрешении дел — это, безусловно, антиценность. Чтобы избежать волокиты в разрешении дел, закон зачастую устанавливает сроки рассмотрения, расследования дел, об­жалования, опротестования и т. д.

Объективность правоприменения в данном контексте по­нимается как беспристрастность правоприменителя. Решение будет объективным, если оно вынесено на основе критериев, не зависящих от субъекта применения, будет объективно вы­текать из норм права и фактов, беспристрастно установлен­ных в ходе правоприменения. Если на решение оказывает влияние пристрастность, заинтересованность правопримени­теля, то об объективности говорить не приходится. Объектив­ности способствует строгое соблюдение порядка, процедуры рассмотрения дел, установленных законом.

Единообразие правоприменения состоит в том, что по одно­типным делам выносятся однотипные решения. Решения бу­дут однотипны тогда, когда для решения определенного вида дел берутся одни и те же нормы и при выборе решения руко­водствуются одними и теми же критериями.

Справедливость решения состоит в том, что оно должно соответствовать представлениям о справедливости, сло­жившимся в обществе. Однако справедливость решения не должна противоречить его законности. В ходе применения должен действовать принцип: «что незаконно, то несправед­ливо». Здесь мы имеем дело со справедливостью «под правом» (что законно, то и справедливо), тогда как в процессе нор-мотворчества должна действовать «справедливость над правом», закон должен быть справедливым. Законодатель по мо­тивам справедливости может изменить закон, правоприменитель по этим мотивам не должен отходить от закона, выносить решение, противоречащее закону.

Эффективность и целесообразность решения. Правоприменительные решения будут эффективными тогда, когда они являются целесообразными, т. е. когда они в наибольшей сте­пени достигают цели, предусмотренной нормами права. Сте­пень эффективности определяется, следовательно, степенью достижения таких целей. Необходимо учитывать, что зачастую цели одних и тех же норм могут быть разными. Между ними может возникнуть определенный конфликт.

Законность правоприменения. На всех стадиях правопри­менения следует соблюдать материальный и процессуальный законы. Основные требования законности состоят в следую­щем: правоприменительное решение должно основываться на достоверных, истинных фактах. Эти факты должны быть ус­тановлены, доказаны в соответствии с процедурой, предус­мотренной процессуальным законом. Доказательства, полу­ченные иным путем, в обход, в нарушение закона, не должны приниматься во внимание.