Общее руководство деятельностью Правительства РФ осущест­вляет Президент РФ.

Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Соб­рание решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции.

Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного (третьего за 7 лет) реформирования Совета Федерации, осуще­ствленного в 2000 г.

Роспуск Государственной Думы невозможен

• в течение одного года со дня ее избрания;

• в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ,

с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ,

• в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Вопрос 20. Эволюция Совета Федерации1994-2007 гг. Специфика данного органа. Перспективы

За свою 13-летнюю историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ — палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования, причем каждый раз кардинально. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) закрепила лишь общий принцип, согласно которому в Совет Федерации ФС РФ входят по два представителя от субъекта федерации — по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.

Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г.: жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов СФ от субъекта; причем выборы в первый СФ проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегу­лированы ни конституционно, ни законодательно. В 1995—2000 гг. На основании Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации" от 05.12.95 № 192гФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъ­екта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т. д.) и глава представительного органа субъекта РФ (Областной думы, Законодательного собрания и др.).

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губер­наторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятель­ность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

• Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являю­щихся главами субъектов или их представительных органов;

• одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назна­чает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002. Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

4. В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала (в 2000 - 2007 гг.) возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

• не известны избирателям;

не имеют:

• политического опыта;

отношения к региону, который они представляют (не прожи­вают в нем, не работают и т. д.);

• реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом. Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессио­нальна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т. ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г., когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанно­стям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В настоящее время все идет к тому, что порядок формиро­вания Совета Федерации будет изменен вновь (уже в 4-й раз за 13 лет). Поскольку такой порядок не закреплен в Конституции, его можно вновь поменять законом.

Важным шагом в этом направлении стало принятие в 2007 году закона, согласно которому членом Совета Федерации от субъекта РФ с 2007 года сможет стать только кандидат, про­живший в совокупности в данном субъекте не менее 10 лет.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Феде­рации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.

Кроме того, для прямых выборов имеется и конституционное препятствие. Конституция РФ 1993 г. содержит норму о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти.

Вопрос 21. Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ

1. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ уста­новил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

• гражданин РФ;

• достигший 30-летнего возраста;

• проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации (данная норма не распространяется на уже избранных членов СФ, а также ряд категорий граждан, уста­новленных законом - военнослужащих, прокуроров и др.);

• обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 пред­ставителя:

• один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

• другой - избирается представительным (законодательным)
органом субъекта РФ.

2. Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной
власти субъекта РФ:

назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

• в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;

вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов предста­вительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;

• представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.

избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;

на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа; .

• если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается по­-очередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Вопрос 22. Компетенция парламента РФ

1. Компетенция- объем полномочий, посредством которых раскры­ваются функции того или иного государственного органа.

Обычно парламенты имеют три главные функции:

принятие законов;

утверждение бюджета;

контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).

Виды компетенции:

общая направленность деятельности парламента в целом;

специальная вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в конституции.

2. Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:

утверждает:

• границы между субъектами РФ;

• указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;

• решает вопрос об использовании Вооруженных сил РФ за пре­делами страны;

• отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;

назначает:

• судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитраж­ного Судов;

• Генерального прокурора РФ;

• заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;

• выборы Президента РФ.

3. Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:

• дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решает вопрос о доверии Правительству РФ;

назначает и смешает:

• председателя Центрального банка РФ;

• председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;

• Уполномоченного по правам человека;

• объявляет амнистию;

• выдвигает обвинение, против Президента РФ с целью импичмента.

• финансы;

• оборона и безопасность;

• международная политика.

Вопрос 23. Роль и место Правительства РФ в системе органов государственной власти

Правительство Российской Федерации осуществляет исполни­тельную власть Российской Федерации. В состав Правительства РФвходят:

Ø Председатель Правительства РФ;

Ø 5 заместителей Председателя Правительства РФ.

• 2 Первых заместителя Председателя Правительства РФ;

• Заместитель Председателя Правительства РФ;

• Руководитель Аппарата Правительства РФ — Заместитель Председателя Правительства РФ;

• Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов РФ;

• федеральные министры.

Непосредственный руководитель Правительства РФ — Предсе­датель Правительства РФ,который:

• утверждается Госдумой ФС РФ;

• большинством голосов от общего числа депутатов;

• по предложению Президента РФ.

Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Пред­седателя Правительства РФ.

• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;

• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Пред­седателя Правительства РФ.