Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации.
Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции.
Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного (третьего за 7 лет) реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.
Роспуск Государственной Думы невозможен
• в течение одного года со дня ее избрания;
• в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ,
• с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ,
• в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.
Вопрос 20. Эволюция Совета Федерации1994-2007 гг. Специфика данного органа. Перспективы
За свою 13-летнюю историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ — палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования, причем каждый раз кардинально. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) закрепила лишь общий принцип, согласно которому в Совет Федерации ФС РФ входят по два представителя от субъекта федерации — по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.
Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г.: жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов СФ от субъекта; причем выборы в первый СФ проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно. В 1995—2000 гг. На основании Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192гФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т. д.) и глава представительного органа субъекта РФ (Областной думы, Законодательного собрания и др.).
Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.
Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:
• упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;
• Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;
• одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.
Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002. Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.
4. В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала (в 2000 - 2007 гг.) возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:
• не известны избирателям;
не имеют:
• политического опыта;
• отношения к региону, который они представляют (не проживают в нем, не работают и т. д.);
• реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом. Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т. ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).
Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г., когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.
В настоящее время все идет к тому, что порядок формирования Совета Федерации будет изменен вновь (уже в 4-й раз за 13 лет). Поскольку такой порядок не закреплен в Конституции, его можно вновь поменять законом.
Важным шагом в этом направлении стало принятие в 2007 году закона, согласно которому членом Совета Федерации от субъекта РФ с 2007 года сможет стать только кандидат, проживший в совокупности в данном субъекте не менее 10 лет.
В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.
Кроме того, для прямых выборов имеется и конституционное препятствие. Конституция РФ 1993 г. содержит норму о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Вопрос 21. Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ
1. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):
• гражданин РФ;
• достигший 30-летнего возраста;
• проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации (данная норма не распространяется на уже избранных членов СФ, а также ряд категорий граждан, установленных законом - военнослужащих, прокуроров и др.);
• обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.
От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя:
• один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
• другой - избирается представительным (законодательным)
органом субъекта РФ.
2. Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной
власти субъекта РФ:
• назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
• в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;
• вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;
• представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.
• избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;
• на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа; .
• если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается по-очередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.
Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).
Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).
Вопрос 22. Компетенция парламента РФ
1. Компетенция- объем полномочий, посредством которых раскрываются функции того или иного государственного органа.
Обычно парламенты имеют три главные функции:
• принятие законов;
• утверждение бюджета;
• контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
Виды компетенции:
• общая — направленность деятельности парламента в целом;
• специальная — вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в конституции.
2. Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
утверждает:
• границы между субъектами РФ;
• указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;
• решает вопрос об использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны;
• отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;
назначает:
• судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного Судов;
• Генерального прокурора РФ;
• заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;
• выборы Президента РФ.
3. Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
• дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решает вопрос о доверии Правительству РФ;
назначает и смешает:
• председателя Центрального банка РФ;
• председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;
• Уполномоченного по правам человека;
• объявляет амнистию;
• выдвигает обвинение, против Президента РФ с целью импичмента.
• финансы;
• оборона и безопасность;
• международная политика.
Вопрос 23. Роль и место Правительства РФ в системе органов государственной власти
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. В состав Правительства РФвходят:
Ø Председатель Правительства РФ;
Ø 5 заместителей Председателя Правительства РФ.
• 2 Первых заместителя Председателя Правительства РФ;
• Заместитель Председателя Правительства РФ;
• Руководитель Аппарата Правительства РФ — Заместитель Председателя Правительства РФ;
• Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов РФ;
• федеральные министры.
Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ,который:
• утверждается Госдумой ФС РФ;
• большинством голосов от общего числа депутатов;
• по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ.
• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;
• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.