РАЗРАБОТЧИКИ И ЭКСПЕРТЫ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Практические занятия (8 часов)

Практические занятия (10 часов)

Тема 8. Реализация права (4 часа)

Тема 7. Правовые отношения (4 часа)

Тема 6. Норма права (2 часа)

Практические занятия (4 часа)

Тема 5. Правотворчество (2 часа)

Тема 4. Правовое регулирование и его механизм (4 часа)

Практические занятия (14 часов)

Тема 3. Форма права (2 часа)

Тема 2. Общая характеристика права (4 часа)

Практические занятия (4 часа)

Тема 1. Методологические основы теории государства и права (4 часа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрены

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

а) основная литература:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. N 1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в Риме 4 апреля 1950 г.) вместе с «Протоколом №1» (подписан в г. Париже 20 марта 1052 г.), «Протоколом №4» «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 марта 1963 г), «Протоколом №7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984г) // СПС «Консультант Плюс»

3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // СПС «Консультант Плюс»

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // РГ. 2005. 12 янв.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате /утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 2 октября 2007 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880

13. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

17. Закон Российской федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 (в ред. от 01.01 2008г.) «Об образовании» // СПС «Консультант Плюс»

18. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

24. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" // СЗ РФ. 1999. N 17. Ст. 2149.

б)дополнительная литература

29 . Анисимова Т.В. Договор доверительного управления ценными бумагами // Юрист, № 12.

2001.

30. Артабаева Л.С. К вопросу о составе предприятия // Юрист, № 8. 2001.

31. Артабаева Л.С., Семенов А.А. К вопросу государственной регистрации сделок с недвижи

мостью // Юрист, № 12, 2001.

32. Адамчук Н.Г., Мальковская М.А. Проблемы и пути государственного регулирования процессов слияния и конвергенции на финансовых рынках // Страховое право, 2002, № 1.

36. Ильин Д.И. Законодательство о недвижимости: Проблемы содержания употребляемых понятий // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 144 – 152.

37. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. - М.: Юристъ, 1997.-544с.

38. Щербаков Н. Свойство или вещь // ЭЖ-Юрист. 2005. № 17.

в) программное обеспечение:

_____________________________________________________________________;

_____________________________________________________________________;

_____________________________________________________________________;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»_____________________

 

 

(указывается рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины)

I модуль «Методологические основы теории государства и права»

Лекции по темам (4 часа):

Содержание темы:

1.Предмет теории государства и права: его особенности, закономерности возникновения и развития

2.Теория государства и права в системе наук, изучающих государство и право, её назначение и основные функции

3.Методология теории государства и права

4.Методы научного познания теории государства и права

5. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука и как учебная дисциплина

Практическое занятие включает в себя вопросы для обсуждения, задачи и письменные задания. Задачи студенты решают самостоятельно в тетрадях, на занятиях идёт анализ решений. Письменные задания выполняются в тетрадях в качестве самостоятельной работы.

Практическое занятие 1.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Предмет теории государства и права»

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет теории государства и права: его особенности, закономерности возникновения и развития

2. Теория государства и права в системе наук, изучающих государство и право, её назначение, основные функции.

3. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука и как учебная дисциплина

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1.Может ли осуществляться оценка итогового политического состояния общества в рамках предмета теории права и государства? Если да, то в каких случаях? (А – Г)

2.На примере государственного режима очертите сферу политологических и юридических интересов с точки зрения предметов политологии и теории и истории государства и права. (Д – Ж)

3.Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукашев криминалистику отнёс к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к специальной юридической науке. По мнению же студента Антонова криминалистика относится к специальной юридической науке, а уголовное право к отраслевой. Кто из них прав? (З – К)

4.Какое познание окружающего мира называют научным? Дайте определение науки. Раскройте такие признаки науки как рациональность, объективность, системность. (Л – О)

5.Что такое предмет и объект науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки? (П – Т)

6. Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чём своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.(У – Ц)

7. Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».(Ч – Я)

 

Практическое занятие 2.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Методы теории государства и права»

Вопросы для обсуждения:

1.Методологиятеориигосударства и права

2.Принципы научного познания государства и права

3.Методы научного познания государства и права

  1. Органическая связь теории государства и теории права

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1.При помощи диалектического подхода охарактеризуйте развитие предмета теории государства и права.(А – Д)

2.С помощью метода синергетики предложите вариант развития права до конца 21 столетия.(Е – И)

3.Опираясь на исторический, сравнительно-правовой метод и метод толкования права соотнесите категории «правовой» и «Юридический» друг с другом.(К – П)

4.По итогам года установлено, что на территории Приобского района г. Барнаула по отношению к Восточному району города совершено на 15% больше преступлений против личности; на 18% - против собственности граждан и на 20% увеличилась преступность несовершеннолетних. Какие методы научного познания можно использовать в целях изучения состояния преступности в районе?(Р – Ф)

  1. Дайте определение метода ТГП и раскройте связь предмета и метода этой науки. (Х – Я)

 

II модуль «Понятие права. Форма права.»

Лекции по темам (6 часов):

Содержание темы:

1.Понятие права: основные теоретические подходы

2.Понятие права. Сущность права.

3.Принципы права

4.Функции права

5.Социальная ценность права

6.Социальные регуляторы общественных отношений: понятие, классификация социальных норм.

Содержание темы:

4. Понятие внутренней и внешней форм права.

5. Понятие системы и структуры права.

6. Систематизация права: понятие и ее основные формы.

7. Понятие источника права в широком и узком смыслах. Источники и формы права: характер соотношения.

Практическое занятие включает в себя вопросы для обсуждения, задачи и письменные задания. Задачи студенты решают самостоятельно в тетрадях, на занятиях идёт анализ решений. Письменные задания выполняются в тетрадях в качестве самостоятельной работы.

Практическое занятие 3.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Понятие права»

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие права.
  2. Основные направления исследования права (юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция, историческая и психологическая школы права).
  3. Новейшие направления правопонимания в правовой науке.
  4. Сущность права: методологические подходы.
  5. Содержание права: его волевой, интеллектуальный и нравственный аспекты.
  6. Объективное и субъективное в праве.

Задачи:

  1. В 1935 году в фашистской Германии был принят закон «О любви к фюреру». Есть ли основания признать данный закон правовым?
  2. Назовите условия, при которых обеспечивается стабильность принимаемых правовых актов.

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

  1. Назовите ценности, которые, по Вашему мнению, составляют содержание права. (А – Г)
  2. Римские юристы утверждали: «Закон говорит всем одним языком». Объясните смысл этого высказывания. Какой принцип права в нём провозглашается и как он понимается в современном праве?(Д – Ж)
  3. Богиня Фемида изображается с повязкой на глазах, в весами и мечом в руках. Какие признаки права это символизирует? Раскройте их.(З – К)
  4. Сторонники теории естественного права утверждают: «Не всякий закон является правовым». Что это означает? Приведите примеры. (Л – О)
  5. Тит Ливий утверждал: «Законы глухи и неумолимы, поэтому удобнее для слабого, чем сильного». Как Вы понимаете эти слова римского историка? Какие признаки права он считает «удобными» для бедных и слабых?(П – Т)
  6. Президент США К. Кулидж заметил: «Один человек плюс закон – это уже большинство». Как Вы понимаете это высказывание? Какие качества права и закона в нём выражены?(У – Ч)
  7. Римский юрист Папиниан утверждал: «Право – это общее обещание государства». Раскройте это определение. Какие признаки права в нём отражены?(Ц – Щ)
  8. Римские юристы утверждали» «Законы устанавливаются для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые бывают редко». Какой важнейший признак права имеется в виду в этом высказывании? Раскройте его.(Э-Я)

Практическое занятие 4.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Принципы права»

Вопросы для обсуждения:

  1. Принципы права: понятие и классификация.
  2. Социальное назначение и функции права.
  3. Социальная ценность права.
  4. Право как явление цивилизации и культуры.

Задачи:

  1. Институт присяжных в Российской федерации в 1993 году был первоначально введён в порядке эксперимента в 9 из 89 субъектов Федерации. Гражданин Збруев, обвинённый в соврешении убийства и живущий в субъекте Федерации, где суд присяжных не был создан, обратился с жалобой в Конституционный суд Российской Федерации о нарушении принципа равноправия, закреплённого в Конституции. Каким, по вашему мнению, может быть ответ суда?
  2. Гражданин США Л. Джонс, находясь в г. N – ске, обратился в городскую прокуратуру с жалобой. С него при размещении в гостинице и при посещении городского музея была взята, как с иностранца, более высокая плата по тарифам услуг, чем с аналогичных клиентов, но граждан России. По мнению гр-на Джонса этим была нарушена норма Конституции РФ, провозглашающая принцип равноправия.

Что, по Вашему мнению, прокуратура ответит данному заявителю?

Практическое занятие 5.(4 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Право в системе социальных регуляторов»

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Понятие социальных норм.

3. Социальные и технические нормы, их соотношение.

4. Виды социальных норм.

5. Право как нормативный регулятор общественных отношений.

6. Право и мораль. Право и обычай. Право и религия. Право и идеология. Право и корпоративные нормы.

7. Государственное санкционирование социальных норм.

8. Тенденции в развитии социального регулирования.

Задачи:

1. Найдите в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. идеологические, моральные и соответственно правовые нормы.

2. В Уставе садоводческого товарищества «Урожайное» закреплено, что передвижение посторонних лиц по территории товарищества без сопровождения членов садоводческого товарищества не допускается, что на садовых участках запрещаются шумные игры детей и использование громких радио-аудиоприёмников; а также то, что владельцев засорённых сорняком участков можно исключить из садоводства по решению общего собрания.

Все ли перечисленные положения Устава правомерны? К какому виду социальных

норм относятся положения Устава садоводческого товарищества?

3. Гр. Бяков исповедует религию одной из баптистских сект, которая запрещает нести службу в Вооружённых силах государства. А закон о всеобщей воинской обязанности предусматривает гражданский долг лиц мужского пола пройти срочную службу в армии.

Какими нормами следует руководствоваться гр. Бякову – религиозными или

правовыми?

Ответ обоснуйте.

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

  1. Видный российский правовед Е.А. Лукашева выдвинула тезис: «Всё правовое должно быть моральным, но не всё моральное должно быть правовым». Как вы понимаете эти слова известного российского правоведа? (А – Н)
  2. Согласны ли вы с утверждением историка Тацита: «Хорошие законы порождены дурными нравами»?(О – Я)

 

Практическое занятие 6.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Система права»

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие внутренней и внешней форм права.
  2. Понятие системы и структуры права.
  3. Отрасли и подотрасли права. Правовой институт. Основания деления права на отрасли.
  4. Система права и система законодательства.
  5. Система права и правовая система: характер соотношения.
  6. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и внутригосударственное право.
  7. Систематизация права: понятие и ее основные формы.
  8. Эволюция системы отечественного права: закономерности и тенденции.

Практическое занятие 7.(4 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Форма права»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие источника права в широком и узком смыслах.

2. Источники и формы права: характер соотношения.

3. Нормативно-правовой акт: понятие, виды.

4. Нормативно-правовой договор. Правовой обычай. Правовой прецедент. Правовая доктрина. Правовые акты негосударственных организаций.

5. Преемственность и обновление в системе источников права.

6. Судебная практика в нормативном регулировании.

7. Право и закон. Верховенство права и верховенство закона: характер соотношения.

Задачи:

  1. Жилищно-эксплуатационная организация дома №7 по ул. Чкалова заключила договор с ООО «Седьмое небо» о подключении кабельного телевидения жильцам дома. Стоимость каждого отдельного подключения предусматривалась в размере 390 руб. Узнав об этом, некоторые жильцы дома №7 отказались произвести оплату. Тогда ЖЭО пригрозила административными штрафами. Имеет ли заключённый договор силу нормативного договора, обязательного для неопределённого круга лиц?
  2. В коммерческом банке «Воронежский кредит» было вывешено объявление: «Внимание! За курение в помещениях банка – штраф 50 рублей». Охарактеризуйте юридическую силу данного объявления. При каких условиях его можно считать правовым актом? На кого будет распространяться действие данного акта?
  3. Решением администрации и профсоюзного комитета в правилах внутреннего распорядка ООО «Северо-Западный» было включено условие, согласно которому наряду с другими мерами взыскания за нарушение трудовой дисциплины, администрация вправе применить денежный штраф к лицам, виновным в изготовлении бракованной продукции. Законно ли указанное дополнение к правилам внутреннего распорядка?
  4. Давая определение одной из форм права, студент Лосев сказал следующее: «Правовой обычай – это решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел». На что студент Морозов возразил: «Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила». Кто из них прав?
  5. Студент Анисов считает, что нормативный акт – это изданный компетентным органом письменный документ, в котором формулируются правовые нормы. Студент Черкасов не согласился. Нормативным актом, по его мнению, является решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел. Кто из них прав, по Вашему мнению?

 

III модуль «Механизм правового регулирования. Правотворчество.»

Лекции по темам (6 часов):

Содержание темы:

1.Правовое воздействие и правовое регулирование как способы социального управления.

2.Стадии правового регулирования.

3. Предмет правового регулирования.

4.Типы, методы и способы правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования и его основные элементы.

 

Содержание темы:

1. Общая характеристика правотворческого процесса.

2. Понятие, стадии и виды правотворчества.

3. Принципы процесса правотворчества. Юридическая техника и ее значение для правотворчества. Язык правовых актов.

4. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Практическое занятие включает в себя вопросы для обсуждения, задачи. Задачи студенты решают самостоятельно в тетрадях, на занятиях идёт анализ решений. Письменные задания выполняются в тетрадях в качестве самостоятельной работы.

 

Практическое занятие 8.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Механизм правового регулирования»

Вопросы для обсуждения:

1.Правовое воздействие и правовое регулирование как способы социального управления.

2.Нормативное и индивидуальное регулирование.

3.Стадии правового регулирования. Предмет правового регулирования.

4. Типы, методы и способы правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования и его основные элементы.

6.Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения.

Задачи:

1.В Алтайском крае произошло наводнение, затопившее несколько десятков населённых пунктов, тысячу гектаров земель сельскохозяйственного назначения и причинившее материальный ущерб имуществу жителей края. Какие тип, методы и способы правового регулирования необходимо избрать краевым органам государственной власти для преодоления последствий данного бедствия?

2.Автосервисное предприятие «Алтин-Куль» установило сбор в размере 5 рублей с каждого автотранспортного средства, въезжающего на его территорию. Правомочна ли данная организация принимать подобные правила? Ответ обоснуйте с помощью теории форм права.

3.К какому виду (разрешающей, запрещающей, представительно-обязывающей) относятся следующие нормы Конституции РФ? 1. Ч.2 ст.6 «Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ»; 2. Ч.2 ст.45 «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом»; 3. Ч.4 ст.109 «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации».

 

Практическое занятие 9.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Правотворчество»

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика правотворческого процесса.

2. Понятие, стадии и виды правотворчества.

3. Принципы процесса правотворчества.

4. Юридическая техника и ее значение для правотворчества.

5. Язык правовых актов.

6. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов.

7. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задачи:

1.Гражданин Нарумбеков неоднократно обращался в Алтайский краевой совет народных депутатов с просьбой принять закон «О социальных льготах бывшим узникам концлагерей фашистской германии, проживающим на территории Алтайского края». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязан ли правотворческий орган принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?

2.Римские юристы утверждали: «Закон смотрит вперёд, но не смотрит назад». Какое правило действия правовых норм во времени закреплено в этой фразе? Объясните это правило.

3.По мнению римских юристов «закон не требует того, что невозможно». Раскройте смысл этих слов. Почему эту фразу полезно знать именно законодателям?

 

 

IV модуль «Норма права. Правовые отношения. Реализация права»

Лекции по темам (10 часов):

Содержание темы:

1.Понятие нормы права.

2. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

3. Содержание правовых норм.

4. Правовые нормы и индивидуальные предписания.

5. Юридико-технические нормы, их роль и место в правовом регулировании.

6. Виды норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта.

Содержание темы:

    1. Правовые отношения как разновидность общественных отношений: понятие и место в механизме правового регулирования.
    2. Состав правоотношения: понятие, виды.
    3. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность как правовые качества участников общественных отношений.
    4. Объект правоотношений: понятие, основные разновидности.
    5. Содержание правоотношения: материальный и юридический аспекты.
    6. Понятие и структура субъективного права. Правопритязание.
    7. Юридическая обязанность: понятие, разновидности.
    8. Виды правоотношений.
    9. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений: понятие, виды. Фактический состав.

Содержание темы:

1.Понятие, место и значение реализации права в правовом регулировании общественных отношений.

2.Основные формы реализации права.

3.Субъекты правореализации.

4. Применение права как особая форма реализации права.

5.Акты применения права: понятие, классификация.

6. Требования к правоприменительным актам: содержательные, формальные, процессуальные.

7.Толкование права: понятие, способы, виды. Субъекты толкования права.

8. Пробелы в праве. Аналогия права, аналогия закона и условия их использования в различных отраслях права.

 

Практические занятия включают в себя вопросы для обсуждения, задачи. Задачи студенты решают самостоятельно в тетрадях, на занятиях идёт анализ решений. Письменные задания выполняются в тетрадях в качестве самостоятельной работы.

Практическое занятие 8.(4 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Норма права»

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие нормы права.

2. Общий характер правовых норм.

3. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

4. Содержание правовых норм.

5. Правовые нормы и индивидуальные предписания.

6. Юридико-технические нормы, их роль и место в правовом регулировании.

7. Виды норм права.

8. Норма права и статья нормативно-правового акта.

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1. В Таможенном кодексе Российской Федерации установлено, что «государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путём создания надлежащих условий для этого» (ч.2 ст.13). Оцените эффективность данной нормы права по максимально возможному числу критериев. (А – Е)

2. Определите структуру следующей нормы права: «По достижении пенсионного возраста гражданин имеет право на получение пенсии, если это право не возникло раньше при наличии необходимого трудового стажа либо в иных предусмотренных законом случаях» (Ё – К)

3. «Потребитель – это физическое лицо, приобретающее товары и услуги для личных, бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли либо имеющее намерение на такое приобретение», - говорится в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Охарактеризуйте структуру данной правовой нормы. (Л – П)

4. В п.5 ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» говорится:» Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя». Определите структуру данной нормы права. (Р – Х)

5. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет». (Ч – Я)

Практическое занятие 9-10.(4 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Правоотношение»

Вопросы для обсуждения:

1. Правовые отношения как разновидность общественных отношений: понятие и место в механизме правового регулирования.

2. Состав правоотношения: понятие, виды.

3. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность как правовые качества участников общественных отношений.

4. Объект правоотношений: понятие, основные разновидности.

5. Содержание правоотношения: материальный и юридический аспекты. Понятие и структура субъективного права. Правопритязание. Юридическая обязанность: понятие, разновидности.

6. Виды правоотношений.

7. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений: понятие, виды. Фактический состав.

Задачи:

1. Гражданин Савушкин хранил дома пистолет «ТТ» без регистрации в органах внутренних дел и без соблюдения порядка хранения огнестрельного оружия в жилых помещениях». Однажды его квартиру обокрали воры, которые взяли лежавший на антресолях пистолет. Савушкин сообщил о пропаже пистолета в числе других вещей следователю. Спрогнозируйте правовые последствия данного происшествия для преступника и потерпевшего.

2. Гражданин Цикальчук обратился в орган социальной защиты с заявлением об оформлении пенсии. Его попросили принести трудовую книжку, паспорт, 2 фотографии и документ, подтверждающий его участие в боевых действиях в Афганистане. Не имея возможности доработать оставшиеся до пенсионного возраста 16 дней по состоянию здоровья, Цикальчук оставил работу, о чём письменно уведомил руководство учреждения. Что входит в данном случае в фактический состав, порождающий оформление Цикальчику пенсии?

3. Гражданин Поклонов передал в дар городской библиотеке коллекцию редких книг в количестве 700 экземпляров без оформления какого-либо письменного соглашения. Через неделю, пожалев о случившемся, Поклонов явился в библиотеку с требованием вернуть ему книги обратно. Своё требование Поклонов мотивировал тем, что между ним и библиотекой не возникло никакого правоотношения. Представитель библиотеки утверждал, что по поводу книг у библиотеки уже возникли правоотношения с читателями. Кроме того, на каждую книгу заполнен формуляр, а некоторые старинные издания восстановлены силами библиотеки и за её счёт. Чья позиция представляется Вам правомерной?

4. Гражданину Рудневу мешал собачий лай, доносившийся по ночам из соседской квартиры. Подкараулив однажды собаку соседей на лестничной площадке, Руднев жестоко побил её. Субъектом или объектом правоотношения выступает в данном случае собака?

5. Гражданин Телогрейкин неоднократно судился с бывшей женой из-за раздела совместно нажитого имущества. И всякий раз его не устраивало судебное решение. Он подавал кассационные жалобы и судебное разбирательство по его делу возобновлялось. В данном случае имеет место длящееся во времени процессуальное правоотношение или комплекс самостоятельных правоотношений? И какой (какие) нарушенный факт (факты) породил это правоотношение (правоотношения)?

6. Студент негосударственного вуза Арапкин систематически получает неудовлетворительные оценки на различных занятиях. После очередного «неуда» арапкин явился в ректорат института и заявил, что своевременно оплачивает обучение, а ему за его же деньги «выставятся сплошные двойки». Правомерны ли данные притязания Арапкина?

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1. Как соотносятся категории «субъект права» и «субъект правоотношения»? Приведите примеры. (А – Ж)

2. Как соотносятся категории «состав правоотношения» и «содержание правоотношения»? (З – О)

3. Как вы понимаете абсолютное и относительное правоотношения? Покажите на примерах, чем они отличаются друг от друга. (П – Ч)

4. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений? (Ц – Я)

 

Практическое занятие 11.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Реализация права»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, место и значение реализации права в правовом регулировании общественных отношений.

2. Основные формы реализации права.

3. Субъекты правореализации.

4. Применение права как особая форма реализации права.

5. Акты применения права: понятие, классификация.

6. Требования к правоприменительным актам: содержательные, формальные, процессуальные.

7.Пробелы в праве. Аналогия права, аналогия закона и условия их использования в различных отраслях права.

Задачи:

1. Гражданин Захаров 5 мая сего года купил несколько суповых наборов, ни разу не нарушил правила дорожного движения, сдал в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию о доходах, внёс коммунальные платежи, решил бросить курить, приобрёл шесть лотерейных билетов и по одному из них получил выигрыш в одну тысячу рублей. В каких из указанных случаях поведение субъекта подпадало под соблюдение, исполнение или использование права?

2.Семья гражданина Ласточкина проживала в двухкомнатной квартире на пятом этаже 12-этажного дома. Посоветовавшись с женой и соседями с 4 этажа он в один из выходных дней сломал перегородку между комнатами и кухней. Узнав об этом, работники производственного жилищно-эксплуатационного треста потребовали от собственников жилья Ласточкиных за свой счёт восстановить разрушенные стены во избежание обвала подъезда. В ответ на это Ласточкин заявил, что осуществлял своё право, вытекающее из принципа: «Всё, что прямо не запрещено – дозволено». Обоснуйте правовые позиции сторон и выберите правомерную.

3.В Трудовом кодексе РФ говорится о необходимости получения объяснительной от нарушителя трудовой дисциплины до принятия мер взыскания. Реагируя на жалобу гр. Спивакова, прокурор города потребовал от администрации завода в своём официальном представлении заботиться о получении объяснительных не позднее чем за 3 суток до применения мер дисциплинарного взыскания. Законны ли требования прокурора?

 

V модуль «Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность»

Лекции по темам (4 часа):

Тема 10. Правонарушение и юридическая ответственность ( 4 часа)

Содержание темы:

1. Право и поведение. Мотивация поведения личности и правовой фактор.

2. Правомерное поведение: понятие и виды.

3. Понятие правонарушения.

4. Юридический состав правонарушения.

5. Виды правонарушений.

6. Понятие юридической ответственности. Ограничение юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

7. Виды юридической ответственности.

8. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.

 

Практическое занятия включает в себя вопросы для обсуждения, задачи. Задачи студенты решают самостоятельно в тетрадях, на занятиях идёт анализ решений. Письменные задания выполняются в тетрадях в качестве самостоятельной работы.

 

Практическое занятие 12.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Правомерное поведение»

Вопросы для обсуждения:

1. Право и поведение.

2.Мотивация поведения личности и правовой фактор.

3.Правомерное поведение: понятие и виды.

4.Законность и правопорядок: понятие и условия поддержания.

Задачи:

1. Гражданка Тимохина работает в кассе железнодорожного вокзала. Перед самым закрытием кассы на обеденный перерыв её попросил немного задержаться один из пассажиров, который хотел срочно обменять свой билет на другой, чтобы успеть на поезд, отправляющийся через 4 минуты. На многократные настойчивые просьбы Тимохина ответила отказом, закрыла кассу и ушла на обед. В результате пассажир не смог пересесть на другой поезд и ему пришлось заночевать на вокзале. Правомерен ли поступок Тимохиной? Если да, то какой вид правомерного поведения имел место?

2. Гражданин Захаров был уволен с работы за прогул. Желая восстановиться в прежней должности, он обратился в суд по месту жительства, где ему было отказано в удовлетворении исковых требований. Тогда он подал жалобу в инспекцию по труду. Разобравшись в деле Захарова, инспекция потребовала от администрации детского сада №69 восстановить его на работе как незаконно уволенного. Каковы возможные правовые последствия данного требования?

Практическое занятие 13.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Правонарушение»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правонарушения.

2. Юридический состав правонарушения.

3. Виды правонарушений.

Задачи:

1. Гражданин Коровин, желая изменить свою фамилию на фамилию «Мухин», явился в орган регистрации актов гражданского состояния по месту жительства с соответствующим заявлением. Но его доводы в пользу перемены фамилии работники ЗАГСа сочли не заслуживающими уважения. Тогда заявитель в хулиганской форме оскорбил присутствующих должностных лиц, заметив, что по закону причину изменения Ф.И.О. он объяснять не обязан. Прибывший на место инцидента охранник ЗАГСа, не разобравшись в ситуации, применил к Коровину боевой приём и сломал ему руку. В ответ заявитель грубо оскорбил его. Какие виды правонарушения и кем были совершены в данном случае?

2. Гражданин Беляев, желая срочно приватизировать квартиру, обратился к начальнику комитета по управлению муниципальным имуществом Сутулову. Не получив однозначного решения по своему обращению, Беляев ещё дважды явился на приём к Сутулову, но это не принесло положительного результата. Понимая, что дело затягивается искусственно из желания получить незаконное вознаграждение, Беляев решил передать Сутулову взятку. Беляев вложил в конверт сумму в размере 1000 рублей с запиской, в которой повторил свою просьбу и отправил всё заказным письмом на служебный адрес Сутулова. Содержимое конверта стало известно в администрации. Понесут ли Сутулов и Беляев юридическую ответственность, если да, то при какой форме вины?

3. Гражданин Забарин, освободившись из мест лишения свободы, имел намерение получить с подельника давний денежный долг. В один из вечеров он дождался подельника Тараненко на лестничной площадке у его квартиры. Забарину пришлось полчаса ожидать, когда Тараненко вернёися с работы. В момент встречи Забарин оскорбил Тараненко и нанёс ему удар в лицо. Началась драка. Тараненко удалось навалиться на Забарина и с силой сдавить ему шею. Теряя сознание, Забарин оттолкнул Тараненко, и тот, свалившись навзничь с лестницы, на месте скончался. Виновен ли Забарин в причинении смерти Тараненко, если да, то при какой форме вины он понесёт юридическую ответственность?

4. Коровин совершил кражу по предварительному сговору группой лиц совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг возраста 15 лет, Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1. Назовите элементы объективной стороны правонарушения. Подкрепите ответ примерами. (А – Ё)

2. Кто является субъектами правонарушений? По статьям Уголовного кодекса РФ определите общего, специального и особого субъектов преступления.(Ж – К)

3. По статьям Кодекса об административных правонарушениях РФ найдите общий, родовой и непосредственный объекты правонарушений. (Л – П)

4. Римский философ Сенека утверждал: «Задуманное, хотя и неосуществлённое преступление, есть всё же преступление». Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения. (Р – Ф)

5. Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновным, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идёт речь в этом высказывании? Раскройте этот признак. (Х – Щ)

6. Раскройте смысл следующей фразы римских юристов: «Без закона нет ни преступления, ни наказания». Какой важнейший признак правонарушения сформулирован в этих словах?(Э –Я)

 

Практическое занятие 14.(2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Юридическая ответственность»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие юридической ответственности.

2. Ограничение юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

3. Виды юридической ответственности.

4. Основания освобождения от юридической ответственности.

5. Презумпция невиновности.

Задачи:

1. Жители города N-ска могли слышать по радио приглашение посетить в воскресный день кондитерский магазин «Золотой ключик» для бесплатной дегустации конфет. Когда же дети и взрослые пришли в магазин к объявленному часу, им было сказано, что акция не состоится по непредвиденным обстоятельствам – часть конфет санитарной комиссией администрации района признана негодной к употреблению. Работники магазина ответили претензии со ссылкой на непреодолимую силу. Правомерна ли позиция магазина?

2. Находясь в нетрезвом состоянии гражданин Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным, Синюков вырулил резко влево и, ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда. Каким Вам видится правовой исход этого дела?

3. Гражданин Жаров писал анонимные жалобы на своих шумных соседей в различные правоохранительные органы: в милицию, в прокуратуру, в службу безопасности. Но там, видимо, его анонимки остались без рассмотрения. Тогда Жаров решил сам проучить нарушителей его спокойствия: он вымазал их двери зелёной краской. При задержании участковым милиционером Жаров говорил в своё оправдание, что государственные органы не предприняли никаких мер, вынуждая его к решительным действиям. Являются ли указанные обстоятельства освобождающими Жарова от юридической ответственности?

4. В ателье «Алтайские узоры» закройщиками работали сёстры-близнецы: Нина и Рая. Мастерство Нины пользовалось популярностью у клиентов ателье, а на работу Раи часто жаловались. Заказчик Нилина оформила заказ на пошив пальто у закройщика Нины, но день спустя эта закройщица по болезни не вышла на работу и заказ пришлось выполнять Рае. Узнав об этом при получении пальто, к качеству которого у Нилиной претензий не было, она потребовала уменьшить размер оплаты, т.к. Ожидала исполнения услуги от другого мастера. Правомерны ли требования Нилиной, исходя из теории правоотношения и юридической ответственности?

5. Кандидат в депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов Медуницин обещал избирателям в случае избрания добиться строительства современной общеобразовательной школы на территории их избирательного участка. Став депутатом, Медуницин данного обещания не исполнил, попросту забыв про него. Какой вид социальной ответственности возможно применить в отношении депутата Медуницина за обман избирателей?

6. Четырнадцатилетний Сергей Сергеев, торопясь на занятия в лицей, перебегал улицу перед близко идущим транспортом в неположенном месте. В чём выразилось правонарушение подростка? Можно ли привлечь его к ответственности?

7. Попов, получив поветстку в военный комиссариат накануне отъезда в отпуск, решил, что сходит туда после возвращения из отпуска. Через месяц Попов снова получил повестку, но в военный комиссариат не явился без уважительных причин. В результате на него было наложено административное взыскание в виде штрафа. Правомерно ли наложенное взыскание?

Практическое занятие 15.(2 часа)

Форма проведения: тестирование

Тема: «Итоговое занятие»

Вопросы для обсуждения:

Тема «Право как регулятор общественных отношений»

1.Психологические начала правового регулирования выделял:

1. К.Маркс;

2. Л. Петражицкий;

3. Гуго Гораций;

4. Фома Аквинский;

5. Ж.-Ж. Руссо.

 

2.Нормативные социальные регуляторы – это:

1. мораль;

2. директива;

3. право;

4. социальное предсказание;

5. обычаи;

6. правила проведения строительных работ.

 

3.Корпоративные нормы – это:

1. совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями;

2. правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих;

3. установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений. Основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования;

4. нормы, возникшие стихийно, исторически, выполняемые большинством населения в силу сложившейся привычки.

 

4. Для каких социальных регуляторов характерны общеобязательность, нормативность и формальная определённость:

1. для правовых норм;

2. для моральных норм;

3. для корпоративных норм;

4. для обычаев и ритуалов.

 

5.Укажите ненормативные социальные регуляторы:

1. мораль;

2. обычаи и ритуалы;

3. мода;

4. право;

5. директива;

6. социальное предсказание;

7. юридико-технический.

 

6.«Узкое» (монистическое) понимание права:

3. это включение в понятие права правосознания и правоотношений;

4. это определение права как системы действующих в государстве юридических норм;

5. это понимание права через деятельность правоохранительных органов государства.

 

7.«Широкое» (плюралистическое) понимание права:

1. право рассматривается как особое свойство общественных отношений, мера свободы личности;

2. право – это система норм, действующих в государстве и закреплённых в специальных актах;

3. предполагает различение права и закона.

 

8.В рамках какого исторического типа впервые утвердился принцип: «Все равны перед законом и судом»:

1. социалистического;

2. российского;

3.буржуазного;

4. феодального;

5.манориального.

 

9.Укажите основные способы воздействия на поведение людей:

1.понуждение;

2.запрет;

3. принуждение;

4. охрана;

5. побуждение.

 

10.Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и норм, которые выработала человечество в процессе своей практической деятельности и которыми люди руководствуются, вступая во взаимоотношения друг с другом и природой, называется:

1. системой права;

2. системой нормативного регулирования;

3. системой законодательства;

4. правовой системой.

 

11.Правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:

1.право;

2. обычай;

3. нравы;

4. этикет.

Тема «Система права»

 

12. Что из нижеперечисленного является правовым институтом:

2. защита прав потребителей;

3. банковское право;

4. уголовный процесс;

5. экологическое право;

6. право частной собственности;

7. государственная служба:

8. увольнение работников;

9. право владения;

10. право на труд.

13.Определите, к каким отраслям права относятся следующие институты права:

1. авторское право а – гражданское право

2. охрана труда б – экологическое право

3. административное взыскание в – трудовое право

4. Производство в кассационной инстанции г – административное право

5. Обязательственное право д- процессуальное право

14.какие из перечисленных договоров можно отнести к нормативным:

1.Договор между администрацией предприятия, профсоюзом и коллективом работников данного предприятия;

2.соглашение о сотрудничестве между правительством Свердловской области и администрацией Республики Саха-Якутия;

3.Договор купли-продажи кондитерской фабрики;

4. Договор найма жилого помещения;

5. Соглашение о намерениях между банками «А» и «Б».

15.Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм называется:

1. субъективным правом;

2. системой права;

3. правовой системой;

4. объективным правом.

16.Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность называются:

1. принципами права;

2. признаками права;

3. функциями права;

4. ценностями права.

Тема « Источники права»

17.Выделите законы и подзаконные акты:

1.Указ Президента Республики Саха -Якутия;

2.Конституция РФ;

3.Постановление Правительства РФ.

18. Какой из указанных нормативных актов обладает в России высшей юридической силой:

1.Закон Республики Бурятия;

2.Приказ ректора университета;

3.Постановление Правительства РФ;

4.Указ Президента Татарстана.

19.какой из нормативных актов обладает высшей юридической силой на территории Республики Татарстан:

1Распоряжение мэра Казани;

2.Закон Республики Татарстан;

3.Указ Президента РФ;

4Решение администрации Казани.

20.Расположите нормативные правовые акты по степени их юридической силы:

1.Постановление Правительства РФ;

2Закон РФ;

3.Инструкция Минздрава и социального развития РФ;

4.Указ Президента РФ.

21Выделите формы права:

1Правовой обычай;

2.Нормативный правовой акт;

3.Экономический базис общества;

4.Юридический прецедент.

Тема «Норма права»

22. Назовите элемент юридической нормы, который указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие:

1.Гипотеза;

2.Диспозиция;

3. Санкция;

4.Презумпция.

23. Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:

1Санкция;

2.Превенция;

3.Диспозиция;

4.Гипотеза.

24. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.331 ГК РФ: Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечёт недействительность соглашения о неустойке».

25. Выделите признаки нормы права:

1. охраняется от нарушений принудительной силой государства;

2.справедлива;

3. выражена в форме закона или подзаконного нормативного акта;

4. обеспечивает равенство всех перед законом и судом;

5. неперсонифицированность;

6.системность.

26. Укажите структуру нормы права:

1. если…,то…, иначе….;

2. запрещено всё, что не разрешено;

3. гипотеза, диспозиция, санкция.

27. Основные элементы структуры юридической нормы- это:

1.гипотеза, преюдиция, санкция;

2. гипотеза, диспозиция, санкция;

3. преамбула, диспозиция, санкция;

4. фикция, диспозиция, санкция.

 

28. Виды гипотез правовых норм:

1. простые;

2. относительно-определённые;

3. альтернативные;

4. запрещающие;

5. сложные.

29. Виды санкций правовых норм:

1. управомочивающие;

2. абсолютно-определённые;

3. альтернативные;

4. относительно-определённые.

30.Виды диспозиций правовых норм:

1. обязывающие;

2. штрафные;

3. запрещающие;

4.абстрактные.

31. Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определённые нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера, называется:

1. санкцией;

2.гипотезой;

3. диспозицией;

4. преамбулой;

5. наказанием.

Тема «Реализация права»

32. Найти соответствие:

 

1.Соблюдение права А.Активная форма реализации права
2.Использование права Б.Пассивная форма реализации права
3.Исполнение права В.Форма активного и творческого обеспечения субъектом своих законных интересов

 

33. Выделите формы реализации права:

1. консолидация;

2.соблюдение;

3. кодификация;

4. использование;

5. правотворчество;

6. исполнение.

34.Особой формой реализации права является:

1. исполнение права;

2. правотворчество;

3.применение права;

4. злоупотребление правом.

35.Субъекты правоприменения:

1.граждане,иностранцы, лица без гражданства;

2.суд;

3. прокуратура;

4.военкомат;

5. администрация предприятия.

36. На какой стадии правоприменения его субъекты обращаются к теории доказательств:

1. на стадии правовой квалификации;

2. на стадии исследования фактических обстоятельств дела;

3. на стадии толкования норм права;

4. на стадии вынесения решения компетентным органом или должностным лицом.

37.Основные признаки правоприменения:

1. особый (властный) субъект;

2. это деятельность по созданию правовых норм;

3. деятельность по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4. осуществляется в определённых процедурных формах;

5. результаты оформляются индивидуальным правовым актом.

38. Выделите существенное отличие актов применения права от нормативно-правовых актов:

1. обладают высшей юридической силой;

2. содержат государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование общественными отношениями;

3. могут быть однократного действия и длящегося действия;

4. содержат нормы первичного, исходного характера.

39. Правоприменительные акты могут быть:

1. основными и вспомогательными;

2.законодательными;

3. правоохранительными и исполнительными;

4. коллегиальными и единоличными;

5.императивными и диспозитивными.

40. Аналогия права – это:

1. совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм;

2. решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал – смысла законодательства;

3. решение конкретного дела при наличии пробела на основании исходной, наиболее близкой по содержанию нормы;

4. форма реализации права, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.

41. Режим законности диктует следующее требование к использованию аналогии (права или закона):

1. использование аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм;

2. решение дела по аналогии предполагает обращение к законодательству, целям и принципам права, а только потом поиск соответствующей нормы в актах соответствующей отрасли;

3. решение по аналогии недопустимо в уголовном праве.

Тема «Систематизация права»

42. Наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путём подготовки и принятия нового акта называется:

1. инкорпорация;

2. кодификация;

3. правотворчество;

4. консолидация;

5. норматизация.

43. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нём. С помощью множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определённой тематике.

Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?

1. инкорпорация;

2. кодификация;

3. правотворчество;

4. консолидация;

5. норматизация.

44. Деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства, - это:

1. систематизация законодательства;

2. система законодательства;

3. правовая система;

4. система права.

45. Отношение к систематизации нормативных правовых актов имеет:

1. учёт правовых норм;

2. соблюдение юридических норм;

3. санкционирование юридических действий;

4. правовая доктрина.

46. Разновидностью систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и )или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания, является:

1. легитимация;

2. кодификация;

3. инкорпорация;

4. легализация.

Тема «Правоотношения»

47. Основания возникновения правоотношений:

1. норма права;

2. дееспособность лица;

3. гражданство;

4. имущественное положение лица;

5. юридические факты;

6. правоспособность лица.

48. К каким видам юридических фактов (события или действия) относятся:

1. Разрушение дома Иванова в г. Иваново при урагане;

2. Хулиганское поведение Широкова в метро;

3. Получение высшего образования Петровой;

4. достижение пенсионного возраста Жигаловым;

5. Переход Макашовой на зелёный свет светофора.

49. Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. С 8 лет пошёл в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время трудился. В какой период Красин обладал правоспособностью?

50. На кого из указанных лиц распространяется закон о воинской обязанности:

1)Борисов – пенсионер;

2) Сучков – учащийся 7 класса;

3) Грецов – находящийся на учебных военных сборах;

4) Осипов – инвалид I группы;

5) Будрайтис – советник по культуре Латвии.

51. Порождают (изменяют, прекращаю) отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм:

1. праводееспособность;

2. цель правоотношения;

3. объект правоотношения;

4.юридические факты.

 

52. Объём правосубъектности индивидуальных субъектов правоотношений в настоящее время зависит:

1. от возраста;

2.от состояния душевного здоровья:

3. постоянного места жительства;

4. имущественного положения.

53. Правоотношения, в которых поимённо определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности), называются:

1. конкретными;

2.абсолютными;

3. относительными;

4. регулятивными.

54. Церковь, региональные общины, конфессии относятся к следующему виду субъектов права:

1. к юридическим лицам;

2. к физическим лицам;

3. церковь не является субъектом права;

4. к субъектам федерации.

55. Одновременно правоспособность и дееспособность возникает:

1. у юридических лиц;

2. у физических лиц;

3. у юридических и физических лиц;

4. ни у одного субъекта.

51. Деликтоспособность – это:

1. способность быть носителем юридических прав и обязанностей;

2. способность своими действиями приобретать права и нести обязанности;

3. способность нести юридическую ответственность;

4. способность быть субъектом правоотношений.

52. Смерть человека по правовым последствиям относится к :

1. правоизменяющим юридическим фактам;

2. правопрекращающим юридическим фактам;

3. правоизменяющим , правопрекращающим , правообразующим юридическим фактам;

4. только к правообразующим юридическим фактам.

53. Отношения собственности относятся:

1. к относительным правоотношениям;

2. к абсолютным правоотношениям;

3. к общерегулятивным правоотношениям;

4. могут относиться и к относительным, и к абсолютным ,и к общерегулятивным правоотношениям.

54. Дееспособность гражданина:

1. никогда не может быть ограничена;

2. может быть ограничена в судебном порядке;

3. может быть ограничена, но только с согласия гражданина;

4. может быть ограничена по решению местных органов власти.

55. Юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права, - это:

1. поджог, повлекший гибель чужого имущества;

2. состояние в браке;

3. наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества;

4. заключение договора купли-продажи.

 

56. Участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, - это:

1,субъекты права;

2. субъекты правонарушения;

3.субъекты правоотношения;

4. субъекты РФ.

Тема «Правонарушение и юридическая ответственность»

57. Назовите элементы состава правонарушения:

1. субъективная сторона правонарушения;

2. объективная сторона правонарушения;

3. объект правонарушения;

4. причины правонарушения;

5. мотивы правонарушения.

58. Выделите признаки юридической ответственности:

1. обязанность правонарушителя претерпеть соответствующие лишения;

2. вид государственного принуждения;

3. неотвратимость наказания;

4. применение к субъектам всех возрастов;

применение только за совершённое правонарушение.

59. Обстоятельствами, оговорёнными современным законодательством, при наличии которых юридическая ответственность исключается, являются:

1. крайняя необходимость;

2. презумпция невиновности;

3. невменяемость;

4. необходимая оборона;

5. амнистия;

6. помилование.

60.