НАСЛЕДОВАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.

 

Брак и семья - важнейшие институты гражданского права - в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древнем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема - "вещь для работы по хозяйству" - такое обычно определение давали афиняне своим женам. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере - все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, заключаемый между женихом и главой семьи невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки.

Существовало 2 формы брака:

- обычная, т.е. указанный договор,

- «перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы).

 

Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

 

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Получая жену, муж получал также в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права.

После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.

Власть домовладыки была весьма значительной. Отец, при малейшей непочтительности к себе со стороны детей, мог лишить их наследства.

 

РАЗВОД для мужа был свободным, а для женщин, занимающих подчиненное положение в семье – сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода. Если причины были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом, муж возвращал жене приданое.

Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.

 

В период развития афинского права было 2 типа наследования:

- по закону

- по завещанию.

По закону, наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.

 

Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников - детей не было.

ЗАВЕЩАНИЕ считалось ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, если завещатель при его составлении:

- находился в здравом уме

- не подвергался физическому или психическому насилию.

 

Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать:

- несовершеннолетние,

- женщины,

- приемный сын,

однако их имущество переходило к их наследникам по закону.

 

Несомненно, позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников - сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак). Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками - теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.