Право Древней Спарты

ПОЛИСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Итак, главной ценностью политических установлений периода греческой демократии был ПОЛИС, полисная организация, особый принцип власти и организации институтов.

Полис, с точки зрения государственной организации, есть не территория, а сообщество свободных людей, причисленных к нему. Поэтому идеи демократии не нарушались ограниченной возможностью участия в управлении для всех жителей Аттики (исключались рабы, метеки).

Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен: если интерес города менялся, он мог разорвать договор, снять с себя обязательства – право было подчинено авторитаризму города.

Внутри города хозяином его был демос (полноправный народ), все должностные лица только получали полномочия от демоса и контролировались законом.

Основными принципами свободного государственного устройства в полисной системе считались:

- ИСОНОМИЯ (равенство всех перед законом)

- и ИСЕГОРИЯ (равенство в праве голоса).

Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции.

Равенство в политических правах опиралось на особый статус гражданина, который был обеспечен:

- неприкосновенностью жилища гражданина полиса,

- правом эфесии (сопротивление противостоящим его интересам решениям магистратов, право на восстание),

- правом участия в основных институтах власти и контроля за должностными лицами.

Полисное устройство было организовано так, что при жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (при отсутствии исключительных обстоятельств) непременно хотя бы раз участвовал в совете, в Гэлиэе, в деятельности магистратов.

 

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э.

 

Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями, существовали и республики.

При монархии власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству.

При республике все власти являются выборными. Причем республики бывали:

- аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства)

- и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа").

 

Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли.

 

Как отмечалось ранее, предметом нашего изучения является только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида (Колхида????), Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.

Афины и Спарта – 2 крайних полюса по устройству власти, но одинаковые по классовой сущности государства: Афины – демократическая республика (от «демос» - «народ», «демократия» - «власть народа»), а Спарта – аристократическая республика (от «аристос» - «знатный, благородный»; «аристократия» - «власть знатных»). Каждое из них имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устройства государства.

 

 


 

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (основных законов Спарты).

 

 

В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:

1) Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).

В Спарте не было монархического строя!!!!!!! Власть царей была сильно ограничена (см. эфόры).

 

2) В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

 

3) Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:

- в семейном укладе,

- в имущественных отношениях,

- в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

 

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).

1. ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).

В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).

Геронтами становились:

- только мужчины,

- старше 60 лет,

-

- пожизненно.

ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:

1. Герусия готовила внешнеполитические решения,

2. Руководила деятельностью должностных лиц,

3. Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,

4. Решала вопросы гражданства.

5. Герусия даже могла судить царей (!!!!!)

Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.