Антициклическая политика и антициклическое регулирование

 

Антициклическая политика – действия правительства, направленные на сглаживание колебаний экономической активности. В условиях бума правительство пытается уберечь экономику от перегрева, сокращая собственные расходы на товары и услуги. В период рецессии действия правительства носят противоположный характер.

Антициклическая политика, принятая для вооружение правительствами, имела большие преимущества. Благодаря ей последние располагали широким набором действенных инструментов, способных избежать депрессий. Профсоюзы и хозяева предприятий преследовали, непременно, собственные цели. Однако каждая из этих групп воспринимала точку зрения другой сообразно вопросам конъюнктурного и структурного порядка. Так, профсоюзы поддерживали антициклическую бюджетную политику государства, беспричинно вдруг она сдерживала безработицу.

В то же срок в вопросах государственного вмешательства кейнсианская теория лишила спокойствие предприятий табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И коль стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой спокойствие не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую последнее сыграло в процессе реконструкции. Восстановление мощностей представляло потом войны сложную проблему дабы частного сектора, беспричинно который помощь и поддержка государства пришлись вдруг отрицание благовременно.

Успех реконструкции подтвердил, с одной стороны, эффективность сотрудничества профсоюзов и хозяев предприятий, а с другой – преимущества активной экономической политики государства. Именно благодаря этому в большинстве европейских стран политика регулирования получила полное право для существование.

Правительство использует антициклическую политику в качестве средства экономической стабилизации: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление. Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.