СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г

ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г

В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте-наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. Конституцию Германской империи.Предполагалось на новой основе преобразовать Германский союз, созданный еще в 1815 г.: создать единую дипломатическую службу и проводить единую внешнюю и военную политику, сформировать единое экономическое и правовое пространство, ввести единое имперское гражданство. Таким образом, конфедеративный Германский союз должен был быть преобразован в федеративную Германскую империю.

Имперский парламент – рейхстаг– должен был состоять из двух палат: палаты государств и палаты народов. Главой государства становился император. Специальный раздел Конституции был посвящен перечню «основных прав германского народа».

Однако Конституция 1849 г. осталась на бумагеПрусский король, которому была предложена корона германского императора, отверг Конституцию Германской империи, принятую во Франкфурте-на-Майне в 1849 г., посчитав ее происхождение незаконным Он утверждал, что любая общегерманская конституция может быть только октроированной (дарованной монархом).

Как дань буржуазной революции 1848 г. в Конституции Пруссии 1850 г.декларируются права и свободы человека,перечень которых был более обширным, чем в прежних прусских конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, жилища, свободы слова, собраний, союзов, науки и преподавания и пр. На практике эти права значительно урезались.

Закрепляласьвсеобщая воинская повинность, командование армией возлагалось на короля ПруссииОн же назначал правительство (возглавляемое министром-президентом Пруссии), высших должностных лиц королевства, объявлял войну и мир, заключал договор, делил законодательные полномочия с палатами ландтага (парламента королевства), который мог распустить.

Только прусский ландтагмог решать такие финансовые вопросы, как утверждение годового бюджета страны и установление налогов и податей.

Верхняя палата ландтага («палата господ») формировалась королем.

Нижняя палата избиралась населением, по специфической системе. Избиратели делились на три курии по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждая курия в целом платила третью часть общей суммы налогов и выбирала третью часть выборщиков, которые, в свою очередь, выбирали депутатов нижней палаты ландтага. В итоге, в первую курию входило 3 % избирателей, а в третью – 70 % населения.

В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое уложение, разработанное на основе прусского проекта. В 1866 г. Пруссия одержала верх над Австрией в ходе открытого военного противостояния. Германский союз был преобразован в Северо-Германский союз, президентом которого стал прусский король. Законодательный орган – Общесоюзный рейхстаг,формируемый на основе всеобщего избирательного права. В 1871 г.после разгрома Франции Северо-Германский союз был преобразован в Германскую империю, императором которой стал прусский король, в том же году была принята имперская Конституция Германииво многом учитывавшая опыт Франкфуртской Конституции 1849 г.

Законодательные полномочияпо вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и некоторые другие были переданы имперскому парламенту, состоявшему из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет)был призван стоять на страже интересов субъектов федерации, которые, однако, были представлены в нем не одинаково (господствующее положение занимала Пруссия).

Президентствов Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.

Имперским канцлеромобычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Имперский канцлер не был подотчетен парламенту, политическую ответственность он нес лишь перед германским императором.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь канцлерской контрасигнатурой(в определенных случаях). Бесконтрольность императора и имперского канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата (имевшего право законодательного вето) с его прусским большинством.

Всеобще избираемый (с существенными ограничениями) рейхстагв значительной степени находился под контролем императора. Все законы, принятые рейхстагом, должны были утверждаться послушным монарху бундесратом.

В Конституции Германской империи 1871 г. не было ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем много внимания уделялось «военному делу империи». Верховным главнокомандующим вооруженными силами Германской империи был император (кайзер).

62. ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В XIX–XX вв. ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ

В 1874 г. бундесрат назначил комиссию для составления гражданского кодекса Германской империи которая закончила свою работу в 1887 г. и опубликовала проект кодекса. Он вызвал многочисленные нарекания за излишний формализм и нежизнеспособность и в 1890 г. была образована новая комиссия для рассмотрения кодекса, куда вошли представители парламента, адвокаты и промышленники В 1895 г. работа была закончена и был опубликован второй проект кодекса, который обсуждался в рейхстаге и бундесрате. Проект был принят в 1896 г. Для того чтобы привести общеимперское законодательство и законодательство отдельных германских государств в соответствие с новым кодексом, его вступление в силу было отложено до 1 января 1900 г.

Германское гражданское уложение (ГГУ)построено по пандектной системе.В нем выделяется общая часть, гражданско-правовые институты были сведены в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

ГГУ признает как физические, так и юридические лица:ферейны (общества, союзы) и учреждения. ГГУ закрепляет за юридическими лицами широкую правоспособность. Свободный гражданский оборот ограничивался такими внеправовыми понятиями, как «добрые нравы» и «добрая совесть».

Договор(хотя ему и не давалось строго легального определения) понимался как законная свободная юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Договоры по ГГУ в целом урегулированы в духе римского права. При регламентации договора найма услуг (найма рабочей силы) определенные уступки были сделаны пролетариату.

Германский законодатель дал собственникуобширное и исключительное господство над вещью Вместе с тем существовалиограничения правсобственника (например, право собственника земли не распространялось на важнейшие полезные ископаемые).

Вещиделились на движимые и недвижимые. Так. передача права собственности на недвижимость должна быть обставлена рядом формальностей. ГГУ отбросило римскую «волевую» конструкцию владения значительно расширив круг владельцев (в него например, были включены арендаторы), пользующихся соответствующей правовой защитой.

Бракпо ГГУ является светским институтом. Развод возможен только при наличии особых оснований. Был закреплен принцип ограниченного главенства мужа в семейных делах. ГГУ признал режим общности имуществасупругов с правом мужа им пользоваться и управлять. Несовершеннолетние дети состояли под родительской (преимущественно отцовской) властью.

Наследственное правопо ГГУ основано в своих существенных чертах на старом германском праве. Особенность наследования по ГГУ – отсутствие пределов наследования по закону. Наряду с наследованием по закону, ГГУ регулирует и наследование по завещанию, последовательно проводя принцип свободы завещания.