РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 г.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 г.

ПАДЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЖИМ ВИШИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ ТРЕТЬЕЙ ИМПЕРИИ 1875 г.

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительствапод руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

В 1871 г. прошли выборы в Учредительное собрание,большинство в нем захватили монархисты, расколотые, однако, на три фракции (ратовавшие за Бурбонов, за Орлеанскую династию, к которой принадлежал «июльский монарх» Луи Филипп, и за Бонапартов), которые так и не сумели договориться по кандидатуре французского монарха.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика,поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентомбыл избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республикибыла принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правленияв основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президентареспублики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сенатане выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.

В феврале 1934 г. во Франции была предпринята попытка фашистского путча, в этой обстановке в 1936 г. на всеобщих парламентских выборах победу одержал Народный фронт – антифашистский блок левой направленности.

Третья республика пала в 1940 г.после поражения Франции в войне с фашистской Германией В 1940–1944 гг. большая (северная) часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупированной немцами зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна(с резиденцией в Виши),здесь де-юре действовали Конституция 1875 г. и законодательство Третьей республики.

В оппозицию к вишистскому режиму встал Комитет национального освобождения, сформированный из бежавших за пределы страны французских офицеров Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем(в 1944–1946 гг.), после свержения вишистского режима войсками антифашистской коалиции, выполнявший функции Временного правительства Французской республики.

В 1946 г. на референдуме была утверждена принятая Учредительным собранием Конституция Франции,установившая режим Четвертой республики.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран; право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности; право рабочих на объединение в профессиональные союзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями; право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Иными словами, признанным конституционным принципом стало провозглашение «социального государства».

Четвертая республика была парламентарной.Единственным законодательным органом страны провозглашалась нижняя палата парламента – Национальное собрание.Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров Франции объявления войны, утверждало состав подотчетного ему Совета министров. Национальное собрание избиралось по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права. Вторая палата – Совет республики– была наделена лишь совещательными функциями. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.

Главой государства являлся президент республикикоторый избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Президент не мог распустить Национальное собрание, не назначал министров по своему желанию. Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Правительство – Совет министров– было подотчетно Национальному собранию. Председатель Совета министров и министры назначались декретом президента республики, но только после утверждения их кандидатур Национальным собранием. Оно же могло отправить кабинет (председателя Совета министров, его заместителей и министров) в отставку.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания В такой ситуации на период избрания нового состава Национального собрания создавалось коалиционное правительство, состоящее из представителей всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция Франции 1946 г. практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную системуи организацию местного управления,подчиненного строгому контролю со стороны центрального правительства. Для руководства судами, назначения и отстранения от должности судей создавался Высший совет магистратуры Франции, председателем которого по должности являлся президент республики. Высший совет магистратуры ведал вопросами назначения и продвижения по должности судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судейского сообщества.

Четвертую республику называли «Режимом Собрания» с перманентным политическим кризисом: за 12 лет ее существования сменилось 45 правительств. К концу 50-х гг. XX в. французскому обществу стала очевидна необходимость смены политического строя изменения формы правления в государстве.

В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г. вступил в силу. Установилась Пятая республика, существующая и поныне. Конституцию 1958 г.считали «скроенной точно по мерке для де Голля».

Президент республики– центральное звено всей политической системы, «высший арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета (министров Франции), а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства Франции, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, командует французскими вооруженными силами, представляет республику в международных отношениях. Глава государства промульгирует законы. Президент может передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; вправе по ряду вопросов принимать ордонансы, имеющие силу закона; может распустить нижнюю палату парламента. Наиболее важные полномочия президент осуществляет самостоятельно, без контрасигнатуры. Президент первоначально избирался специально создаваемой коллегией выборщиков, а сейчас – всенародно.

Исполнительная власть – у правительства:издает ордонансы (акты делегированного законодательства) и декреты по широкому кругу вопросов. Правительство также обладает значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом.

Парламентсостоит из двух палат – Национального собрания (избирается напрямую гражданами) и Сената (формируется путем косвенного голосования коллегиями выборщиков). Акты парламента могут регулировать строго определенный Конституцией Франции 1958 г. и сравнительно небольшой круг вопросов. Но у парламента остаются некоторые полномочия для контроля за деятельностью правительства. Режим Пятой республики стал образцом новой формы правления – «полупрезидентская республика».

Особое положение среди судов занял Конституционный советФранции: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, толкует основной закон страны. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции Франции 1958 г. составной частью «конституционного блока» Начиная с 1971 г., Конституционный совет Франции декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (Судебная хартия прав человека). Системаспециализированных судовпредставлена во Франции органами административной юстиции во главе с Государственным советом.

Во французской модели местного управлениясочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление; причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. В 1992 г. Конституция Франции 1958 г. была дополнена разделом «Европейский союз», с 90-х гг. XX в. – тенденция к признанию верховенства европейского права над национальным.

В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз».Таким образом была окончательно разрушена существовавшая несколько веков, с раннего средневековья, «Священная римская империя германской нации». «Рейнский союз» попал в вассальную зависимость от Франции, его примеру последовала Пруссия, разгромленная французами в 1807 г. Под воздействием Франции в германских государствах был проведен ряд антифеодальных преобразований, значительно преобразована, унифицирована и модернизирована правовая система.

Созванный в 1815 г. после поражения Наполеона I силами объединенной коалиции ряда европейских государств Венский конгресс в числе других своих решений создал Германский союз,состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов – Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Германский союз был международным объединением остававшихся независимыми и самостоятельными в своих внутренних и внешних делах германских государств.Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Первоначально в союзе установилось главенство Австрии. Единственным центральным органом власти в Германском союзе был Союзный сейм состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Австрийский император являлся председателем Союзного сейма Германского союза, австрийский министр иностранных дел Меттерних в течение долгого времени фактически распоряжался всеми делами Германского союза. Союзных органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых Союзным сеймом решений, по сути не существовало.