Законодательный процесс. Особенности принятия ФКЗ
Тшштт шшшштт
38. Федеральное Собрание: структура, компетенция палат
Федеральное Собрание - парламент - высший представительный и законодательный орган Российской Федерации.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с зарубежными парламентами Совет Федерации часто называют верхней палатой, а Государственную Думу - нижней.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародно посредством прямых равных выборов. Срок полномочий Государственной Думы - четыре года. Депутаты являются представителями всего многонационального народа Российской Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. На основании' регламента Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Из своего состава каждая из палат избирает председателя и его заместителей.
Основная задача парламента - осуществление законодательной властив масштабах всего государства. Федеральное Собрание принимает законы в строгом соответствии с Конституцией РФ. Помимо законодатель-
К— |
Г |
—ж
39. Выборы депутатов Государственной Думы Срок полномочий Государственной Думы четыре года. По истечении этого срока проводятся выборы депутатов Государственной Думы. Законодательно не установлено, сколько раз может переизбираться каждый конкретный депутат. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. Депутаты избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом и достигший на день голосования 21 года. В соответствии с Конституцией Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются по |
Законодательный процессвключает несколько последовательных стадий.
1. Внесение законопроекта.Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта.Пленарное обсуждение депутатами законопроекта называется чтение. Как правило, проводится три чтения. Между чтениями депутаты работают над законопроектом в составе своих комитетов.
3. Принятие закона.Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы,
одномандатным избирательным округам (о д и н о кру г — 4. Рассмотрение и одобрение принятого закона.
о дин депутат). 225 депутатов избираются по федераль-ному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней ■до дня голосования. Днем голосования на выборах депу-татов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, |
Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. Ряд законов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
5. Преодоление разногласий между палатами парламента.Эта стадия необходима только если принятый Государственной Думой закон будет отклонен Советом Федерации. В этом случае палаты могут создать согла-
_______;__,
ных полномочий, объем и порядок реализации которых у палат различен, Совет Федерации и Государственная Дума обладают собственной компетенцией.
К ведению Совета Федерации относятся:а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента о введении военного положения; в) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента; е) отрешение Президента от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; ■з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
зидент РФ: является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; утверждает военную доктри-ну РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.
В области внешней политики, международных отношенийПрезидент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Помимо уже перечисленных полномочий по формированию государственных органов, Президент РФ: представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.
Также Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.
Осуществляя свои полномочия, Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
сительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.Принятый федеральный, закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его (право вето), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Особенности принятия федеральных конституционных законов.ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Выдвижение кандидатов в одномандатных округах осуществляется путем самовыдвижения или выдвижения политической партией, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями и избирательными блоками.
Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие более 25% зарегистрированных избирателей. По одномандатным округам считаются избранными кандидаты, набравшие относительное большинство голосов. К распределению депутатских мандатов по пропорциональной избирательной системе допускаются списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются между кандидатами в соответствии с порядком их размещения в списке.
В случае досрочного прекращения полномочий депутатом, избранным по одномандатному округу, в этом округе назначаются повторные выборы. Если досрочно прекратил полномочия депутат, избранный в составе партийного списка, его место автоматически занимает следующий по очереди кандидат из списка.
шш.____ |
_ |
тштЛт |
тvт т тттштт шшттшт т-тт ттт нот тшштшт 42. Конституционный статус Правительства РФ и его компетенция Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти России. Правительство организует исполнение законов и иных нормативных правовых актов на территории Российской Федерации, а также осуществляет контроль за их исполнением иными органами исполнительной власти. Статус Правительства РФ определен главой 6 Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., различными федеральными законами и указами Президента. Правительство - коллегиальный орган, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Члены Правительства не могут одновременно занимать иные должности, быть депутатами представительных органов, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом. Правительство несет ответственность за свою дея- |
,_ _._-» _______________ .... ттттш•ттшттт V_____
41. Правовойстатус депутата Государственной Ду-мы и члена Совета Федерации
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с осуществлением парламентской деятельности. Совокупность этих прав и обязанностей определяет их