Законодательный процесс. Особенности принятия ФКЗ

Тшштт шшшштт

38. Федеральное Собрание: структура, компетенция палат

Федеральное Собрание - парламент - высший представительный и законодательный орган Рос­сийской Федерации.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с зарубежными парламентами Совет Федерации часто называют верхней палатой, а Государ­ственную Думу - нижней.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Чле­ны Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, из­бираемых всенародно посредством прямых равных вы­боров. Срок полномочий Государственной Думы - четы­ре года. Депутаты являются представителями всего многонационального народа Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действую­щим органом. Совет Федерации и Государственная Ду­ма заседают раздельно. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распо­рядка своей деятельности. На основании' регламента Совет Федерации и Государственная Дума образуют ко­митеты и комиссии, проводят по вопросам своего веде­ния парламентские слушания. Из своего состава каждая из палат избирает председателя и его заместителей.

Основная задача парламента - осуществление зако­нодательной властив масштабах всего государства. Федеральное Собрание принимает законы в строгом со­ответствии с Конституцией РФ. Помимо законодатель-


К—
Г

ж

39. Выборы депутатов Государственной Думы Срок полномочий Государственной Думы четыре года. По истечении этого срока проводятся выборы депутатов Государственной Думы. Законодательно не установле­но, сколько раз может переизбираться каждый конкрет­ный депутат. Законодательство о выборах депутатов Государствен­ной Думы составляют Конституция РФ, ФЗ «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., ФЗ «О выборах депутатов Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Феде­рации» от 20 декабря 2002 г. Депутаты избираются граж­данами РФ на основе всеобщего равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом и достигший на день голосования 21 года. В соответствии с Конституцией Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются по

Законодательный процессвключает несколько по­следовательных стадий.

1. Внесение законопроекта.Законопроекты вносят­ся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Со­вета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъек­тов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховно­му Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по во­просам их ведения.

2. Обсуждение законопроекта.Пленарное обсужде­ние депутатами законопроекта называется чтение. Как правило, проводится три чтения. Между чтениями депу­таты работают над законопроектом в составе своих ко­митетов.

3. Принятие закона.Федеральные законы принима­ются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы,

одномандатным избирательным округам (о д и н о кру г — 4. Рассмотрение и одобрение принятого закона.

о дин депутат). 225 депутатов избираются по федераль-ному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, изби­рательными блоками. Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть приня­то не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней ■до дня голосования. Днем голосования на выборах депу-татов Государственной Думы является первое воскресе­нье месяца, в котором истекает конституционный срок,

Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за не­го проголосовало более половины от общего числа чле­нов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. Ряд законов подлежит обя­зательному рассмотрению в Совете Федерации.

5. Преодоление разногласий между палатами пар­ламента.Эта стадия необходима только если принятый Государственной Думой закон будет отклонен Советом Федерации. В этом случае палаты могут создать согла-

_______;__,


ных полномочий, объем и порядок реализации которых у палат различен, Совет Федерации и Государственная Дума обладают собственной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:а) утвер­ждение изменения границ между субъектами РФ; б) ут­верждение указа Президента о введении военного поло­жения; в) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о воз­можности использования Вооруженных Сил РФ за пре­делами территории РФ; д) назначение выборов Прези­дента; е) отрешение Президента от должности; ж) назна­чение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; ■з) назначение на должность и освобождение от должно­сти Генерального прокурора РФ; и) назначение на долж­ность и освобождение от должности заместителя Пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее ауди­торов.

К ведению Государственной Думы относятся:а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председа­теля Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и осво­бождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и полови­ны состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека, действующего в соответствии с феде­ральным конституционным законом; е) объявление ам­нистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.


зидент РФ: является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; утверждает военную доктри-ну РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; вводит на территории РФ или в от­дельных ее местностях военное положение.

В области внешней политики, международных от­ношенийПрезидент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписыва­ет международные договоры РФ; подписывает ратифи­кационные грамоты; принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и меж­дународных организациях.

Помимо уже перечисленных полномочий по формиро­ванию государственных органов, Президент РФ: пред­ставляет Государственной Думе кандидатуру для назна­чения на должность Председателя Центрального банка РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назна­чает и освобождает полномочных представителей Пре­зидента РФ.

Также Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает го­сударственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает ука­зы и распоряжения, которые обязательны для исполне­ния на всей территории РФ.


 


сительную комиссию для преодоления возникших разно­гласий, после чего федеральный закон подлежит по­вторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

6. Подписание и обнародование федерального за­кона Президентом РФ.Принятый федеральный, закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Прези­дент РФ в течение четырнадцати дней подписывает фе­деральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его (право вето), то Госу­дарственная Дума и Совет Федерации вновь рассматри­вают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой ре­дакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы, он подлежит подписанию Прези­дентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Особенности принятия федеральных конституци­онных законов.ФКЗ принимаются по вопросам, преду­смотренным в Конституции РФ. ФКЗ считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голо­сов от общего числа членов Совета Федерации и не ме­нее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государст­венной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписа­нию Президентом РФ и обнародованию.


на который была избрана Государственная Дума преды­дущего созыва.

Выдвижение кандидатов в одномандатных округах осуществляется путем самовыдвижения или выдвиже­ния политической партией, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями и избирательными блоками.

Выборы признаются состоявшимися, если в них при­няли участие более 25% зарегистрированных избирате­лей. По одномандатным округам считаются избранными кандидаты, набравшие относительное большинство го­лосов. К распределению депутатских мандатов по про­порциональной избирательной системе допускаются списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов из­бирателей, принявших участие в голосовании. Депутат­ские мандаты распределяются между кандидатами в со­ответствии с порядком их размещения в списке.

В случае досрочного прекращения полномочий депу­татом, избранным по одномандатному округу, в этом ок­руге назначаются повторные выборы. Если досрочно прекратил полномочия депутат, избранный в составе партийного списка, его место автоматически занимает следующий по очереди кандидат из списка.



       
 
   
 

шш.____

_

тштЛт
тvт т тттштт шшттшт т-тт ттт нот тшштшт 42. Конституционный статус Правительства РФ и его компетенция Исполнительную власть Российской Федерации осу­ществляет Правительство РФ. Правительство возглав­ляет единую систему исполнительной власти России. Правительство организует исполнение законов и иных нормативных правовых актов на территории Российской Федерации, а также осуществляет контроль за их испол­нением иными органами исполнительной власти. Статус Правительства РФ определен главой 6 Консти­туции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федера­ции» от 17 декабря 1997 г., различными федеральными законами и указами Президента. Правительство - коллегиальный орган, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными закона­ми и указами Президента определяет основные направ­ления деятельности Правительства и организует его ра­боту. Члены Правительства не могут одновременно за­нимать иные должности, быть депутатами представи­тельных органов, заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. На основании и во исполнение Конституции, феде­ральных законов, нормативных указов Президента Пра­вительство издает постановления и распоряжения, обя­зательные к исполнению в РФ. Постановления и распо­ряжения Правительства в случае их противоречия Кон­ституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом. Правительство несет ответственность за свою дея-

,_ _._-» _______________ .... ттттшттшттт V_____

41. Правовойстатус депутата Государственной Ду-мы и члена Совета Федерации

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы наделены правами и обязанностями, связан­ными с осуществлением парламентской деятельности. Совокупность этих прав и обязанностей определяет их