Референдум

Основные формы осуществления народовластия

I о

Конституция РФ провозглашает, что Россия - демокра­тическое государство, народ является носителем сувере­нитета и единственным источником власти. В данном кон­тексте под термином «народ» понимается не просто насе­ление, а дееспособные граждане Российской Федерации.

Народ осуществляет государственную власть через демократические институты. По форме народного воле­изъявления их делят на институты представительной и непосредственной демократии.

I. Непосредственная демократия- прямое осуществле­ние власти народом, различные формы принятия граждана­ми решений общегосударственного и местного характера. В настоящее время в Российской Федерации на федераль­ном уровне закреплены два важнейших института: выборы и референдум. В ряде субъектов Российской Федерации к ним добавляется народная законодательная инициатива и от-зыв депутатов. На уровне местного самоуправления также предусмотрены общие собрания населения.

1. Выборы- способ формирования органов государ­
ственной власти и наделения полномочиями должност­
ных лиц посредством голосования граждан. Для демо­
кратических выборов характерно соблюдение следую­
щих основных принципов: всеобщее, равное, прямое из­
бирательное право, тайное голосование, свободные,
периодические выборы на альтернативной основе.

В Российской Федерации проводятся выборы различ­ных видов. По территории проведенияможно выде­лить три вида выборов: а) общефедеральные; б) регио­нальные; в) местные. По срокам проведениявыборы делят на очередные и внеочередные.

2. Референдум- это прямое волеизъявление граждан


ственными), которые принадлежат от рождения каждому

Г

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) является одним из высших непосредствен­ных выражений власти народа. Референдум- это при­нятие народом решений по наиболее важным вопросам путем голосования.

В Российской Федерации организация и проведение референдума регламентируются ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

Можно выделить следующие видыреферендумов:

1. По территории проведения - референдум Россий­ской Федерации (по вопросам государственного значе­ния); референдум субъекта Федерации (по региональ­ным вопросам); референдум муниципального образова­ния (по местным вопросам). I

2. По юридической силе принятого решения - решаю­щий (принятое решение имеет окончательный характер, "не требует дополнительного утверждения органом вла­сти); консультативный (не имеет обязательного характе­ра, по своей сути близок к социологическому опросу).

3. По обязательности проведения референдума -обязательный (по вопросам, которые могут быть реше­ны только путем референдума, о чем прямо указывает­ся в законе); факультативный (большинство вопросов может быть решено как посредством референдума, так

и иным способом).

На всероссийский референдум выносятся важнейшие вопросы общественной и государственной жизни. Во­прос, выносимый на всенародное голосование, называ-

.,_
I

</-


человеку (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное передвиже­ние, свобода мысли и пр.);

2) политические, принадлежащие только дееспособ­ным гражданам России (право избирать и быть избран­ным в органы власти и пр.);

3) социально-экономические (право на труд, право' на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь и пр.);

4) социально-культурные (свобода творчества и пр.).
Институт основных прав и свобод неразрывно связан с

институтом основных обязанностей. Необходимо отме­тить, что любое право одного субъекта одновременно является обязанностью остальных субъектов не пося­гать на это право. Помимо этого, в Конституции прямо предусмотрен ряд основных обязанностей.В частно­сти, каждый обязан: соблюдать Конституцию РФ и дру­гие законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, забо­титься о сохранении исторического и культурного насле­дия. Кроме того, защита Отечества - обязанность и долг российских граждан.

Необходимым условием реализации провозглашен­ных прав и свобод являются их гарантии, т е. меры, на­правленные на охрану и защиту. Во второй главе Кон­ституции РФ ряд статей посвящен правовым гарантиям. К ним, в первую очередь, относятся: государственная за­щита прав и свобод человека и гражданина, право каж­дого защищать свои законные интересы любым закон­ным способом и др. Одной из важнейших правовых га­рантий является презумпция невиновности.


ном какого-либо иного государства, то ему предоставля­ется гражданство Российской Федерации (право почвы).

2. Врезультате приема в гражданство.Прием в граждан-ство {натурализация) осуществляется на основании пи с ьмен-ного заявления иностранного гражданина или лица без граж­данства, достигшего 18 лет и соответствующего ряду условий. Для некоторых категорий предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Вопросы прие­ма в гражданство решаются Президентом РФ.

3. В результате восстановления в гражданстве.Ли -ца, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут вновь приобрести его на общих основаниях, пре­дусмотренных для иностранных граждан и лиц без граж­данства, но с сокращением срока обязательного прожи­вания на территории России.

4. По иным основаниям, предусмотренным законом и международными договорами Российской Федера­ции.Примером иного основания можно назвать возмож­ность выбора гражданства при изменении государствен­ной территории Российской Федерации (оптация). '

Прекращение российского гражданствавозможно только на основании добровольного выхода лица из гра­жданства с соблюдением определенной процедуры. Лицу может быть отказано в выходе из-гражданства при нали­чии предусмотренных в законе обстоятельств.

Гражданин Российской Федерации вправе иметь граждан­ство иного государства (двойное или множественное гра­жданство).Согласно действующему законодательству, гра­жданин, имеющий двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ме­ждународным договором или федеральным законом.


 


ется формулой референдума. Он должен быть сформу­лирован таким образом, чтобы ответ на него не допускал двусмысленного толкования. Не могут выноситься на референдум вопросы, связанные с налогами и бюдже­том государства, вопросы войны и мира. Законодатель­ством предусмотрены и другие ограничения.

Путем референдума могут приниматься законы. Текст законопроекта должен быть опубликован для всеобщего ознакомления. Ныне действующая Конституция РФ бы­ла принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

Право участия в референдуме принадлежит россий­
ским гражданам, обладающим активным избирательным
правом Инициатива проведения референдума может
принадлежать органам государственной власти или груп­
пе граждан. -

Голосование на референдуме осуществляется на ос­нове всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Референдум Российской Феде­рации признается состоявшимся, если в нем приняло участие больше половины зарегистрированных избира­телей. Принятым считается решение (законопроект), ес­ли за него проголосовало абсолютное большинство гра­ждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосо­вания подлежат официальному опубликованию. Реше­ние, принятое на решающем референдуме, может быть отменено или изменено только на новом референдуме.


по наиболее важным вопросам в целях принятия реше­ний, осуществляемое посредством голосования.

В зависимости от территории проведения референдум мо-жет быть общегосударствешьй, региональный и местный.

Помимо возможности решения народом значимых во­просов, референдум также является одним из способов принятия законов 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме была принята действующая ныне Консти­туция РФ) Законы, принятые на референдуме, не требу­ют дополнительного утверждения и могут быть измене­ны или отменены также только путем референдума.

3. Народная законодательная инициатива- воз-можность определенной группы граждан (при соблюде­нии необходимой процедуры) разработать проект закона и предоставить его на рассмотрение в соответствующий законодательный орган власти Законодательный орган обязан рассмотреть предложенный законопроект в об­щем порядке. Однако так же, как и любой другой законо­проект, он может быть не поддержан депутатами.

4. Отзыв- дофочное прекращение полномочий депута­та или избранного гражданами должностного лица по ини­циативе избирателей. Основанием для отзыва может слу­жить невыполнение депутатом или должностным лицом возложенных на него обязанностей, нарушение законода­тельства, нарушение законных интересов граждан и пр.

II. Представительная демократия- осуществление народом власти через избранные им государственные ор­ганы и органы местного самоуправления. В Российской Федерации представительным органам (на общегосудар­ственном уровне таким органом является Федеральное Собрание) принадлежит законодательная власть. Эти ор­ганы выражают волю народа, издавая законы, регулирую­щие отношения между государством и обществом между отдельными индивидами и пр