Референдум
Основные формы осуществления народовластия
I о
Конституция РФ провозглашает, что Россия - демократическое государство, народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. В данном контексте под термином «народ» понимается не просто население, а дееспособные граждане Российской Федерации.
Народ осуществляет государственную власть через демократические институты. По форме народного волеизъявления их делят на институты представительной и непосредственной демократии.
I. Непосредственная демократия- прямое осуществление власти народом, различные формы принятия гражданами решений общегосударственного и местного характера. В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне закреплены два важнейших института: выборы и референдум. В ряде субъектов Российской Федерации к ним добавляется народная законодательная инициатива и от-зыв депутатов. На уровне местного самоуправления также предусмотрены общие собрания населения.
1. Выборы- способ формирования органов государ
ственной власти и наделения полномочиями должност
ных лиц посредством голосования граждан. Для демо
кратических выборов характерно соблюдение следую
щих основных принципов: всеобщее, равное, прямое из
бирательное право, тайное голосование, свободные,
периодические выборы на альтернативной основе.
В Российской Федерации проводятся выборы различных видов. По территории проведенияможно выделить три вида выборов: а) общефедеральные; б) региональные; в) местные. По срокам проведениявыборы делят на очередные и внеочередные.
2. Референдум- это прямое волеизъявление граждан
ственными), которые принадлежат от рождения каждому
Г
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) является одним из высших непосредственных выражений власти народа. Референдум- это принятие народом решений по наиболее важным вопросам путем голосования.
В Российской Федерации организация и проведение референдума регламентируются ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Можно выделить следующие видыреферендумов:
1. По территории проведения - референдум Российской Федерации (по вопросам государственного значения); референдум субъекта Федерации (по региональным вопросам); референдум муниципального образования (по местным вопросам). I
2. По юридической силе принятого решения - решающий (принятое решение имеет окончательный характер, "не требует дополнительного утверждения органом власти); консультативный (не имеет обязательного характера, по своей сути близок к социологическому опросу).
3. По обязательности проведения референдума -обязательный (по вопросам, которые могут быть решены только путем референдума, о чем прямо указывается в законе); факультативный (большинство вопросов может быть решено как посредством референдума, так
и иным способом).
На всероссийский референдум выносятся важнейшие вопросы общественной и государственной жизни. Вопрос, выносимый на всенародное голосование, называ-
.,_ |
I |
</-
человеку (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное передвижение, свобода мысли и пр.);
2) политические, принадлежащие только дееспособным гражданам России (право избирать и быть избранным в органы власти и пр.);
3) социально-экономические (право на труд, право' на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и пр.);
4) социально-культурные (свобода творчества и пр.).
Институт основных прав и свобод неразрывно связан с
институтом основных обязанностей. Необходимо отметить, что любое право одного субъекта одновременно является обязанностью остальных субъектов не посягать на это право. Помимо этого, в Конституции прямо предусмотрен ряд основных обязанностей.В частности, каждый обязан: соблюдать Конституцию РФ и другие законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Кроме того, защита Отечества - обязанность и долг российских граждан.
Необходимым условием реализации провозглашенных прав и свобод являются их гарантии, т е. меры, направленные на охрану и защиту. Во второй главе Конституции РФ ряд статей посвящен правовым гарантиям. К ним, в первую очередь, относятся: государственная защита прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои законные интересы любым законным способом и др. Одной из важнейших правовых гарантий является презумпция невиновности.
ном какого-либо иного государства, то ему предоставляется гражданство Российской Федерации (право почвы).
2. Врезультате приема в гражданство.Прием в граждан-ство {натурализация) осуществляется на основании пи с ьмен-ного заявления иностранного гражданина или лица без гражданства, достигшего 18 лет и соответствующего ряду условий. Для некоторых категорий предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Вопросы приема в гражданство решаются Президентом РФ.
3. В результате восстановления в гражданстве.Ли -ца, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут вновь приобрести его на общих основаниях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства, но с сокращением срока обязательного проживания на территории России.
4. По иным основаниям, предусмотренным законом и международными договорами Российской Федерации.Примером иного основания можно назвать возможность выбора гражданства при изменении государственной территории Российской Федерации (оптация). '
Прекращение российского гражданствавозможно только на основании добровольного выхода лица из гражданства с соблюдением определенной процедуры. Лицу может быть отказано в выходе из-гражданства при наличии предусмотренных в законе обстоятельств.
Гражданин Российской Федерации вправе иметь гражданство иного государства (двойное или множественное гражданство).Согласно действующему законодательству, гражданин, имеющий двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом.
ется формулой референдума. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы ответ на него не допускал двусмысленного толкования. Не могут выноситься на референдум вопросы, связанные с налогами и бюджетом государства, вопросы войны и мира. Законодательством предусмотрены и другие ограничения.
Путем референдума могут приниматься законы. Текст законопроекта должен быть опубликован для всеобщего ознакомления. Ныне действующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
Право участия в референдуме принадлежит россий
ским гражданам, обладающим активным избирательным
правом Инициатива проведения референдума может
принадлежать органам государственной власти или груп
пе граждан. -
Голосование на референдуме осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в нем приняло участие больше половины зарегистрированных избирателей. Принятым считается решение (законопроект), если за него проголосовало абсолютное большинство граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования подлежат официальному опубликованию. Решение, принятое на решающем референдуме, может быть отменено или изменено только на новом референдуме.
по наиболее важным вопросам в целях принятия решений, осуществляемое посредством голосования.
В зависимости от территории проведения референдум мо-жет быть общегосударствешьй, региональный и местный.
Помимо возможности решения народом значимых вопросов, референдум также является одним из способов принятия законов 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме была принята действующая ныне Конституция РФ) Законы, принятые на референдуме, не требуют дополнительного утверждения и могут быть изменены или отменены также только путем референдума.
3. Народная законодательная инициатива- воз-можность определенной группы граждан (при соблюдении необходимой процедуры) разработать проект закона и предоставить его на рассмотрение в соответствующий законодательный орган власти Законодательный орган обязан рассмотреть предложенный законопроект в общем порядке. Однако так же, как и любой другой законопроект, он может быть не поддержан депутатами.
4. Отзыв- дофочное прекращение полномочий депутата или избранного гражданами должностного лица по инициативе избирателей. Основанием для отзыва может служить невыполнение депутатом или должностным лицом возложенных на него обязанностей, нарушение законодательства, нарушение законных интересов граждан и пр.
II. Представительная демократия- осуществление народом власти через избранные им государственные органы и органы местного самоуправления. В Российской Федерации представительным органам (на общегосударственном уровне таким органом является Федеральное Собрание) принадлежит законодательная власть. Эти органы выражают волю народа, издавая законы, регулирующие отношения между государством и обществом между отдельными индивидами и пр