Источники (формы) права

Источник права - та официальная форма, в которой излагаются нормы права.

1. Правовой обычай-сложившийся в обществе обы­чай, санкционированный государством, т. е. если правило поведения в определенной ситуации, принятое вобщест­ве, соответствует интересам государства, государство придает ему характер правовой нормы и соответственно обеспечивает его соблюдение (в том числе и путем при­нуждения). Исторически это первый известный источник права, в настоящее время в большинстве развитых стран почти не используется.

2. Судебный прецедент- решение суда по какому-ли­бо конкретному делу, которое становится обязательным при рассмотрении судами всех последующих аналогич­ных дел. Обычно полномочиями по созданию общеобяза­тельных норм путем судебного прецедента наделены только вышестоящие суды. Такой источник права тради­ционно широко используется в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США и ряд др.). В странах континентального права, к которым относится и Россия, такой источник не применяется.

3. Нормативный правовой акт- содержащий нормы права документ, принимаемый уполномоченным орга­ном в установленном порядке. В настоящее время это самый распространенный источник права.

Нормативные правовые акты различаются по юридиче­ской силе. Высшей юридической силой обладают законы- нормативные правовые акты, принимаемые в особом порядке органами законодательной власти или непосредственно народом. В Российской Федерации су­ществуют различные виды законов: Конституция РФ (ос-


 


зле. На них в значительной мере влияют религиозные нормы. Моральные нормы, складывающиеся в различ­ных людских сообществах, могут диаметрально расхо­диться друг с другом. Формального закрепления эти нор­мы не имеют, однако они находят отражение, в частно­сти, в художественной литературе. Соблюдение норм морали обеспечивается внутренним убеждением чело­века, его совестью. Помимо этого, несоблюдение нрав­ственных норм влечет осуждение со стороны общества.

5. Нормы права- общеобязательные правила пове­дения, устанавливаемые и охраняемые от нарушения государством. Закрепляются правовые нормы в офици­альных юридических актах. Помимо государства никто не может создавать нормы права. Их реализация обес­печивается государством как путем предоставления га­рантий, так и возможностью применения санкций (нака­зания).

Несмотря на то что у норм права и норм морали раз­личный источник и различные последствия" нарушения, эти два вида социальных норм теснейшим образом взаимосвязаны. При установлении правовых норм госу­дарству приходится считаться со сложившимися в обще­стве нормами морали. Исполнение аморальных, с точки зрения людей, правовых норм можно обеспечить только путем принуждения. В то время как правовые нормы, со­ответствующие представлениям людей о нравственно­сти, чаще соблюдаются добровольно.


ствляются посредством права. Согласно этой концепции право есть защищенный государством интерес.

5. Психологическая теориявидит причины появле­
ния права в психике человека, в том, что человеку свой­
ственно испытывать некие правовые переживания, эмо­
ции. В данном случае основой позитивного права, уста­
навливаемого государством, является интуитивное пра­
во, являющееся результатом психической деятельности
индивида, «голосом совести».

6. Марксистская (материалистическая) теориясвя­
зывает возникновение права с экономическими измене­
ниями, затронувшими первобытное общество, с рас­
слоением общества на классы. Под правом понимается
воля господствующего класса, выраженная в установле­
нии государством общеобязательных норм. Право - ин­
струмент, с помощью которого государство обеспечива­
ет подавление одного класса другим. Реализация права
невозможна без специального аппарата принуждения.


 


новной закон); федеральные конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конститу­цией); федеральные законы (все остальные законы, при­нимаемые на государственном уровне); конституции и уставы субъектов Федерации (основные законы субъек­тов); законы субъектов Федерации (законы, действую­щие только на территории конкретного субъекта).

Остальные нормативные правовые акты называются подзаконными,они не могут противоречить законам. Подзаконные акты Российской Федерации: постановле­ния палат Федерального Собрания; нормативные ука-зы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств. В субъектах Федерации принятие подзаконных норма­тивных актов регламентируется законодательством са­мих субъектов.

Особняком стоят нормативные договоры(внутриго­сударственные и международные). Они не имеют стату­са закона, так как не принимаются органом законода­тельной власти или народом, а являются результатом соглашения сторон. Однако и подзаконными эти акты (в' первую очередь, международные договоры) назвать нельзя, так как при противоречии между законом и дого­вором РФ, применяются нормы международного догово-,ра (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).


ее элементы. Во-первых, потому что часто различные элементы нормы закреплены в разных статьях норма­тивного правового акта либо в одной статье закреплено несколько норм. Во-вторых, возможна такая формули­ровка, при которой один из элементов словесно не опре­делен, а только подразумевается. В-третьих, не все нор­мы права содержат все три элемента (напр., нормы Кон­ституции РФ редко включают в себя гипотезу и не преду­сматривают санкций).

Виды правовых норм.В зависимости от регулируе­мых общественных отношений нормы права делят на нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного и других отраслей права. По характеру дис­позиции различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права. В зависимости от государ­ственного органа, принявшего данные нормы, выделяют .нормы закона и нормы подзаконных актов.


S


I 13. Закон как источник права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Основным источником -права в Российской Федера­цииявляется нормативный правовой акт, т. е. содержащий Iнормы права документ, принимаемый уполномоченным ор­ганом в установленном порядке. В зависимости от юриди-Iческой силы различают законы и подзаконные акты. I Закон- это нормативный правовой акт, принимаемый Iв особом порядке органами законодательной власти или Iнепосредственно народом. Законы подлежат официаль-Iному опубликованию/неопубликованные законы не при­меняются. |Федеративное устройство Российской Федерации обу-Iславливает существование двух систем права - общефе-|деральной и системы права субъектов. Законодательство Iсубъектов Федерации должно находиться в соответствии

с федеральным.' JНа федеральном уровне существуют следующие виды |законов: 1) Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.; ' |2) федеральные конституционные законы, которые прини-, маются по вопросам, предусмотренным Конституцией; 3) федеральные законы (их называют текущими или обык­новенными), принимаемые по всем остальным вопросам государственного значения. И ФКЗ и ФЗ принимаются Фе­деральным Собранием Российской Федерации. ФКЗ при­нимаются квалифицированным большинством голосов и требуют непременного одобрения Совета Федерации. ФЗ принимаются простым большинством голосов, для боль­шинства из них одобрение Советом Федерации не обяза-Iтельно. В отношении ФЗ Президент РФ обладает правом

вето. IНа уровне субъектов Федерации существуют следую-

________________________,______

■ 15. Правоотношение: понятие, структура,