Виды политических режимов
Форма государственного (политико-территориального) устройства
Под государственным устройствомпонимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.
Различают две основные формы государственного уст-ройства: унитарное государство и федерацию.
1. Внутри унитарного(от лат. unites - единство) государстванет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов государственной власти, единая правовая система. По степени зависимости местных органов от центральных органов власти выделяют централизованные и децентрализованные государства. Если во главе местных органов власти стоят чиновники, назначенные из центра, такое государство называют централизованным. В децентрализованных государствах органы местного самоуправления избираются непосредственно населением.
2. Федерация - это сложное государство. Федеративное(от лат. foedus - союз) государство- это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора между различными государствами, становящимися впоследствии субъектами Федерации.
Для всех федеративных государств характерно наличие следующих признаков: а) территория Федерации состоит из территорий ее субъектов; б) выход из состава Федерации какого-либо из субъектов в одностороннем
Г и 1 |
^
I
---
Политический режим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.Принято делить политические режимы на демократические и антидемократические. Критерием для такого деления является степень участия народа в управлении государством, реальное обеспечение прав и свобод личности.
При демократическом режиме(от лат. demos - народ, kratos - власть) основным источником власти является народ. Народ участвует в управлении государством через институты непосредственной и представительной демократии. Непосредственным выражением народовластия являются свободные выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также референдум. Права и свободы граждан обеспечиваются государством, в том числе и через равенство всех перед законом и судом. Не допускается дискриминация по признаку расы, национальности, пола, вероисповедания и пр. Экономическая основа демократического режима - многоукладная экономика с разными формами собственности, свободная конкуренция. Политическая основа - многопартийная система, плюрализм, наличие и свободная деятельность легальной оппозиции.
Все антидемократические режимы объединяет то, что народ фактически отстранен от участия в управлении государством, права и свободы личности ограничиваются. Различают две основные разновидности таких режимов: тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим(от лат. tqtalis - весь, полный)
-г*
8. Право: понятие, функции. Объективное и субъективное право
До возникновения государства порядок в обществе обеспечивался объективно складывающимися правилами поведения людей. Такие правила были общеобязательны для членов рода, их нарушение наказывалось. По мере перехода к производящему хозяйству и появлению прибавочного продукта в обществе складываются отношения, для регулирования которых становится недостаточно прежних внутриродовых норм. Таким образом возникает новый вид норм, получивших название правовых. Появление права неразрывно связано с появлением государства. Нормы права - правила поведения людей, установленные государством. Такие правила обязательны для всех, кто находится на территории государства, за их нарушение применяются меры государственного воздействия, в том числе принуждение (для этих целей государством создаются специальные органы).
Никакие правила поведения, обычаи и традиции не могут рассматриваться в качестве правовой нормы, если они не выражены в юридическом акте государства, принятом надлежащим образом.
Роль права в общественных отношениях можно объяснить через его функции.Выделяют регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная функция первична, с ее помощью право призвано содействовать нормальному функционированию и развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников общественных отношений права и обязанности. Эту функцию обеспечивает наличие правовых стимулов (поощрений, льгот и пр.).
I |
;. |
;- |
Jf/-
порядке не допускается; в) наличие двух систем органов государственной власти (федеральных органов и органов субъектов Федерации), в законодательстве закрепляется разграничение полномочий между органами государственной власти различных уровней; г) федеральный парламент имеет двухпалатную структуру, при которой одна из палат представляет интересы субъектов Федерации; д) существует общефедеральное законодательство (конституция и иные законы) и законодательство субъектов, причем законодательство субъектов не должно противоречить федеральному; е) в международной политике в качестве субъекта участвует только государство в целом, однако субъекты Федерации могут вступать во внешнеэкономические отношения по собственному усмотрению.
Федеративные государства могут строиться по нацио-нальному или по территориальному признаку.
От федерации следует отличать конфедерацию(от лат. confoederatio - сообщество). Конфедерация не является государством, это союз суверенных государств, который создается ими для достижения определенных целей. Каждое из государств, составляющих конфедерацию, в любой момент может ее покинуть.
осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные разновидности республики: президентская, парламентская, смешанная и советская.
Для президентской республикихарактерно: а) президент избирается населением; б) президент является главой государства и главой исполнительной власти,.он сам формирует правительство; в) президент не может досрочно распустить парламент; г) парламент не может вынести вотум недоверия правительству, которое несет ответственность только перед президентом; д) для досрочного отрешения президента от должности требуется сложная парламентская процедура (импичмент); е)'пре-зидент обладает большим объемом полномочий.
Отличительные признаки парламентской республики:а) президент избирается парламентом или специальной парламентской коллегией; б) президент не возглавляет исполнительную власть; в) правительство формируется парламентом; г) правительство несет ответственность перед парламентом.
В смешанных республикахв разных пропорциях сочетаются черты как президентской, так и парламентской республики.
Основной отличительной чертой республик советскоготипа является то, что законодательная и исполнительная власть принадлежит системе представительных органов {Советов), исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны законодательным органам (теория разделения властей отвергается).
Охранительная функция носит вторичный характер. Она призвана обеспечивать-регулятивную функцию, так как охрана и защита требуется тогда, когда нарушается нормальный процесс развития социальных связей, когда необходимо устранение определенных помех. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений (запретов, наказаний и пр.).
Совокупность'всех правовых норм, установленных государством, образует систему взаимосвязанных элементов. Именно эта система представляет собой право, действующее в конкретном государстве..Его называют позитивнымили объективным правом.
В русском языке словом «право» обозначают два различных явления. Во-первых, это общие правила поведения, установленные государством для всех; во-вторых, правила поведения индивидуального характера. Поэтому от объективного права следует отличать субъективное право,т. е. возможность (право) конкретного лица совершать какие-либо действия. Например, в Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (норма объективного права). На основе этого всеобщего права у конфетного работника возникает персональная возможность требовать от работодателя обеспечения ему соответствующих условий труда (т. е. субъективное право).
является полной противоположностью демократического. При таком режиме государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Власть осуществляется в основном путем насилия, проводятся массовые репрессии. Органы власти обычно избираются народом, однако выборы безальтернативны, носят декоративный характер. В экономике признается только государственная собственность на землю, средства производства, основной метод экономического регулирования - командно-административный. Политическая основа - однопартийная система, сращивание партийного и государственного аппарата, наличие единой идеологии, преследование инакомыслия, запрет деятельности оппозиции, вплоть до ее физического уничтожения. Разновидностью тоталитарного режима является фашизм,основой государственной идеологии которого объявляется превосходство одной расы или нации над всеми остальными.
Авторитарный режим(от лат. auctoritas - сила, влияние) находится как бы между демократическим и тоталитарным. С одной стороны, государство достаточно ощутимо присутствует во всех сферах жизни общества, приоритет отдается именно государственным, а не частным интересам. Однако это вмешательство государства не носит такого жесткого характера, как при тоталитаризме. Права и свободы личности не попираются, однако механизм их реализации и защиты не налажен. Не применяются массовые репрессии. В экономике разрешены все виды собственности. Допускается инакомыслие, но в определенных пределах. Прямого запрета оппозиции нет, но она находится под строгим контролем власти.