Виды политических режимов

Форма государственного (политико-территориального) устройства

Под государственным устройствомпонимается по­литико-территориальная организация власти, опреде­ляющая правовое положение региональных частей госу­дарства и их взаимоотношения с центральной властью.

Различают две основные формы государственного уст-ройства: унитарное государство и федерацию.

1. Внутри унитарного(от лат. unites - единство) госу­дарстванет государственных образований, а админист­ративно-территориальные единицы не обладают поли­тической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов государственной власти, единая правовая система. По степени зависимо­сти местных органов от центральных органов власти вы­деляют централизованные и децентрализованные го­сударства. Если во главе местных органов власти стоят чиновники, назначенные из центра, такое государство называют централизованным. В децентрализованных государствах органы местного самоуправления избира­ются непосредственно населением.

2. Федерация - это сложное государство. Федератив­ное(от лат. foedus - союз) государство- это союз госу­дарственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Как правило, феде­рация возникает на основе нормативного договора меж­ду различными государствами, становящимися впослед­ствии субъектами Федерации.

Для всех федеративных государств характерно нали­чие следующих признаков: а) территория Федерации со­стоит из территорий ее субъектов; б) выход из состава Федерации какого-либо из субъектов в одностороннем


 


Г и 1

^


I


---

Политический режим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в го­сударственном строе.Принято делить политические режимы на демократические и антидемократические. Критерием для такого деления является степень участия народа в управлении государством, реальное обеспече­ние прав и свобод личности.

При демократическом режиме(от лат. demos - на­род, kratos - власть) основным источником власти явля­ется народ. Народ участвует в управлении государством через институты непосредственной и представительной демократии. Непосредственным выражением народо­властия являются свободные выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также референдум. Права и свободы граждан обеспечиваются государст­вом, в том числе и через равенство всех перед законом и судом. Не допускается дискриминация по признаку ра­сы, национальности, пола, вероисповедания и пр. Эко­номическая основа демократического режима - многоук­ладная экономика с разными формами собственности, свободная конкуренция. Политическая основа - много­партийная система, плюрализм, наличие и свободная деятельность легальной оппозиции.

Все антидемократические режимы объединяет то, что народ фактически отстранен от участия в управлении го­сударством, права и свободы личности ограничиваются. Различают две основные разновидности таких режимов: тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим(от лат. tqtalis - весь, полный)


-г*

8. Право: понятие, функции. Объективное и субъективное право

До возникновения государства порядок в обществе обеспечивался объективно складывающимися правилами поведения людей. Такие правила были общеобязательны для членов рода, их нарушение наказывалось. По мере перехода к производящему хозяйству и появлению приба­вочного продукта в обществе складываются отношения, для регулирования которых становится недостаточно прежних внутриродовых норм. Таким образом возникает новый вид норм, получивших название правовых. Появ­ление права неразрывно связано с появлением государ­ства. Нормы права - правила поведения людей, установ­ленные государством. Такие правила обязательны для всех, кто находится на территории государства, за их на­рушение применяются меры государственного воздейст­вия, в том числе принуждение (для этих целей государст­вом создаются специальные органы).

Никакие правила поведения, обычаи и традиции не могут рассматриваться в качестве правовой нормы, если они не выражены в юридическом акте государства, при­нятом надлежащим образом.

Роль права в общественных отношениях можно объяс­нить через его функции.Выделяют регулятивную и ох­ранительную функции.

Регулятивная функция первична, с ее помощью право призвано содействовать нормальному функционированию и развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников общественных отношений права и обязанности. Эту функцию обеспечива­ет наличие правовых стимулов (поощрений, льгот и пр.).

I
;.
;-

Jf/-


порядке не допускается; в) наличие двух систем органов государственной власти (федеральных органов и орга­нов субъектов Федерации), в законодательстве закреп­ляется разграничение полномочий между органами госу­дарственной власти различных уровней; г) федераль­ный парламент имеет двухпалатную структуру, при кото­рой одна из палат представляет интересы субъектов Фе­дерации; д) существует общефедеральное законода­тельство (конституция и иные законы) и законодательст­во субъектов, причем законодательство субъектов не должно противоречить федеральному; е) в международ­ной политике в качестве субъекта участвует только госу­дарство в целом, однако субъекты Федерации могут всту­пать во внешнеэкономические отношения по собственно­му усмотрению.

Федеративные государства могут строиться по нацио-нальному или по территориальному признаку.

От федерации следует отличать конфедерацию(от лат. confoederatio - сообщество). Конфедерация не яв­ляется государством, это союз суверенных государств, который создается ими для достижения определенных целей. Каждое из государств, составляющих конфедера­цию, в любой момент может ее покинуть.


осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные разновидности республи­ки: президентская, парламентская, смешанная и со­ветская.

Для президентской республикихарактерно: а) пре­зидент избирается населением; б) президент является главой государства и главой исполнительной власти,.он сам формирует правительство; в) президент не может досрочно распустить парламент; г) парламент не может вынести вотум недоверия правительству, которое несет ответственность только перед президентом; д) для дос­рочного отрешения президента от должности требуется сложная парламентская процедура (импичмент); е)'пре-зидент обладает большим объемом полномочий.

Отличительные признаки парламентской республи­ки:а) президент избирается парламентом или специаль­ной парламентской коллегией; б) президент не возглав­ляет исполнительную власть; в) правительство форми­руется парламентом; г) правительство несет ответствен­ность перед парламентом.

В смешанных республикахв разных пропорциях со­четаются черты как президентской, так и парламентской республики.

Основной отличительной чертой республик совет­скоготипа является то, что законодательная и исполни­тельная власть принадлежит системе представительных органов {Советов), исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны законодательным органам (теория разделения властей отвергается).


 


Охранительная функция носит вторичный характер. Она призвана обеспечивать-регулятивную функцию, так как охрана и защита требуется тогда, когда нарушается нормальный процесс развития социальных связей, когда необходимо устранение определенных помех. Охрани­тельная функция осуществляется с помощью правовых ограничений (запретов, наказаний и пр.).

Совокупность'всех правовых норм, установленных госу­дарством, образует систему взаимосвязанных элементов. Именно эта система представляет собой право, действую­щее в конкретном государстве..Его называют позитивнымили объективным правом.

В русском языке словом «право» обозначают два раз­личных явления. Во-первых, это общие правила поведе­ния, установленные государством для всех; во-вторых, правила поведения индивидуального характера. Поэто­му от объективного права следует отличать субъектив­ное право,т. е. возможность (право) конкретного лица совершать какие-либо действия. Например, в Конститу­ции РФ закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (норма объективного права). На основе этого все­общего права у конфетного работника возникает персо­нальная возможность требовать от работодателя обес­печения ему соответствующих условий труда (т. е. субъ­ективное право).


является полной противоположностью демократическо­го. При таком режиме государство осуществляет тоталь­ный контроль над всеми сферами жизни общества. Власть осуществляется в основном путем насилия, про­водятся массовые репрессии. Органы власти обычно из­бираются народом, однако выборы безальтернативны, носят декоративный характер. В экономике признается только государственная собственность на землю, сред­ства производства, основной метод экономического регулирования - командно-административный. Полити­ческая основа - однопартийная система, сращивание партийного и государственного аппарата, наличие еди­ной идеологии, преследование инакомыслия, запрет деятельности оппозиции, вплоть до ее физического уничтожения. Разновидностью тоталитарного режима является фашизм,основой государственной идеологии которого объявляется превосходство одной расы или нации над всеми остальными.

Авторитарный режим(от лат. auctoritas - сила, влия­ние) находится как бы между демократическим и тотали­тарным. С одной стороны, государство достаточно ощу­тимо присутствует во всех сферах жизни общества, при­оритет отдается именно государственным, а не частным интересам. Однако это вмешательство государства не носит такого жесткого характера, как при тоталитаризме. Права и свободы личности не попираются, однако меха­низм их реализации и защиты не налажен. Не применя­ются массовые репрессии. В экономике разрешены все виды собственности. Допускается инакомыслие, но в оп­ределенных пределах. Прямого запрета оппозиции нет, но она находится под строгим контролем власти.