Вопрос 44. Система государственного управления в СССР в 1930-40-е годы

Вопрос 43. Образование СССР. Распределение власти между Правительством СССР и союзными республиками

Вопрос 42. Антибольшевистские правительства России

Белое движение сформировалось в ноябре 1917 г., когда бывший начальник штаба императора генерал М.В.Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добровольческую армию. Для управления подчиненной территорией сформирован административный орган – Особое совещание.

После смерти Алексеева в 1918 г. главнокомандующим ДА и председателем ОС стал А.И.Деникин. На территории Северного Кавказа и Восточной Украины распространяется военная диктатура Деникина. В июле 1919 г. Деникин предпринял попытку прорыва к Москве (Московская директива), но удалось дойти только до Тулы. В 1920 г. Деникин подает в отставку. В апреле 1920 г. в Севастополе был избран новый главнокомандующий – П.Н.Врангель. Ему удалось мобилизировать силы Белой армии, однако в начале 1921 г. из-за нехватки ресурсов армии пришлось эвакуироваться по морю из Крыма.

В 1917-18 гг. сохранялось казачье самоуправление. Первоначально казаки поддерживали советскую власть. Затем атаман Краснов предложил создать собственное правительство, и новое государство получило название – Всевеликое войско Донское. А в 1919 г. казаки перешли под командование Деникина.

Северное правительство основывалось на политической программе эсеров. Его возглавлял генерал-губернатор Архангельска Миллер. На Севере действовало законодательство Временного правительства, в том числе гражданские свободы, крайне ограниченное применение смертной казни. Законодательная власть осуществлялась через земства. Но в начале 1920 г. начались противоречии, и северное правительство пало.

Белое движение в Прибалтике. Юденич предлагал установить на территории России демократическое государство (свободы, равенство). Но большевики лишили армию Юденича тыла, признав независимость Эстонии.

В 1918 г. в Самаре при поддержке чехословацкого корпуса было образовано правительство, состоявшее из бывших депутатов Учредительного собрания под руководством Каппеля. В 1918 г. в Уфе произошло объединение 3 армий – северной, Добровольческой (Крым) и Самарской, названное Директорией. Их связывал только антибольшевистский настрой. Они дали отпор большевикам, но не смогли согласовать действия с ДА. В ноябре 1918 г. против Директории выступило казачество. И 1 декабря было принято решение выдвинуть единоличного Верховного правителя России – А.В.Колчак. Причиной провала армии Колчака была слабая укомплектованность армии профессиональными кадрами, военными. По программе Колчака после войны власть планировалось передать Учредительному собранию, закреплялась свобода слова, земля за крестьянами.

В 1920 г. на Дальнем Востоке создавались правительства разной направленности – эсерско-меньшивисткой, белогвардейской, анархической. В феврале 1921 г. начало действовать Учредительное собрание, было сформировано коалиционное правительство. В октябре 1922 г. Красная Армия заняла территорию Дальнего Востока, и белые войска и японцы ушли из Владивостока.

В 1919 г. после освобождения Украины формируется Советская власть, проходит 3-й Всеукраинский съезд Советов, который объявляет национализацию земли, поддержку большевистского правительства России, в т.ч. поставками продовольствия. Весной 1920 г. в Азербайджане свергнут буржуазный режим и провозглашена Советская власть. В декабре 1920 г. была провозглашена Армянская советская республика. В феврале 1921 г. Советская власть победила в Грузии.

В 1922 г. большая часть Российской империи оказалась под властью большевиков (за исключение Прибалтики, Польши и Финляндии), на этой территории создается новое государство – Союз Советских Социалистических Республик.

Декларация и договор о создании СССР составили Конституцию 1924 г. Конституция была принята сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., в окончательной редакции принятие Конституции состоялось 31 января 1924 г. на 2-ом съезде советов СССР.

Высшая власть в СССР в 1923-36 гг. осуществлялась съездом Советов, очередные съезды советов собирались 1 раз в год, чрезвычайные – по постановлению ЦИК или двух республик. Полномочия делегатов распространялись только на один съезд. По конституции в СССР существовала многоступенчатая система выборов. Делегаты на съезд Советов СССР избирались от губернских съездов (1 делегат на 125 тыс. жителей), городских съездов, республиканских съездов. В перерывах между деятельностью съездов власть осуществлялась ЦИКом, очередные сессии которого собирались 3 раза в год, внеочередные – по решению СНК. Функции съезда Советов и ЦИК: издание законов, утверждение декретов СНК. ЦИК состоял из союзного Совета (избирался пропорционально населению) и Совета национальностей (по 5 делегатов от республик, одному – от автономий). Президиум ЦИК состоял из 21 человека, действовал в период между сессиями ЦИК.

Правительство СССР – Совнарком – состояло из общесоюзных комиссариатов (которые имели в республиках уполномоченных представителей) и объединенных комиссариатов (которые существовали как на союзном, так и на республиканском уровнях). В республиках имелись также местные комиссариаты, не имевшие общей координации на союзном уровне.

Первоначально в состав СССР входили 4 республики: РСФСР, Украинская, Белорусская и Закавказская федеративные союзные республики. В 1925 г. были образованы Узбекская и Туркменская советские социалистические республики. Наибольшее число союзных республик входило в состав СССР в 1941 г. – 16.

В 1920-е гг. было упорядочено региональное и местное управление. В частности, в 1921 г. было принято Положение о советах в Москве и Московской губернии. В соответствии с ним произошло объединение городских и губернских Советов. Московский совет стал называть Московским губернским Советом рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов. Высшим органом власти стал губернский съезд Советов, собиравшийся 2 раза в год. Юрисдикция Моссовета распространялась на Москву и МО. Для руководства хозяйством Москвы были избраны Малый Совет и Малый Президиум.

Командно-административная система госуправления в СССР опиралась в первую очередь на организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Первые представлены планированием, нормированием и жесткой системой контроля. Вторая группа методов основана на идеологии, пропаганде, показывающей населению деятельность госвласти в выгодных условиях. Третья группа – экономические методы управления не использовались в полной мере, т.к. идеология социализма отрицала обогащение.

Государственное управление имело следующие особенности:

1. Наличие дополнительной управляющей и контролирующей системы – партийных органов. Деятельность государственной администрации подчинялась партийным директивам. Решения Коммунистической партии были обязательными для выполнения в отраслевых и региональных органах власти, на предприятиях и в учреждениях, колхозах. Отказ от выполнения означал несогласие с политикой партии, а значит, контрреволюцию и основание для ареста. В то же время существовал запрет ссылаться письменно на эти директивы. Поэтому партийные органы не несли никакой ответственности за неправильные решения.

2. Увеличение аппарата управления. Расширение функций государства соответственно привело к увеличению административных органов и росту численности госслужащих и партийных работников.

3. Формирование правящей элиты – Коммунистической партии – основано на специальной подготовке, специальном обеспечении (продуктами, товарами народного хозяйства), классовом подходе при назначении на различные должности.

4. Отсутствие гражданского равенства. В СССР имелись «лишенцы», бывшие собственники и госслужащие, не имевшие гражданских прав (до 1936 г.). Людей не рабоче-крестьянского происхождения вместо армии отправляли в трудовые лагеря. Крестьяне с 1932 г. не получали паспортов и не пользовались никакими соц. правами.

5. Государственная монополия в экономике. В связи с расширением государственного регулирования экономической сферы аппарат исполнительных органов власти был увеличен. В 1934 г. введены производственно-отраслевой и производственно-территориальный принципы госуправления экономикой. Основная проблема в экономике СССР – мотивация труда при ограничении экономических методов управления (сперва – стахановское движение, потом – административные меры).

6. Наличие принудительного труда.

7. Приоритет идеологии над экономикой, политикой, культурой. Идеология марксизма-ленинизма была возведена в ранг религии.

8. Подлог и фальсификация. Все аварии и катастрофы списывались на вредителей.

9. Государственный террор. Террор был направлен на уничтожение некоторых социальных групп, которые могут стать препятствием для новой системы управления. В 30-х гг. наиболее видные вожди революции были казнены или погибли при невыясненных обстоятельствах. После «большого террора» в конце 30-х репрессиям подверглись работники НКВД, осуществляющие террор – Ежов, Агранов. В начале 40-х гг. репрессиям были подвергнуты армейские ряды – чистка от профессионалов, на постах военачальников остались лица, не имевшие подготовки.

В 1931 г. Положение о милиции выводит ее из подчинения местным органам власти, создается централизованная система управления милицией.

В декабре 1936 г. принимается новая Конституция СССР. Основами государственной системы СССР провозглашаются – власть Советов, социалистическая собственность и обязанность каждого трудиться.

Высшим Органом власти является Верховный совет, осуществляющий законодательные функции. Он состоит из 2 палат – Совет Союза и Совет Национальностей, формирующиеся по территориальному и национальному принципу. Совет Союза избирается по норме – один депутат на 300 тыс. населения. Совет национальностей избирается по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме – по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 от каждой а.р., по 5 от каждой а.о. и по 1 от каждого нац. округа. Обе палаты Верховного совета равноправны. Верховный совет избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя, 15 заместителей Председателя – по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет СССР образует Правительство СССР – высший исполнительный и распорядительный орган.

Высшим органом госвласти в а.р. является Верховный совет АССР. В краях, областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов; а высшим органом исполнительной власти – исполкомы в составе: председателя, замов, секретаря и членов.

На основании Конституции 1936 г. в СССР были впервые проведены выборы Советов на основе всеобщего тайного голосования. Прекратилось лишение прав на основании классовой принадлежности. Провозглашалась всеобщая воинская повинность.