Вопрос 6. Государственное управление в удельный период

Вопрос 5. Государственное управление в Древней Руси при Владимире Святом и Ярославе Мудром

Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокняжеской династией. Власть князя не была монархической, т. к. ограничивалась вече.

Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непрерывным войнам между ветвями Рюриковичей.

Функции князя: обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации, сборы и формирование дружины, назначение руководителя народного ополчения – тысяцкого. Во время войны командовал дружиной и ополчением.

Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессиональных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции. Старшие дружинники составляли постоянный совет при князе. На войну они выступали со своим войском. Младшие дружинники – отроки – полусвободные, зависимые от князя, за службу получали вознаграждение деньгами.

Наследием первобытнообщинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения. Никакой закон не ограничивал компетенции вече. Оно решало вопросы княжения – призвания или изгнания, вопрос о войне и мире, право на сбор народного ополчения в военный поход.

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции.

В городах находились царские чиновники, которые переписывали людей «в число» для обложения данью – ЧИСЛЕННИКИ.

В 988 году происходит важнейшее событие в истории Руси – князь Владимир крестит русский народ. Крещение Руси способствовало единству русского народа и определило путь развития российской истории.

Ярослав Мудрый в 1019—1054-ые годы издает первый правовой кодекс Руси, называемый Русская Правда. Она основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержала в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; являлась главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. его наследники пытались поначалу действовать совместно, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они с успехом противостояли натиску кочевников – торков и печенегов – на южных рубежах Древнерусского государства.

Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях между Ярославичами. Этим воспользовались кочевники, чьи орды нанесли им серьезное поражение в 1068 г. в сражении на р. Альте. Началась полоса княжеских междоусобиц, хотя они еще не приобрели характера открытого противостояния.

В связи с половецкой опасностью и для решения общегосударственных дел не раз проводились съезды князей. Наиболее важным из них стал Любечский съезд 1097 г. На нем было принято решение, согласно которому каждый из князей-Рюриковичей имел право владеть своей вотчиной. Впоследствии именно это решение послужило основой для раздробления русских земель.

Лишь благодаря выдающимся способностям государственного деятеля, внука Ярослава Мудрого, великого киевского князя Владимира Мономаха (1113 – 1125) удалось стабилизировать внутриполитическое положение Руси и преодолеть на какое-то время сепаратизм князей перед лицом внешней опасности.

Однако после смерти сына Мономаха, киевского князя Мстислава Владимировича Великого (1125 – 1132) уже распавшийся на несколько ветвей княжеский род Рюриковичей утратил понятие старшинства в династии, и его заменило понятие старшинства в каждой из ветвей.

В результате Древнерусское государство распалось на несколько частей – уделов фактически самостоятельных русских княжеств.

Впоследствии, во второй половине XII в., формируются три наиболее крупных центра русской государственности – на юго-западе, северо-западе и на северо-востоке Русских земель. По мере упадка влияния киевского великокняжеского стола в Южной и Юго-Западной Руси постепенно возвысилось Галицко-Волынское княжество, в Северо-Восточной Руси – Ростово-Суздальская, а затем Владимиро-Суздальская земля, а на северо-западе – так называемая Новгородская республика ("Господин Великий Новгород"), из которой с начала XII в. выделилась Псковская земля.

Три эти центра постепенно приобрели реальный статус самостоятельных государственных образований, внутреннее политическое развитие которых шло своими, несхожими путями.

Если в Галицко-Волынском княжестве наибольшую политическую роль играло боярство, а в Новгородских и Псковских землях важнейшее значение приобрела вечевая система управления, то во Владимиро-Суздальской земле, начиная с правления Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176 – 1212), постепенно оформляется единодержавие великокняжеской власти.

С середины XIII в. Русские земли, утратившие единую государственность, подверглись натиску завоевателей. Самые тяжелые и болезненные экономические, политические и социальные последствия имело, безусловно, татаро-монгольское нашествие, в ходе которого Батыева рать покорила Северо-Восточную и Южную Русь (1237 — 1241 гг.). Впоследствии и Новгородские земли, устоявшие перед шведскими и ливонскими рыцарями, признали свою зависимость от Золотой Орды.

Былое единство исторического развития княжеств бывшей Древней Руси было разорвано.