Формирование государственного аппарата. Органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918г.

Административное законодательство в годы революции

В манифесте от 17.10.1905 г. Говорилось о необходимости «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

В последующем в развитии положений манифеста были изданы следующие НПА:

1) Временные правила о печати от 24.11.1905

Предусматривалась отмена общей и духовной цензуры, автором и редактором разрешалось публиковать любые материалы за исключением оскорбительных для императора и его семьи, призывающих к свержению существующего строя и прочих преступных, а также откровенно безнравственных. Вместе с тем учитывался контроль полицейских властей за деятельностью редакции. Разрешалось закрывать издание в случае малейшего несоответствия положениям правил о печати.

2) Временные правила об обществах и союзах от 04.03.1906

В соответствии с данным нормативным актом под обществом понимали - объединение нескольких лиц, а под союзом - объединение нескольких обществ. Предусматривалось свободное создание обществ и союзов без разрешения властей. Этим НПА впервые были легализованы профессиональные союзы, однако разрешалось создание только таких обществ и союзов которые были угодны правящему режиму.

Министр внутренних дел уполномочен закрывать общества и союзы, если их деятельность признавалась «противоречащей общественному спокойствию или безопасности».

Каждое общество или союз должно было иметь устав подлежащий государственной регистрации. К участию в обществах и союзах не допускались:

-несовершеннолетние;

-военнослужащие;

-учащиеся низших и средних учебных заведений.

3) Временные правила о собраниях от 04.03.1906г.

Разрешалось устраивать собрания свободно без уведомления властей, однако, на таких собраниях могли присутствовать только члены законно существующих обществ и собраний. В противном случае собрание считалось публичным.

Об организации публичного собрания необходимо было заранее на имя полицейских властей направить заявление с указанием точного времени и места проведения собрания, повестки дня, а также фамилии и адресе устроителя собрания и докладчика.

На собрании должен был присутствовать представитель полиции, имевший право в любое время собрание закрыть.

Запрещалось устройство собраний в закрытых помещениях-ресторанах, общественных столовых, гостиницах, а также под открытым небом недалеко от места действительного нахождения императора.

Советский период

Создание основ Советского государства и права октябрь 1917-июль 1918гг.

1.Формирование государственного аппарата. Органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918г.

2.Формирование основ советского права-декреты о суде.

1)26.10.1917 2 – второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов принял обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам» - первый нормативно-правовой акт советской власти. Временное правительство низложено, а съезд берет власть в свои руки. На местах власть переходит к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Устанавливается советская власть.

Ленин разработал концепцию слома государственного аппарата. В соответствии, с которой требовалось ликвидировать старый государственный аппарат, отменить и признать незаконными все нормативно-правовые акты.

Параллельно с уничтожением старого государственного аппарата создается новая система органов власти и управления. Уже на втором всероссийском съезде советов был переизбран центральный исполнительный комитет советов и принят декрет об образовании временного рабочего и крестьянского правительства-Совета народных комиссаров.

Большое значение для формирования нового государственного аппарата имели решения третьего съезда советов:1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 12.01.1918.

Закрепила основы советского государства и основные направления внешней и внутренней политики. В соответствии с п.1 декларации Россия объявлялась республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

01.09.1917. Республика провозглашена временным правительством.

В соответствии с п.2 Российская советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как Федерация советских национальных республик.

Политико-правовой режим определяется ст.9 Конституции 1918г. Политическим режимом является диктатура городского и сельского пролетариата.

2)Резолюция или постановление о федеральных учреждениях республики советов от 15.01.1918г.

В ней были определены высшие органы государственной власти, закреплено разграничение полномочий центральных и местных властей и поставлена задача по разработке и принятию конституции.

В завершенной форме система органов государственной власти и управления была закреплена в Конституции РСФСР принятой 5 съездом советов 10.07.1918г.

3 раздел Конституции «Конструкция Советской власти»

Центральные органы:

1.Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Являлся высшей властью в РСФСР. Формировался из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25 тысяч избирателей и от губернских (областных) уездных съездов советов по расчету 1 депутат на 125 тысяч жителей. Созывался не реже двух раз в год. Также могли созываться чрезвычайные съезды по инициативе Всероссийского центрального исполнительного комитета советов (ВЦИК) или по требованию советов местностей насчитывающих не менее 1/3 всего населения республики.

К исключительному ведению съезда согласно ст.51 Конституции относились:

а)Установление, дополнение и изменение основных начал Конституции;

б)Ратификация мирных договоров;

2.ВЦИК

Являясь высшим органов государственной власти в перерывах между съездами осуществлял законодательные, распорядительные и контролирующие полномочия. Координировал деятельность всех органов советской власти в центре и на местах. Был подотчетен и подконтролен съезду. Действовал в составе до 200 человек. В соответствии со ст.49 полномочия съезда и ВЦИКа в основном совпадали, а вместе с тем согласно ст.52 решение вопросов об изменении государственных границ, отчуждения территории, объявления войны и заключения мира ВЦИК мог осуществлять только при невозможности созыва съезда.

3.Совет народных комиссаров (СНК) -Совнарком.

СНК образовывался ВЦИКом для общего руководства делами РСФСР. В реализации этой задачи СНК издавал декреты, распоряжения, инструкции и принимал все меры необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. Все важные нормативные акты принятые СНК подлежали утверждению ВЦИКом. Согласно примечанию к ст.41 при неотложных обстоятельствах СНК мог принять закон без утверждения ВЦИКом. В состав СНК входили народные комиссары, а именно руководители органов отраслевого управления

Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, ВЦИК и СНК наделены законодательными полномочиями.

4.Нородные комиссариаты (Наркоматы) – Образовывались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления. Всего создано 17 Наркоматов и 1 ведомство на правах Наркомата ВСНХ (Высший совет народного хозяйства).

Местные органы:

1.Съезды советов - Губернские, Областные, Уездные, Волостные.

2.Городские и сельские советы являлись распорядительными органами, осуществляли претворение в жизнь всех распоряжений центральных властей. Срок полномочий депутата совета составлял 3 месяца.

3.Исполнительные комитеты советов(Исполкомы)- исполнительный орган, действующий на постоянной основе.

В основу организации системы органов советской власти был положен принцип демократического централизма, который означал выборность всех звеньев снизу доверху их подконтрольность и подотчетность сверху до низу и предоставление всей полноты власти в решении подведомственных вопросов.