Государство и строй, органы управления.

Тема 6. Государство и право России в период зрелого абсолютизма (первая половина XIX века)

Суд и процесс по Воинским артикулам.

Краткое изображение процессов было издано в марте 1715 года. Нормативный акт регламентировал основные положения военно-розыскного процесса. В соответствии с ним различалось 2 типа судебных учреждений:

1) Гражданский суд, рассматривающий дела в отношении лиц гражданских;

2) Кригсрехт – военный суд, рассматривающий дела в отношении лиц военных:

а) Генеральный кригсрехт, рассматривающий дела особой важности: об оскорблении Его Величества, о бунте, об убийстве высокопоставленного офицера, а также принимал к рассмотрению жалобы на действия высоких и знатных офицеров. Президентом (председателем) суда был генерал-фельдмаршал;

б) Полковой кригсрехт – рассматривал большую часть дел по поводу споров между унтер-офицерами и рядовыми. Президентом был полковник или полуполковник.

В состав кригсрехта номинально входило 13 персон, суд был правомочен, если в составе находилось не менее 7 персон.

Процедура суда. Процесс осуществлялся в 3 стадии:

1. От повещания до ответчикова ответа.

2. От доказов до сентенции (решение суда по делу).

3. От оглашения приговора до совершенного окончания процесса.

Как правило, суд начинался с подачи жалобы. Ответчику посылалась повестка, в которой сообщалось о сумме иска и времени прибытия в суд. В случае невозможности прибытия, ответчика (а равно истца) мог заменить адвокат – бывший представитель, т.е. лицо, заменяющая сторону в процессе (родственник, свойственник и т.д.).

В суде стороны представляли свои аргументы: если ответчик отвергал жалобу, то суд приступал к исследованию доказательств. Стороны и суд общались в процессе или устно, или письменно (по желанию сторон). В 1723 году письменная форма была отменена из-за злоупотребления взятками.

Виды доказательств:

1) Собственное признание стороны – «лучшее свидетельство всего света» - главное доказательство по делу. Оно должно быть подтверждено другими доказательствами.

2) Свидетельские показания – в соответствии с теорией формальных доказательств, показания одних лиц предустановленно оценивались выше показаний других. В частности, знатного над незнатным, духовного над светским, ученого над неграмотным, мужчины над женщиной.

Показание одного лица считались несовершенным доказательством, требующим дополнительного доказывания, а показания 2х и более лиц – совершенным, т.е. бесспорным.

Свидетели обязаны были приносить присягу на суде. Не могли быть свидетелями (17 категорий): клятвопреступники, проклятые (отлученные от церкви), убийцы, разбойники, воры, а также те, «у кого уши и нос резанные», подкупленные, объявленные в суде нечестными людьми, явные прелюбодеи, родственники и слуги жалобщика, младенцы (до 15 лет) и иностранцы.

3) Документы – виды документов: духовные (завещание), реверсы (письменные обязательства), грамотки (прочие письменные документы).

4) Присяга.

Крайний интерес имел допрос с пристрастием (побои) и пытками (гл. 6 раздела II). Разрешалось пытать не только по уголовным, но и по важным гражданским делам. Пытали не только обвиняемого, но и свидетелей. По каждому делу пытать разрешалось не более 3х раз с перерывами для поправки здоровья. Пытке не подвергались: дворяне, высшие чиновники, беременные, недоросли, лица старше 70 лет. Однако, по делам о государственных преступлений и убийствах ограничения снимались.

Решение суда выносилось в письменной форме, приговор оглашался публично. До его оглашения судья был в праве изменить меру наказания, но обязан был указать причину. Приговор мог быть обжалован вышестоящему судье или вышестоящему военному начальнику.

Государство стало еще более многонациональным за счет присоединения Финляндии, Кавказа и т.д. Оно по-прежнему унитарное, авторитарно и т.д. Органы власти:

1. Император – вся полнота власти юридически принадлежала монарху. С 1797 года восстановлен принцип семейного старшинства при переходе царского престола.

2. Неприменный совет – совещательный орган при императоре Александре I, действовал в составе 13 особ (с 1801 по 1810 гг.).

3. Государственный совет – был создан по проекту Спиранского (с 1810 по 1817 гг.). Был создан как совещательный орган по вопросам законодательства и государственного управления. Председателем был сам государь, а членами – лица, назначенные царем и министры. Состав: 35 человек при создании, в дальнейшем до 80 человек в разные периоды.

В структуру государственного совета входили:

- 5 департаментов (дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства польского, департамент законов);

- 2 комиссии составления законов (до 1826 года) и прошении;

- государственная канцелярия во главе с государственным секретарем (делопроизводство).

4. Собственная Его императорского Величества канцелярия – орган, который содействовал императору в осуществлении его полномочий, т.е. помогал царю вмешиваться в любую сферу избегая все другие органы (создана при Николае I).

В структуре канцелярии было 6 отделений:

- Первое отделение: готовило императору доклады о положении дел в стране, занималось рассылкой документов и надзирало за службой гражданских чиновников;

- Второе отделение: проводило кодификационные работы с 1826 года;

- Третье отделение: ведало тайной полицией и жандармерией;

- Четвертое отделение: ведало культурой;

- Пятое отделение: готовило проект крестьянской реформой (относительно государственных крестьян);

- Шестое отделение: готовило присоединение Кавказа к России.

5. Комитет министров был образован в 1802 году. В состав органа входили:

- министры;

- лица, назначенные царем;

- с 1812 года также председатели департаментов Государственного совета;
- Государственный секретарь.
Комитет министров осуществлял руководство и координацию деятельности министерств, толковал законы, заслушивал отчеты министров. В работе данного органа нередко принимал участие царь, притом ни одно решение комитета не имело силы без утверждения.

6. Сенат. В период правления Александра I наряду с судебными функциями Сенат осуществлял также функции по надзору за деятельностью министерств. В дальнейшем вновь становится только судебным учреждением.

Система управления: коллегиальную систему сменяет министерская, которая существует до настоящего времени. В отличие от коллегий, министерства являлись единоначальными органами, прослеживалась четкое отделение функции управления от суда. Во главе каждого министерства стоял назначаемый царем министр. В помощь министру назначался товарищ министра (заместитель).

При каждом министерстве существовал коллегиальный орган, который назывался Совет или Совещательная коллегия. В структуре каждого министерства выделялись департаменты во главе с директорами и канцелярия. Всего в 1802 году было создано 8 министерств:

1) Военно-сухопутных сил;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Финансов;

5) Юстиции;

6) Внутренних дел;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения.

Управление на местах: существенно отличалось управление национальными окраинами: Финляндии и Польши. В 1809 году в результате очередной русско-шведской войны в состав России вошла Финляндия, которая стала называться Великим княжеством Финляндским.

Александр I даровал Финляндии даровал Конституцию. В соответствии с ней сейм – законодательный орган, состоящий из 2х палат и избирался на 7-летний срок. Русский император был главой исполнительной и судебной властью, утверждал законы, принятые сеймом, представлял Финляндию в международной арене.

Правительство Финляндии с 1816 года являлось Императорский финляндский Сенат. Избирался генералом-губернатором, действовал в составе 12 членов. Осуществлял управленческие функции. Территория Финляндии делилась на 8 губерний во главе с губернатором.

В 1815 году в состав России вошло Царство Польское. Статус Польши определялся Конституционной Хартией. В соответствие с ней, органом законодательной власти являлся сейм, избиравшийся представителями польской знати. Состоял из 2х палат: Сенат (верхняя) и Посольская изба (нижняя). Русский император являлся одновременно Королем Польским.

Административную власть в Польше представлял наместник – при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный Совет. Органами отраслевого управления были министерства. Польша могла иметь собственную армию. Территория Польши делилась на воеводства, поветы и гнины. В 1830 году произошло антифеодальное восстание в Польше. После подавления этого восстания, система управления изменилась: были упразднены сейм, госсовет, министерства и польская армия.

Управление в Польше стал осуществлять Административный Совет во главе с наместником. Территория Польши стала делиться на губернии и уезды.