Источники права, Воинские артикулы Петра I.
Система управления
Приказную систему сменяет коллегиальная. Принципиальным отличием было то, что новые органы государственного управления (коллегии) были построены по отраслевому принципу управления и в отличие от приказов основные вопросы компетенции в них решались не на основе единоначалия, а путем голосования по большинству голосов, т.е. коллегиально.
Центральный аппарат:
1. Приказы. Петр I пытался адаптировать систему приказов в условиях проведения реформы: с 45 он сократил число приказов до 25, при этом создал Преображенский приказ, который в начале ведал полками земного строя, а в последующем стал органом политического сыска; приказ Военных дел; Адмиральтийский приказ; Провиантский приказ. Вместе с тем, система приказов уже не отвечала новым политическим реалиям.
С учреждением коллегий, большинство приказов было упразднено, но некоторые продолжали действовать (Аптекарский, Ямской, Преображенский приказы и др.).
2. Коллегии – были образованы в декабре 1717 года по примеру шведской системы управления. В начале их было 9, а в следующем году их стало 12. Система коллегий:
1) Главные коллегии (первейшие): Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел;
2) Финансовые коллегии: Штатс-контора (коллегия, ведавшая государственными расходами), Камер-коллегия (сбор доходов в казну), Ревизион-коллегия (финансовый контроль);
3) Торгово-промышленные: Берг-коллегии (горная и металлургическая промышленность), Мануфактур-коллегия (вся остальная крупная промышленность), Коммерц-коллегия (внешняя торговля);
4) Специальные коллегии: Юстиц-коллегия (надзор за деятельностью судебных учреждений), Вотчинная (земельный фонд дворян), коллегия духовных дел (дела церкви – на основе был в дальнейшем создан Святейший Правительственный Сенод).
Все коллегии имели одинаковую внутреннюю организационную структуру из 2х частей:
а) Присутствие – в него входили: Президент коллегии, Вице-президент, 4 советника и 4 асессора (заседатели)
б) Канцелярия – в нее входили: нотариус, переводчик, секретарь, актуариус, копиист, подьячий 3х статей.
Управление на местах: в 1708 году вводится новое административно-территориальное деление России – было образовано 8 губерний. Во главе стояли губернаторы в 6 губерниях, а в 2х губерниях – генерал-губернаторы.
В 1710 году число губерний увеличилось до 11. Губернии начали делится на провинции: во главе стояли обер-комменданты.
В 1715 году вместо уездов создаются ландрадтские доли, образуемые по количественному признаку (для удобства сбора налогов с населения) и включавшие 5536 дворов.
В 1719 образуются дистрикты – самые мелкие административно-территориальные единицы на подобие волости: сперва гражданские, а с 1724 года – военные.
Губерния – провинция – доля – дистрикт (схема управления).
Упраздняются провинции и дистрикты – вместо них вновь образуются уезды и волости. К середине 18 века было образовано 23 неравновеликие губернии, которыми было трудно управлять.
После Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева, административно-территориальное устройство вновь претерпело изменение. Согласно учреждению для управление губернией 1755 года, административно-территориальные единицы должны были формироваться по количественному принципу исходя из численности населения. Губерния должна была насчитывать от 300 до 400 тыс. душ, а уезд – от 20 до 30 тыс. душ. Таким образом, было создано 40 губерний, а к концу века – 51 губерния.
В каждой губернии образовывалось управление в составе губернатора, вице-губернатора, попечителя богоугодных заведений и др. должностных лиц.
В уездах управление осуществлял капитан-исправник и 2 заседателя.
В 18 веке основным и практически источником права становится закон (нормативный акт). Он понимался как «воля государя, правильно оформленная». Требовалось, чтобы законы имели четкую форму изложения и не нуждались в интерпретации правоприменителями. Толкование к закону могла присоединять только верховная законодательная власть, т.е. монарх. Формы закона:
1) Манифест – самый главный нормативно-правовой акт. Издавались манифесты в самых важных случаях и были адресованы всему населению;
2) Указ – в этой форме нормативные акты затрагивали важные вопросы государственной жизни (Например: Указ о единонаследии, Табель о рангах 1722 года и др.);
3) Устав – нормативно-правовой акт, который содержал нормы материального и процессуального права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности (Устав воинский, Устав морской и др.);
4) Регламент – акт, определявший организацию и порядок деятельности государственных учреждений (Генеральный регламент 1720 года, определявший порядок деятельности коллегий);
5) Жалованная грамота – акт, определявший права и привилегии определенного сословия (жалованная грамота дворянству и жалованная грамота городам 1785 года).
На протяжении всего 18 века создавались Уложенные комиссии по составлению нового свода законов, но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
Воинские артикулы – сбор военного законодательства, состоявший из 4х частей:
1) Устав воинский;
2) Артикул воинский - первый в России уголовный кодекс, который распространялся как на гражданских, так и на военных лиц;
3) Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 года – военно-процессуальный кодекс;
4) Об экзерциции, о приготовлении к маршу, о званиях и должностях полковых чинов.
Все 4 части называются в широком понимании Воинским артикулом. Статьи Артикула воинского называются артикулами. Артикулы воинские – оружейные приемы. Всего 4 значения у артикула.