Соотношение государства с другими элементами политической системы

Государство как элемент политической системы общества

Место и роль государства в политической системе общества

Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, ре­лигиозных, национальных и т.п.) в пределах определен­ной территории.

Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая инте­ресы основной части населения;

• является единственным носителем суверенитета;

• обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обла­дающей специальным аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех членов обще­ства;

•располагает широким набором средств воздействия на сво­их граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

• обладает монополией на правотворче­ство, устанавливает правовые основы функционирования всей по­литической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других по­литических организаций;

• располагает огромными материальными ресурсами, позво­ляющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

•выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Государство выступает в качестве гаранта стабильно­сти в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

Современное демократическое государство обеспечи­вает общественные интересы, концентрирующие интере­сы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие. В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

» традиционные примитивные,

» традиционные цивилизованные,

» государства переходных обществ,

» государства периода промышленных революций,

» государства общества высокого массового потребления.

В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной сре­ды, ликвидация монополизма в сфере экономических отно­шений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирова­ния, важнейшего инструмента решения социальных, куль­турных, природоохранных и иных проблем.

Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации государства и 2 - в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существова­ния государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепля­ются форма государства, устройство государственного аппара­та, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиальная важность права во внутренней органи­зации государства проявляется в том, что оно создает юриди­ческие гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государствен­ными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими ор­ганами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, феде­ральных органов и органов членов федерации является необ­ходимым условием существования федерации как единого, це­лостного государства.

Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные свя­зи государства, право позволяет обеспечить рациональное ус­тройство структуры государства. Нормативно-юридические ак­ты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной ра­боты всех звеньев государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тота­литарным государствам, и цивилизованное управление социаль­ными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демокра­тическим режимом.

Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство госу­дарственной деятельности. Такое качество присуще праву, по­скольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находя­щимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Сложным является вопрос о соотношении го­сударства (политики) и морали.

Государственная власть сталкивается с трудной пробле­мой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согла­сующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устране­ние почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием дея­тельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном зако­ном порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государствен­ных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свер­жению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосу­дарственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их отно­сительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствова­нию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституцион­ного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, со­браний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охра­ной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказы­вают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не озна­чает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.