ВВЕДЕНИЕ
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. VIII отдел Наркомюста Совнаркома РСФСР 1917-1924г. ……………………………………………………………….5
2. 1924 –1929г. ………………………………………………………………………………….14
3. Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (1929-1934гг) …...19
4. Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (1934-1938гг) …...27
Заключение ……………………………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………………………..33
Во второй половине XIX столетия к «проклятым» вопросам, над которыми мучительно размышляло российское общество, добавился еще один — о свободе вероисповеданий. Каковы же должны быть взаимоотношения государства и церкви? — спорили представители различных социальных слоев, движений и групп, полагая, что ответ на этот главный вопрос и определял свободу и несвободу личности в выборе религии, права верующих и неверующих, место и роль религиозных организаций в обществе и т. д. Царское правительство и государственная церковь — Российская православная — выступали за сохранение союза государства и церкви. Либеральная буржуазия ратовала за определенные реформы в государственно-церковных отношениях, изгнание из общественной жизни наиболее вопиющих феодально-крепостнических пережитков в религиозной политике государства, хотя и не считала возможным поддерживать полное отделение церкви от государства, В социалистическом движении России, и прежде всего со стороны большевиков, выдвигался и отстаивался тезис «отделения церкви от государства и школы от церкви» История распорядилась так, что каждая из сил, стоявших на перечисленных выше позициях, имела шанс осуществлять свое видение государственной церковной политики. Самодержавие располагало наибольшим историческим временем, но к началу XX столетия все свидетельствовало о банкротстве его «религиозной политики». Об этом же говорят и уступки, на которые в годы революции 1905—1907 гг. вынуждено было пойти правительство. Указы о веротерпимости, о порядке устройства старообрядческих общин привносят в общество элементы религиозной свободы. Либералы теперь получили возможность реально повлиять на изменение церковного курса. В Государственную думу вносится на рассмотрение ряд вероисповедных законопроектов, с принятием которых связывалось расширение религиозных свобод. Однако наступившая после поражения революции полоса реакции не позволила этим надеждам сбыться. Но одновременно неразрешенность религиозного вопроса становилась существенным элементом складывающейся в России революционной ситуации., Февральская революция снимает Многие препоны в утверждении свободы вероисповеданий. Временное правительство своими постановлениями «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (20.03.17), «О свободе совести» (14.07.17) и рядом других провозглашает равенство граждан в экономической, социальной и политической областях вне зависимости от их отношения к религии, свободу вероисповеданий, создает нормальные условия для жизнедеятельности национальных церквей: грузинской православной, армяно-григорианской, греко-католической и католической . Но Февраль не только дал свободу действий либерально-буржуазным кругам, но одновременно обрек их и на открытое соревнование идей по церковному вопросу с социал-демократической рабочей партией, которая боролась и агитировала за отделение церкви от государства и школы от церкви. Следует признать, что Временное правительство постепенно теряет инициативу в разрешении религиозного вопроса. Его обещания остаются зачастую нереализованными, а принятые решения пробуксовывают в аппаратных хитросплетениях. Оно недооценивает напора народных масс (и это особенно стало явным к лету — осени 1917 г.), которые все чаще высказываются за радикализацию «вероисповедной политики, т. е. за отделение церкви от государства, равенство (на практике) религий, национализацию церковной и монастырской собственности, признание права на вневероисповедное состояние, освобождение верующих от опеки «церковного аппарата», отделение школы от церкви, бесплатное светское образование и т. д. Идея отделения церкви от государства все оживленнее обсуждается среди верующих. И находит сочувствие у представителей ранее «гонимых» и «терпимых» религий — старообрядцев, мусульман, католиков, баптистов. Показательно, что в постановлении епархиального съезда (собора) греко-католической церкви, состоявшегося в мае 1917 г. в Петрограде, было записано: «Считаем для нас в настоящее время необходимым полную независимость церкви от государства». Да и среди членов православной церкви находились те, кто выступал за отделение. Но абсолютное большинство приходского духовенства и иерархии было на стороне иных взглядов, таких, какие, например, высказывал князь Е. Н. Трубецкой на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (июнь 1917 г.): «Лозунг отделения церкви от государства выдвигается против церкви людьми, ей враждебными или к ней равнодушными. И в наших рядах, и на епархиальных съездах он может быть поставлен только по недоразумению. Отделение церкви от государства есть полное упразднение церкви, коего мы допустить не можем и не должны». И даже в бурный 1917 год Российская церковь не спешила освободиться от сковывающих ее «золотых цепей», не могла «бросить» своего давнего исторического союзника. Не случайно в информациях с мест в адрес новой власти отмечалось: «Священники даже в пригородах Петрограда продолжали поминать царя и держали себя так, как будто ничего не случилось . Наибольшие симпатии к старой власти и наименьшую активность в возвещении начали нового строя проявило, между прочим, повсеместно духовенство. Нет почти ни одного делегатского отчета, в котором не было бы указаний на это». Октябрь 17-го предоставил исторический шанс теперь уже большевикам реализовать свою «церковную программу». Они «доделывали» решительно и настойчиво буржуазные реформы, благо, предшественники их больше провозглашали эти реформы, чем реализовывали на практике. Казалось, у партии есть не только политическая власть, но и понимание и уверенность в том, что делать и как делать для окончательного разрешения «религиозного вопроса». Как же распорядилась .она своим историческим шансом? Проблема государственно-церковных отношений многоаспектна, и многообразны подходы к ее освещению. Я остановился только на одном аспекте этой проблемы, стремясь воссоздать малоизвестную историю государственных органов — VIII отдела Наркомюста Совнаркома РСФСР, Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИКа (1929—1934 гг.) и П6-стоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИКа СССР (1934—1938 гг.), которые непосредственно проводили государственную политику в церковном вопросе в первые два десятилетия после победы Октября.