Значение христианизации в социальной, политической, культурной и общественной жизни Руси.

Древнерусское государство, его образование, основные этапы и сущность этого процесса.

Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд и Дир, отправившись на юг, захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью Киев и Новгород. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в 18 в. «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в 9—10 в. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Еще в 18 в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа: 1 (вторая половина 9—10) — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации; 2 (конец 10 – 11) расцвет Киевской Руси; 3 (конец 11 — первая половина 12) — начало распада Киевской Руси, феодальная раздробленность. Выделяются два основных класса — крестьяне и феодалы. Класс феодалов составляла военно-княжеская знать с великим князем во главе, бояре, старшие дружинники. Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя. Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей: объединение всех племен восточных славян; обеспечение купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком; овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом. После смерти Олега его дело продолжил Игорь. После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью. В 941 г. Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно. В 944 г. он снова пошел на Византию, и ему удалось заставить византийцев подписать договор. Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. В 945 г. древлянский князь Мал, поднял восстание против Игоря, во время которого он был убит. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли осетин и черкесов на Северном Кавказе. Таким образом, в 964—967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы — Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был, отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе, в Крыму. Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы; язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, обещая бедным лучшую жизнь в ином мире. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); принятие христианства уравняло Киевскую Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами; церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки; христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов.