Государство в политической системе общества.

Государство – это суверенная универсальная организация политической власти призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций.

Сущность государства – организация политической власти в обществе (формальный аспект); чьим интересам служит государство (содержательный аспект).

Государство, исходя из сущности, может быть:

· Классовое – выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса (Римская империя)

· Социальное – выражает и отстаивает интересы общества в целом.

Типология государства – это отражение логики естественноисторического процесса развития государства, исторически неизбежной смены одних типов другими; один из приёмов познания процесса развития государства.

Подходы к типологии государства:

1. Формационный подход.

Формация– определённая стадия развития общества, а также структура общества, присущая данной стадии и определяемая способом производства. Формационный подход рассматривает государство в зависимости от типов общественно-экономических формаций (К.Маркс и Ф.Энгельс):

· Рабовладельческое

· Феодальное (Римская империя)

· Капиталистическое

· Социалистическое (Куба)

Достоинства: продуктивна сама идея делить государства на основе социального неравенства, поэтапность и естественный механизм развития государства.

Недостатки: рассматриваются только способы производства, не учитываются религиозные, культурные, географические особенности государства.

2. Цивилизационный подход. Типология на основе А

Цивилизация – это определённый уровень развития общества, его материальной и духовной культуры. В данном подходе типы государств выделяются в зависимости от совокупности культурных факторов.

Типы государств в зависимости от совокупности критериев в цивилизационном подходе могут быть определены:

1) В зависимости от уровня экономического развития (Уолт Ростоу)

· Традиционное общество – основано на доньютоновской науке и технике на преобладании с/х. (все рабовладельческие государств и часть феодальных)

· Переходные общества. Трансформация традиционного общества в более развитой период, обусловленный возникновением и развитием обрабатывающей промышленности.

· Общество, переживающее процесс «сдвига». Характеризуется интенсивным научно-техническим развитием в промышленности и в с/х.

· Современное (созревающее) общество. Характеризуется достижением устойчивого промышленного выпуска продукции над ростом населения.

· Общество, достигшее наивысшего уровня народного потребления. Характеризуется периодом, когда ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и оказания услуг; с возникновением государств всеобщего благоденствия.

2) В зависимости от общности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков выделяется более 20 цивилизаций. (Тойнби)

Достоинства:

1) выделение фактора культуры как существенного в определённых условиях развития государственности.

2) Более «заземлённая» типология в связи с расширением духовных критериев.

Недостатки:

1) переоценка социальных факторов.

2) По сути, это типология общества, а не государства.

Тип государства определяет форму государства и её особенности.

Форма государства – это совокупность элементов, характеризующих организацию верховной государственной власти (форма правления) и внутреннего национально-территориального устройства государства (государственно-территориальное устройство), приёмы, методы и способы осуществления государственной власти (государственно-правовой режим).

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. («кто правит?»)

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царь, король, фараон, император, шах). В большинстве случаев, является пожизненной и передаваемой по наследству.

Признаки монархии:

· Передаётся по наследству

· Бессрочность власти

· Не зависит от населения

Виды монархии:

1. Абсолютная монархия – полнота власти сосредоточена в руках монарха, ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует (Франция при Людовике 14);

2. Сословно-представительная монархия – характеризуется наличием при монархе сословных учреждений (Земский собор) – Россия при Алексее Михайловиче (отец Петра 1);

3. Дуалистическая – переходная форма правления от абсолютной к ограниченной, когда ни монарх, ни представительный орган не обладают всей полнотой власти. Существует как правило, не продолжительное время (Россия в 1905-1906 гг);

4. Ограниченная – власть монарха ограничена парламентарными учреждениями, исполнительная власть от его имени осуществляется правительством (Великобритания, Япония).

Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются, либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республики:

· Выборность власти

· Срочность

· Зависит от населения

Виды республик:

1. Президентская – президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками.

Президент свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку всем кабинетом или персонально. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом; является главнокомандующим вооружёнными силами; представляет государство на международной арене. Правительство ответственно перед президентом. (США)

2. Парламентская – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несёт перед ним политическую ответственность. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте. Парламент может вынести вотум недоверия как правительству в целом, так и отдельным министрам, и тогда они уходят в отставку. (Италия)

«Нечистые» формы правления:

1. Смешанная республика – содержит элементы как президентской, так и парламентской. Правительство подответственно как президенту, так и парламенту. (Греция с 1945, )

2. Полупрезидентская республика – устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства (Египет, Турция)

3. Полупарламентская – устанавливается усложнённый порядок объявления вотума недоверия правительство (Россия по Конституции 1993 г)

4. Президентско-монократическая – существуют при однопартийных системах, а их Конституции предусматривают пожизненных президентов (Индонезия, Тунис)

5. Монархическая республика – предусматривает переизбрание монарха через определенный срок (ОАЭ)

6. Теократическая республика – осуществляется юридическое закрепление участия духовенства в управлении государством (Иран по Конституции 1978 г)

Государственно-территориальное устройство («где правит?»).

Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

2 формы территориального устройства:

1) Простая (унитарные государства) – форма, характерная для цельных единых централизованных государств, состоящих их АТЕ и не имеющих в своём составе государственных образований. Характеризуются наличием единой системы центральных органов власти и управления, единой Конституцией, гражданством, судебной системой. При этом, могут быть как одно- (Вьетнам, Япония), так и многонациональными (Франция).

2) Сложная форма – представляет собой государств или обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью.

· Конфедерация – объединение государств, сохраняющих свою независимость имеющие собственные органы государственной власти и управления и создающие при этом специальные объединённые органы для координации действий в определённых целях. Совмещает в себе черты международно-политического союза и государственной организации, является переходной формой к федерации либо к распаду на отдельные государства.

Признаки конфедерации:

- Образуются на основе договоров;

- субъекты конфедерации имеют право свободного выхода;

- суверенитет принадлежит государствам, входящим в её состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации;

- предметы ведения конфедерации решают не большой круг вопросов (войны и мира), формирование единой армии, внешней политики, разрешение споров между субъектами конфедерации. Расширение этих вопросов возможно только с согласия всех членов Конфедерации;

- в конфедерациях образуются только те органы власти, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам;

- парламент конфедерации формируется представительными органами субъектов, при этом, делегаты субъектов неукоснительно следуют выгодным им инструкциям и указаниям;

- постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных

полномочий;

- субъектам конфедерации принадлежит право нулефикации (отказа в признаний либо отказа в применении акта союзной власти);

- бюджет конфедерации формируется за счёт добровольных взносов;

- конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения, как и правом принудительного взыскания взносов;

- как правило, в конфедерации отсутствует единая денежная система;

- нет союзного гражданства;

- субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;

- воинские формирования набираются субъектами конфедерации, при этом может сохраняться их двойное подчинение.

· Федерация –союз государственных образований (субъектов федерации), имеющих своё собственное административно-территориальное деление, обладающих юридически определённой самостоятельностью. Характеризуются существованием 2х систем высших органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации), наличием Конституций (конституционных уставов), законодательной компетенцией, системой права, правой сецессии (право свободного выхода) и определённым суверенитетом субъекта и как правило, общефедеральным гражданством и гражданством субъекта.

Виды федераций:

1. По способу образования:

a) Договорные (США)

b) Конституционные (Эфиопия)

c) Договорно-конституционные (РФ)

2. По правовому положению субъектов:

a) Симметричные (США, Бразилия)

b) Ассиметричные (субъекты федерации неравноправны, некоторые из них могут обладать особым правовым статусом) (Канада, Россия)

3. По разграничению предметов ведения и полномочий:

a) Кооперативные – имеют 3 сферы ведения и полномочий: федераций, субъектов федераций и совместного ведения (РФ)

b) Дуалистические – не имеют сферы совместного ведения и полномочий (США).

Особенности федерации:

· Империя

25.10.12

Государственно-правовой (политический) режим –совокупность приёмов методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. («как правят»)

Демократический режим характеризуется:

· Конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека

· Равноправие всех граждан

· Гласность в деятельности государства

· Наличие ряда политических, в том числе оппозиционных партий

· Выборность центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям

· Подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, формируемых путём назначения перед выборными органами.

Антидемократический режим характеризуется

· Значительным ограничением прав и свобод граждан

· Возможностью запрещения политических партий и других организаций

· Ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов (авторитарный режим)

· Полным контролем государства над всеми сферами жизни общества

· Ликвидацией демократических прав и свобод

· Уничтожением оппозиционных организаций

· Широким использованием террористических методов правления (тоталитарный режим – Ирак), соединённый с дискриминацией вплоть до физического уничтожения по национальному признаку (нацистский режим – Гитлеровская Германия) или расовому (россисткий режим - ЮАР), признанием войны, как необходимого условия существования общества и государства (фашисткий – Италия при Муссолини).

Функции государства – направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач.

Признаки функций государства:

· предметная, устойчиво сложившаяся деятельность в той или иной сфере общественной жизни

· Наличие непосредственной связи между сущностью государства и его социальным назначением

· Направленность на выполнение конкретных задач тех или иных целей, которые на каждом историческом этапе развития общества.

Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами присущими государственной власти.

По сфере деятельности: внешние (решение вопросов вне государства - защитная) и внутренние (решение вопросов внутри государства - правоохранительная)

По ветвям государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная.

По времени действия: постоянные и временные.

По значению: главные и неглавные.

По значению для сущности государства: основные и неосновные

По сферам общественной жизни.

Внутренние функции государства:

1. Современная экономическая функция государства– выработка экономической политики, установление правовых основ рынка и ценовой политики, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав потребителей, защита конституционного строя, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности. Состоит в признании и законодательном закреплении, а также в государственной гарантированности и защите данных ценностей.

2. Функция налогообложения и взимания налогов – формирование, пополнение казны за счет всех налогов, а также финансовых сборов, пошлин и платежей.

3. Экологическая функция – обеспечение экологического благополучия граждан и их экологической безопасности.

4. Социальная функция – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Внешние функции государства:

1. Функция обороны – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии, а также организация борьбы против подрывной деятельности иностранных государств.

2. Обеспечение мира и поддержание мирового порядка – сохранение мира, разоружение, ликвидация ядерного оружия и предотвращение ядерной борьбы.

3. Интеграция в мировую экономику – развитие интересов РФ в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством интеграции в мировую экономику.

4. Сотрудничество с другими государствами – по решению общих проблем заключается в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений вопросов, затрагивающих интересы народа и человечества в целом, требующих международного реагирования. Например, вопросы, связанные с развитием пиратства, терроризма.

Формы реализации функций.

1. Правовая – правотворческая разработка и принятие (издание) юридических норм; правоприменительная (реализация прав и свобод граждан через деятельность органов государства); правоисполнительная (принятие мер по исполнению права); правоохранительная (надзор и контроль за реализацией норм права, принятие мер принудительного характера к нарушителям).

2. Организационные – организационно-регламентирующая деятельность по решению тех или иных политических задач; организационно-хозяйственная деятельность по материальному обеспечению выполнения функций; организационно-идеологическая – разъяснительная деятельность по реализации функций государства.

Механизм государства – система взаимодействующих государственных и негосударственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права и осуществляющих (реализующих) функции государства.

Элементы механизма государства в широком смысле – государственный аппарат, государственные организации – осуществляют выполнение социальных, научно-исследовательских и иных общественно полезных функций, не имеют государственно-властных полномочий (научно-исследовательские, информационные центры).

Государственные учреждения создаются для выполнения социально-духовных функций и не имеют властных полномочий (учреждения здравоохранения, культуры).

Государственные предприятия – коммерческие организации, основанные на государственной форме собственности и созданные в целях реализации функций государства (чеканка монет, перевозка населения).

Признаки государственного органа:

1) формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции;

2) выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности;

3) имеет юридически закрепленную структуру, компетенции (совокупность прав и обязанностей), территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, порядок взаимоотношения его с другими государственными органами;

4) наделяется полномочиями государственно-властного характера, состоящими, прежде всего, в праве создавать правовые акты и обеспечивать их реализацию;

5) наделяется определенными материальными средствами.

Государственный орган – относительно самостоятельная структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Система государственных органов, при помощи которых осуществляется реализация внешних и внутренних функций государства, называется государственным аппаратом (механизм государства в узком смысле).

Классификация государственных органов:

1. По принципу разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная.

2. По признаку федеративного устройства: федеральные и субъектов РФ.

3. По порядку образования: первичные (выборные, представительные, члены которых избираются населением) и вторичные (производные, в образовании которых население непосредственного участия не принимает).

4. По характеру компетенции: общие (входит принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органа) и специальные (осуществляющие деятельность в какой-либо узкой сфере).

5. По способу принятия решений: единоначальные (решение принимается руководителем органа) и коллегиальные (решение принимается большинством голосов, составляющих соответствующий орган).

6. По времени действия: постоянные и временные.

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. кабинет министров образуется при всех формах правления и может иметь статус совещательного органа. Статус и фактическая роль Правительства определяются формой правления и особенностями политического режима.

Важнейшие полномочия Правительства:

1. формирование гос. аппарата и управление его деятельностью;

2. исполнение законов;

3. составление и исполнение бюджета;

4. осуществление внешней политики;

5. участие в законодательной деятельности;

6. принятие НПА, конкретизирующих законодательство.

При парламентской форме правления Правительство формируется партией большинства в нижней палате парламента. Президент не входит в состав правительства и не может менять проводимый правительством политический курс.

При президентской форме правления соединяются функции главы государства и главы правительства в руках президента, избираемого населением или в коллегии выборщиков.

При смешанной форме правления президент формирует правительство, ответственное пред ним и парламентом. Формально глава правительства – премьер-министр, фактический – президент.

При конституционной монархии монарх формально сохраняет право назначения главы правительства и министров, однако, занять место могут только лица, обладающие поддержкой парламента или его нижней палаты. Правительство ответственно перед парламентом, монарх не располагает дискреционными полномочиями.

Министерства– основное звено системы органов центрального управления. Формируются для организации государственного управления в наиболее важных социальных, экономических, политических сферах жизни. Главы их входят в состав правительства.

Специальные органы при главе государства и главе правительства создаются для осуществления контроля над деятельностью министерств и ведомств.

Ведомства – агентства, бюро, комиссии, службы, осуществляют функции управления в сферах, которые не охватываются министерствами.

Судебная власть – представляется системой судов, осуществляющих правосудие.

Государственный аппарат федерации. Особенности:

1. государственной властью обладает как федерация, так и ее субъекты;

2. система органов власти построена на основе принципа разделения властей как в федерации, так и в субъекте;

3. наряду с «вертикальным» имеет место «горизонтальное» подчинение;

4. особую систему могут составлять органы прокуратуры.

Органы законодательной власти. Парламенты, как правило, двухпалатные. Нижняя избирается населением, верхняя представляет интересы субъектов федерации. Обе палаты, как правило, имеют равные права, но каждая обладает только ей присущей компетенцией, определяемой Конституцией.

Формирование верхней палаты может осуществляться путем всеобщих выборов в субъектах федерации, косвенными выборами (законодательными органами субъектов), назначением (Россия). Представительство субъектов может быть различным: равное (сколько субъектов, столько представителей (США, РФ)), в зависимости от численности населения (Германия), представительства народностей (Эфиопия).

Исполнительная власть. Принадлежит главе государства и правительству, а также исполнительной власти субъектов.

Судебная власть. Наличие 2х систем: федеральной и каждой из субъектов. Судебная система рассредоточена по федерации и представлена специальными судами по отраслям.

 

Политическая система общества в широком смысле – система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе.

Элементы:

1) субъекты политики (нации, классы, социальные группы);

2) представители их интересов (объединения, организации, государства, личности);

3) политические отношения, политические связи, политические знания субъектов политики;

4) политические нормы – общие правила поведения в политических содружествах.

Политическая система в узком смысле – это система всех государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций и отдельных граждан, принимающих участие в политической деятельности общества.

Государство – ядро политической системы общества:

1) выступает представителем интересов всего общества,

2) является обособлением суверенитета народа, природным реализатором его права на самоопределение,

3) только государство выполнят общесоциальные функции.

4) только государство может защитить права человека на своей территории,

5) имеет специальный аппарат, без которого выполнять соответствующие функции невозможно,

6) устанавливает общеобязательные правила поведения, юридические нормы,

7) представляет все общество на международной арене.

 

1.11.12