Понятие политического режима

Конфедерация

Федерация

Виды форм государственного устройства

Содержание формы государственного устройства

Подформой государственного устройствапонимают адми­нистративно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами.Форма госу­дарственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государст­ва — территориальной организацией населения. При всей кажу­щейся абстрактности форма государственного устройства са­мым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (поддан­ных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечаю­щие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государ­ства можно подразделить на унитарные (единые государствен­ные образования); федерации (союзы относительно самосто­ятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объ­единения, союзы суверенных государств).

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Унитарноегосударство

Унитарное(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

1. Один Основной Закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многона­циональнымиунитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

Федерация- соединенное, союзное государство(от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Существует несколько видов федеративных государств:

- основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);

- симметричные и асимметричные;

- договорные, учредительные и конституционные.

Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.

Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).

Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образова­ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

4.Государственный (политический) режим

Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.

Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав­ные части политической системы: политические партии, общест­венные организации, трудовые коллективы (а также и «внеси­стемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — ис­пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха­рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии "государственный режим".

Для характеристики формы государства име­ет важное значение политический режим какв узком смысле слова(совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широкомсвоем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни).